РАМИС ЮНУС: «АЗЕРБАЙДЖАН, АРМЕНИЯ И ГРУЗИЯ БУДУТ В ЕВРОСОЮЗЕ»
Интервью постоянного автора «Континента» порталу meydan.tv
На вопросы нашего корреспондента отвечает известный политолог Рамис Юнус. Напомним нашим читателям, что наш сегодняшний собеседник имеет опыт работы как в высших эшелонах власти Азербайджана, так и за рубежом. Он был руководителем аппарата Правительства Азербайджана, был Управляющим Делами Парламента страны. Кроме этого он несколько лет проработал в Йемене и Саудовской Аравии. Хорошо знает политический истеблишмент, менталитет, культуру и языки стран, про которые пишет. В настоящее время проживает в США, где консультирует в качестве политического эксперта многие американские СМИ, независимые фонды и аналитические центры.
— Рамис бей, как вам издалека видятся политические процессы, идущие в Азербайджане?
— У русского поэта Сергея Есенина есть такие строчки: «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Я это к тому, что из далёкой Америки многое из того, что происходит на моей исторической Родине, мне видится намного лучше и понятнее, чем многим моим друзьям, живущим непосредственно там. Добавлю также, что, живя в Америке, я получил уникальную возможность смотреть на происходящее в Азербайджане не только глазами азербайджанца, радеющего за интересы своей страны, но также оценивать ситуацию с позиции американца, живущего уже многие годы здесь и, поверьте мне, это совершенно два разных ракурса, но именно они и помогают мне сделать достаточно объективный анализ политических процессов, связанных с Азербайджаном.
— И чем отличаются эти два взгляда?
— Когда ситуацию оценивают из Баку, особенно те, кто уже устал от деспотизма существующего режима Алиевых, им трудно понять медлительность американцев в продвижении интересов США и их союзников в нашем регионе. Азербайджанцам кажется, что американцы только и думают о том, как поскорее построить демократическое общество в Азербайджане, и что Азербайджан, из-за своего геостратегического положения и наличия энергоресурсов, находится в авангарде внешней политики США. Уверяю вас, что это глубокое заблуждение, вызывающее только улыбку, поскольку 99 из 100 опрошенных американцев на улицах того же Вашингтона понятия не имеют о существовании такой страны как Азербайджан. Да, конечно, те специалисты в Госдепе, кто непосредственно занимается нашим регионом, прекрасно владеют ситуацией в Азербайджане и, не торопясь, проталкивают интересы США и их союзников. Но вот именно: не торопясь. А куда им торопиться? Разве американский народ страдает от деспотизма Алиевых? Нет. Разве влияет как-то на внутреннюю политику США то, что происходит в Азербайджане? Нет. Так чего торопиться американцам? Вот потому они медленно работают там, где поспешность им в принципе ни к чему, а иногда даже и закрывают глаза на многие моменты, связанные с нарушениями элементарных норм демократии. В Азербайджане это воспринимается как двойные стандарты.
— А разве это не двойные стандарты?
— Как говорил немецкий канцлер Отто фон Бисмарк: «политика — это искусство возможного». Хотите, называйте это двойными стандартами, хотите — тройными, но реалии таковы, что США всегда во внешней политике руководствовались интересами только США, а не Азербайджана, Израиля или Евросоюза, и всегда будут этого придерживаться. Там, где надо — давили политически, там, где можно было — влияли экономически, а если не помогали эти два рычага, то США использовали военную машину. В зависимости от ситуации, они так работали на протяжении всего ХХ века. И несмотря на то, что многие процессы в мире стали быстро развиваться в силу мощного развития новых технологий, американцы продолжают использовать тот же прагматичный подход в продвижении своих стратегических интересов в разных регионах мира. И, как видите, эта политика США за 22 года, прошедшие после развала Союза, принесла им большие дивиденды: Евросоюз с его двадцатью восьмью странами стал реальностью. Кстати здесь, в США, американцы так и называют его «Соединенные Штаты Европы», и опыт построения США прекрасно помогает Евросоюзу становиться реальным игроком на политической карте мира. И, как мы видим, вся эта махина медленно приближается к границам бывшего Союза.
— И каковы перспективы такого приближения для бывших республик Союза и, в частности, для Азербайджана?
— Нравится это кому-то или нет, но эту махину уже не остановить. Здесь задействованы главные политические центры планеты, которые хотят решать вызовы ХХI века исключительно в экономической плоскости, так как пришло время, когда впереди политики уже должна идти экономика. Нужны новые рынки, которые будут политически стабильными и куда потекут свободные финансы, поскольку финансы должны всегда быть в обороте. Границы должны открываться, миграция рабочих рук должна стать вполне обычным явлением; все эти процессы идут мощными темпами. Поэтому и политики должны успевать за этими процессами. Напомню вам, что экономический бум в Китае произошёл благодаря не только мудрости Ден Сяо Пина, но и американским финансам. Сравните теперь Китай и Россию. Небо и земля, а почему? Да потому, что Китай принял эти правила игры, а Россия, с приходом спецслужб во главе с Путиным, вновь стала строить Советский Союз, вот и результат. Что касается Азербайджана и в целом нашего региона, то можете не сомневаться, что в перспективе Азербайджан, Грузия и Армения будут в составе Евросоюза, где все эти неурегулированные конфликты будут решены в рамках единого политического и экономического пространства, как это произошло с конфликтами в бывшей Югославии.
— И как скоро это может произойти?
— Как я вам говорил ранее, США некуда торопиться, и препятствия на этом пути они преодолевают, как любят говорить американцы, «step by step». Пока еще не решены проблемы с Сирией и Ираном, надо стабилизировать в целом ситуацию в арабском мире, особенно в такой ключевой стране, как Египет, поэтому этот вялотекущий процесс может продолжаться и несколько лет, а может и ускориться, если вдруг в Азербайджане или Армении появятся лидеры уровня Михаила Саакашвили, который своими масштабными реформами приблизил Грузию к Евросоюзу в отличие от лидеров соседних закавказских стран, живущих под диктовку Москвы.
— А где взяться таким лидерам в Азербайджане, если даже самые стойкие представители оппозиции: партия «Мусават» и Народный фронт объявили друг другу войну? Не ослабит ли это в целом и без того сложную ситуацию в стане оппонентов власти?
— Буду с вами откровенен. Я не знаю известно это вам или нет, но после развала Союза, я был одним из тех, кто восстанавливал деятельность партии «Мусават» в Азербайджане, и, по поручению Исы Гамбара, непосредственно руководил всеми организационными вопросами, связанными с переездом партии из Турции в Азербайджан и началом ее деятельности в Баку. Я и до сих пор состою в её рядах и очень горжусь этим. Со многими представителями Народного фронта мы вместе прошли через борьбу с партноменклатурой, потом были приход к власти и ее потеря; и вот уже почти 20 лет мы вместе в одном окопе борьбы с режимом Алиевых. И в массе своей, в обеих этих партиях находятся честные и достойные люди, связанные идеей восстановления АДР с её идеологией мусаватизма. И потому я с грустью наблюдаю, принципиально не участвуя, за баталиями в соцсетях между сторонниками этих, идеологически одинаковых, политических организаций. Ещё до начала перестройки, в январе 1987 года, в СССР вышел фильм «Покаяние» грузинского режиссёра Тенгиза Абуладзе, который стал знаковым явлением в тогдашнем кинематографе. Там есть такой диалог:
— Скажите, эта дорога приведёт к храму?
— Это улица Варлама. Не эта улица ведёт к храму.
— Тогда зачем она нужна? К чему дорога, если она не приводит к храму?
— Наверное, пришло время, когда нарыв многих противоречий должен лопнуть, поскольку многие устали жить под гнётом режима, а изменений всё нет и нет. Но я уверен, что такие вопросы надо решать политически мудро, чтобы потом не удивляться тому, почему люди не приходят на митинг оппозиции. Надо быть уверенным, что этот путь приведёт нас к храму...