ГЛАВНАЯ РОЛЬ КОРИФЕЯ ЭСТРАДЫ
Недоумение вызвала в свое время встреча действующего Президента России с теми, кто до того участвовал в предвыборной кампании в качестве доверенных лиц главного кандидата на первый пост в стране. Вроде бы, до того встречаться со своими единомышленниками — понятно, но вот — после, не совсем. И каков стал их статус, когда и их усилиями совместными тоже удалось поддержать того, кто претендовал на победу в избирательном марафоне, и эту победу одержал бесповоротно и уверенно.
Но вот смотришь эфиры прайм-тайм Первого канала и понимаешь, что бывших доверенных лиц Президента не бывает.
Шоу «Один в один!» — в жюри Геннадий Хазанов, шоу «Минута славы» — в жюри Геннадий Хазанов, шоу «Повтори!» — в жюри Геннадий Хазанов. Передача «Кто хочет стать миллионером» — с Анной Большовой в паре играет против Дмитрия Диброва Геннадий Хазанов. И выигрывает в честной и бескомпромиссной борьбе 800 000 рублей.
Это несколько лет назад артист на прощальном концерте изображал Вильяма нашего Шекспира, а на своем Неконцерте в двух отделениях Сталина и других знаменитостей прошлого времени.
А совсем недавно — английскую королеву в женском платье, на юбилее Волчек в театре «Современник» — также в женском платье — Фаину Раневскую. Если учесть, что и в «Один в один!», и в «Повтори!» заданы трансформации мужчин в женские образы и наоборот, неясным становится, почему на Первом пропагандируется то, что, формально, можно назвать пропагандой нетрадиционной ориентации, и то, зачем в этом участвовало действующее бессрочно доверенное лицо Президента РФ.
Пока оставим риторический вопрос без ответа и вспомним творческую и не только биографию Геннадия Хазанова.
Он ярко и уверенно заявил себя на советской эстраде. Но из всего разнообразия его достойных и по-настоящему смешных номеров почему-то остались в памяти исполненные им монологи Лиона Измайлова в маске учащегося кулинарного техникума.
Потом, уже в постсоветское время сохранилось воспоминание о монологе Семена Альтова «Геракл», в котором Геннадий Хазанов несколько прямолинейно и грубовато пародировал ушедшего за десятилетие до того Генсека КПСС Леонида Брежнева.
Ну, а озвучка попугая Кеши из прекрасного мультика про пропавшего пернатого, можно сказать, стала классикой отечественного кино такого формата.
Как и роль курортного фотографа в комедии «Маленький гигант большого секса». (Кажется, так назывался тот фильм.)
Уже в более обозримые годы провалом закончилась попытка вести шоу на канале «НТВ», как и совмещение в одном лице и артиста, и руководителя Государственного театра эстрады в Москве. Геннадий Хазанов играл там на сцене в спектаклях, поставленных режиссером Трушкиным и явно премьерствовал, что не шло на пользу художественному впечатлению от увиденного.
Той трепетности, которая заявлена им была в «Игроках» по Гоголю, поставленных участниками «Артелью-ХХI» во МХАТе имени Чехова, здесь уже не было.
Но чем дальше, тем больше заметнее стала неудовлетворенность артиста тем, что он делает. Уже будучи не один год во главе Театре эстрады, сменив на этом посту Бориса Брунова, Геннадий Хазанов сказал как-то в сердцах, что на его спектакль пришло всего 700 зрителей. И это означает, что пора уходить со сцены. (В недавней передаче «Приют комедианта» Михаил Швыдкой, обращаясь к Геннадию Хазанову, поощрительно заметил, что не надо уже покорять тому стотысячный стадион, а достаточно взять зал на 6 000 зрителей. Но, видно, что по праву знаменитому артисту все же хочется немного большего, что и дает ему телеэкран.)
Начиналось с передач «Познер» и «Временно доступен». И пошло, и пошло.
Но два слова о политической карьере. Недолгое, кажется, время Геннадий Хазанов выступал в роли руководителя Московской еврейской религиозной общины. Из его деятельности на этом посту запомнился митинг-концерт у Главной хоральной синагоги столицы, что в Спасоглинищевском переулке (бывшая улица Архипова). В новостном сюжете, прошедшем в телеэфире после этого мероприятия, похожего на то, что в начале семидесятых было в Доме дружбы народов на Арбате, Хазанов заметил что-то в том духе, что уезжать из России никто не собирается. Было ли это его личным мнением или нет, сложно узнать. Как и то, есть ли у него теперь израильское гражданство, какое было прежде. Или он от него окончательно отказался.
И вот в 2012 году группа известных деятелей культуры и искусства пережила в своем роде звездный час, попав в число доверенных лиц основного кандидата на президентский пост.
Может быть, в контексте того события — первой встречи со своими доверенными лицами до выборов, и второй — после выборов, яснее становится та значимость, то влияние, те полномочия, которыми теперь облечены эти лица. В том числе и Геннадий Хазанов.
Тогда его непременное участие в телепроектах на Первом канале, может быть, и есть не только зенит его общественной активности, а и главная роль его жизни? Серьезный и сильный шаг от искусства в политику и возвращение в новом качестве из политики в искусство. Успех заслуженный и долгожданный, достойный уже не аплодисментов, а аплодисментов, переходящих в овацию, как в старые советские времена. И без смеха, без фиги в кармане, а так, как и должно быть с большим артистом, мастером разговорного жанра, практически классиком отечественной эстрады. Браво!
Илья Абель, Москва