ВЫДАЮЩИЙСЯ ТАНЦОВЩИК, БАЛЕТМЕЙСТЕР И ПЕДАГОГ, СОВЕРШЕНСТВОВАВШИЙ И ОБНОВЛЯВШИЙ ИСКУССТВО БАЛЕТА
110-летию со дня рождения А.Ф.Мессерера посвящается
«Всё в мире кружащийся танец
и встречи трепещущих рук»
Александр Блок
«…на свете нет лучшей радости, чем талант другого человека, ведь его дар — это дар нам»
Белла Ахмадулина
Тем, кто видел Асафа Мессерера на сцене, невероятно повезло. Его исполнение партий Филиппа («Пламя Парижа»), Шута («Золушка»), Петрушки («Петрушка»), Зигфрида (Лебединое озеро»), Колена («Трудная предосторожность»), Базиля («Дон Кихот»)…, было всегда впечатляющим событием, вызывающим неподдельный восторг зрителей. Виртуозность, пластика, выразительная экспрессия, обеспеченные безупречной техникой,— вот что отличало талантливого танцовщика. Наряду с этим, он был замечательным балетмейстером и педагогом. Во всех этих сферах ему удалось проявить себя незабываемо и ярко. Поэтому и остался выдающейся личностью в истории культуры и искусства.
Жизненный и творческий путь Асафа Михайловича Мессерера интересен и поучителен. Он родился в Вильно (Вильнюс) 19 ноября 1903 года. В то время Литва была в составе Российской империи. Семья Михаила Борисовича Мессерера и его жены, Симы Моисеевны Шабад, была многодетной. Всех дочерей и сыновей отец наделил библейскими именами. Он был начитанным человеком, знающим восемь языков, в том числе иврит с которым, по словам его дочери, Суламифь, «…у него был вообще роман жизни». Способности к освоению языков у него были феноменальные: многие ли могут выучить английский в 70 лет? Благодаря его целеустремлённости и прозорливости семья вырвалась из еврейского гетто и поселилась в Вильно. Для того чтобы получить образование, он поехал в Харьков. Здесь Михаил Борисович не только сдал экстерном экзамены за гимназию, но и поступил на медицинский факультет университета, после окончания которого получил диплом зубного врача, давший ему право на жительство и практику в Москве. Воспользовавшись этой возможностью, семья в 1904 году оказалась в столице. Рассказывая об отце, Асаф Михайлович подчёркивал, что ему были присущи черты философа. А его актёрские способности особенно проявлялись в моменты, когда он в лицах изображал разные истории. Эти способности отца к лицедейству унаследовали дети. Стоит ли удивляться, что большинство из них посвятили свою жизнь искусству. Раиса Мессерер, будущая мать великой балерины Майи Плисецкой, стала артисткой немого кино; Азарий Мессерер (Азарин) и Елизавета стали театральными актёрами; Суламифь Мессерер — знаменитой балериной, а Асаф Михайлович Мессерер — не только великолепным танцовщиком, но и не менее выдающимся балетмейстером и педагогом.
В своей книге воспоминаний «Танец, мысль, время», Асаф Михайлович писал о том, что в детстве, помимо катания на коньках, увлечения футболом, бегом на короткие дистанции, фехтованием, теннисом, гимнастикой, кинематографом, он «испытывал огромное любопытство ко всяческим городским зрелищам». «Более всего меня привлекала поэзия уличных сцен, разнообразие поз, жестов, выражений лиц», — писал он. В то же время, Асаф Михайлович подчёркивал огромное влияние, которое оказывал на него старший брат, Азарий. Это он приобщил к театру всю семью. Асаф, в частности, настолько заинтересовался театром, что тоже стал посещать драматические спектакли, оперу… Однажды, уже будучи юношей, он оказался на галёрке в Большом театре. В этот вечер публике был представлен балет «Коппелия». Юноша воспринял происходящее на сцене как «сказку, веселье, игру» а движения танцовщиков произвели на него особенно ошеломляющее впечатление. Асаф признавался: «чувство — танцы это моё» возникло после посещения «Коппелии». Так или иначе, но это событие оказалось определяющим в выборе им профессии. Желание стать танцовщиком стало неотвратимым, и он решил поступить в хореографическое училище при Большом театре. Однако ему не повезло. В училище его не приняли. Причина для отказа состояла в том, что Асафу было уже 16 лет Выход, всё же, нашёлся: азы танцевального искусства он постигал в частной студии Михаила Мордкина, которой руководила бывшая балерина Большого театра, А.М.Шаломытова. Уроки классического танца преподавали артистки балета Большого театра Е.И.Павлова, а несколько позже Л.Соколовская. Асаф безоговорочно принял концепции Инициативной группы, созданной Н.С.Греминой, преобразованной затем в Мастерскую драматического балета, и вошёл в неё. Основополагающим стержнем эстетической программы Н.С.Греминой был тезис о том, что «танцу необходимы правдоподобие сценического поведения, смысловая оправданность жизненная достоверность».
Поначалу ему пришлось испытать довольно серьёзные трудности в освоении технических приёмов танца. Но уже через несколько месяцев он добился существенного прогресса. Обучение в студии было платным. Возникла необходимость зарабатывать деньги. Эта возможность у него появилась, когда ему удалось пройти по конкурсу и быть принятым в труппу Нового Театра, репертуар которого включал оперные, драматические произведения, балет. Он участвовал в «Виндзорских красавицах», совместно с Игорем Ильинским в шуточных представлениях, танцевал в концертах гопак, фарандолу. В балете «Коппелия» Асаф великолепно исполнил в дивертисменте классическую вариацию. Его выступление привлекло внимание ещё молодого тогда Ю.Файера, дирижировавшего спектаклем. Поражённый высокой техникой юного танцовщика, Файер спросил, как долго он танцует. Ответ был быстрым и кратким: «Всего полгода». Его занятия танцами оставались тайной для родственников. Однако, как правило, тайное становится явным. Удивлению их не было предела, когда Азарий рассказал им, что видел брата, танцующим в «Виндзорских красавицах». Для родителей это известие оказалось неожиданным: они мечтали, чтобы их сын поступил в университет.
Тем временем, студия лишилась почти одновременно двух педагогов, Павловой и Соколовской. Их замена оказалась потрясающей: преподавать в студии стал А.А. Горский, замечательный и известный балетмейстер Большого театра. В профессиональной карьере Асафа Мессерера он сыграл немалую роль. Помимо того, что он «выделил» его из многих студийцев, учитель, загоревшись идеей создать класс для взрослых в школе Большого балета, настоятельно рекомендовал своему ученику поступить в училище с тем, чтобы продолжить в нём профессиональное образование. Следуя совету учителя, Асаф подал заявление и выдержал конкурсный экзамен. После зачисления, его определили в выпускной класс, в котором преподавал сам А.А. Горский. Перед юношей стояла невероятно сложная задача — пройти восьмилетний курс обучения всего за год. Выполнить её оказалось ещё труднее, поскольку жизнь и ученичество сопровождались голодом и холодом. В программу обучения были включены общеобразовательные предметы, история искусств, музыка; обучали мимике, фехтованию, акробатике… Преподавание танцевального искусства велось в классах поддержки, характерного, классического танца. Асаф выдержал все трудности, заполненного до предела, учебного года. Прогресс, достигнутый в течение этого отрезка времени, был налицо. В мае 1921 года, сдав экзамены, он поступил в труппу Большого театра.
Асаф Мессерер начинал свою карьеру, как все новички, в кордебалете. В отличие от многих танцовщиков, не утруждавших себя регулярными занятиями, он занимался каждый день, всё лучше овладевая техникой. Достичь желаемого ему удалось, наращивая число и частоту вращений, овладевая любым движением в обе стороны, совершенствованием разного рода прыжков, тройных туров в воздухе…, стремлением добиться виртуозности исполнения танца. К счастью, Асаф стал рано осознавать, что на одной технике далеко не уедешь. Ведь куда целесообразнее, создавая глубокий образ, использовать технику в сочетании с бесконечным спектром красок, оттеняя ими каждое движение. За сравнительно короткий срок им был достигнут определённый прогресс, не оставшийся незамеченным руководством. Поэтому в кордебалете он задержался ненадолго. Вскоре ему предложили заменить заболевшего солиста в «Коньке-Горбунке», поручив главную партию — «Океана». Затем последовало участие в балетах: «Лебединое озеро», «Раймонда», «Корсар», «Волшебное зеркало», «Тщетная предосторожность»…
Начатая так успешно в 1921 году работа Асафа Мессерера в Большом театре продолжалась вплоть до 1954 года, т.е. в течение 33-х лет. В эти годы он проявил себя великолепным танцовщиком, исполнившим все ведущие сольные партии классических русских и зарубежных, а также современных советских балетов. Вместе со своей сестрой, Суламифь, часто гастролировал в странах Прибалтики, в Дании, Швеции, в Париже и Берлине. Он стал известным балетмейстером и замечательным педагогом. Как балетмейстер, он ставил балетные спектакли, танцы в операх, отдельные концертные номера. Ряд спектаклей были им поставлены в Варшаве, Будапеште, Софии…Работая в Брюсселе, вместе с женой, Ириной Тихомировой, создавал хореографическое училище. Ему удалось в балетной школе Бежара, в течение 8 месяцев, поставить 28 балетов! А.Мессерер гастролировал с труппой также в Мексике, США, Китае и других странах.
Как педагог он начинал в студии Драматического балета, продолжив свою педагогическую деятельность в вечерней студии Большого театра. В целом, 37 лет Асаф Михайлович отдал Московскому хореографическому училищу. С 1946 года вёл класс в Большом театре. Он, и его жена, давали уроки классического танца в Австралии, в Париже... Его талант педагога заключался в способности наилучшим образом научить солиста хореографической технике при непременном условии постоянного совершенствования её.
Что же ещё особенно важно подчеркнуть? Мессерер стремился раскрыть индивидуальность каждого своего ученика, выявить присущие ему грани таланта. Он создал собственную педагогическую систему, представив её в своей монографии «Уроки классического танца». На самом деле, итоги его педагогической деятельности поразительны. Класс, который он вёл, оказался, по общему мнению, «легендарным и звёздным». Об этом свидетельствует длинный перечень известнейших имён. У него занимались Галина Уланова, Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Николай Фадеечев, Михаил Лавровский, Марис Лиепа, Екатерина Максимова, Наталья Бессмертнова, Ирина Тихомирова, Людмила Семеняка, Юрий Жданов и многие другие. Собственно говоря, можно ли было ожидать другой творческой судьбы для этого человека, отдавшего всего себя совершенствованию и обновлению балетного искусства? Ильзе Лиепа говорила о нём как о человеке влюблённом в танец. Борис Мессерер, его сын, в своей книге «Слово о родителях», говоря о скромности отца, подчёркивал его невиданную целеустремлённость. И ещё он писал о нём: «поразительный талант складывался из его природной музыкальности и редких спортивных данных, которые он с детства в себе воспитывал». Белла Ахмадулина с глубочайшим уважением и любовью относилась к своему тестю. Она восхищалась им как человеком и профессионалом. Свои чувства к нему она выразила не только в предисловии, написанном ею к его книге «Танец, Мысль, Время», но и в стихотворении «Асафу Михайловичу Мессереру»:
И волос бел, и голос побелел,
и лебедята лебедю на смену
уже летят. Но чем душе балет
приходится? – уразуметь не смею.
А кто я есть? Одиллий и Одетт
влюблённый созерцатель обречённый.
Быть может, средь предсмертных лебедей
Я – самый чёрно-белый, бело-чёрный.
С чего начать? Не с детства ли начать?
Вот – я дитя. Мне колыбель – Варварка.
Недр коммунальных чадо я, где чад
и сыро так, как в сырости оврага.
И вдруг – наряд из банта и калош.
Театр! поверь: я не умру покуда
не отслужу твоих восьми колонн
стройнейший строй вблизи любви и чуда.
Театр, но что меня с тобой свело?
Твой нищий гость, твой тугодум младенец,
Мой грузный дух в твой вовлечён полёт.
Парит душа и небу не перечит.
Ты – Божество, целующее лоб.
И плачу я, твой безутешный грешник.
Во мне уж смерклось. А тебе блестеть
Без убыли. Пусть высоко и плавно
парит балет – соперник и близнец
души, пока душа высокопарна.
Выдающийся мастер танцевального искусства скончался 7 марта 1992 года. Ему был 88 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Асаф Михайлович Мессерер (Народный артист РСФСР и СССР, Заслуженный деятель искусств, дважды лауреат Сталинской премии, орденоносец) навсегда останется в истории не только российского, но и мирового балета. Он прошёл 70-летний творческий путь. В наследство потомкам им оставлены не только величайшие образцы сольного исполнения танца (вспомним, в дополнение к ранее сказанному, «китайского фокусника», «футболиста», «танцора с лентой», «гимнаста Тибула» и многие другие), но и собственную педагогическую систему, многочисленных талантливых учеников… И поэтому память о нём будет вечной.
Виталий РОНИН, Чикаго
Фото: probalet.info