АЗЕРБАЙДЖАН — СТРАНА ИДОЛОПОКЛОНСТВА

АЗЕРБАЙДЖАН — СТРАНА ИДОЛОПОКЛОНСТВА

Автор Рамис Юнус


Однажды Василий Ключевский, один из ведущих представителей российской либеральной историографии ХIX-XX века, выступая перед студентами МГУ произнёс фразу, которой суждено было стать афоризмом: «Люди живут идолопоклонством перед идеалами и, когда не достает идеалов, они идеализируют идолов». Особенности исторического развития Азербайджана, его географическое положение, а также этнический состав населения обусловили существование различных религий и получилось, что на протяжении всей истории в стране смогли, в той или иной степени, распространиться идолопоклонство, огнепоклонство, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и ряд других верований, взаимовлияние которых определило своеобразие религиозной атмосферы.

Я не собираюсь «мучить» читателей долгими экскурсами в древнюю историю нашего региона. Целью сегодняшнего разговора является поиск ответа на простой вопрос: почему до сих пор в Азербайджане так сильно идолопоклонство, несмотря на то, что оно появилось, на почве первобытных религий, в глубокой древности, а мы видим проявление этого на протяжении всего последнего столетия вплоть до настоящего времени? Как такое могло произойти со страной, которая первая на Востоке в 1918 году провозгласила создание АДР со всеми атрибутами светского демократического общества?

Когда в 1920 году в Азербайджан пришла Красная Армия и свергла правительство АДР, среди азербайджанцев нашлось немало почитателей возврата к идолопоклонству, одним из которых был Нариман Нариманов, ставший потом первым председателем Совнаркома Азербайджана. Мне до сих пор не понятно как случилось, что после развала Союза в Баку были демонтированы памятники Кирову и Шаумяну, а памятник Нариманову в самом центре Баку остался нетронутым по сей день? Почему русского и армянина демонтировали, а азербайджанца не тронули? Чем он был лучше? Тем, что — азербайджанец? Разве руки Нариманова не обагрены кровью многих достойных сынов Азербайджана? Или все это могло происходить без ведома председателя СНК Азербайджана? Почему мы до сих пор молчим на эту тему? Ведь все эти «председатели совнаркомов» были единомышленниками и благодаря им и их будущим последователям вся история Азербайджана прошла под знаком идолопоклонства.

Другим вопросом, на который нам всем надо найти ответ, является вопрос о том, как же произошло, что пришедшая из России идеология большевиков в Азербайджане прижилась лучше, чем в самой Москве? Примеров этому огромное количество, но для меня лично характерным является то, что и в Грузии, и в Армении остался их национальный алфавит, а в Азербайджане, с приходом большевиков, на смену латинице ввели кириллицу. Это говорит о многом, так как мы ведём себя, как «иваны, не помнящие своего родства». А сравнивая происходящие процессы после развала Союза у них и у нас, невольно задумаешься и над тем, почему в России, в Грузии или в Армении на смену Ленину никого пока не нашли, а в Азербайджане тут же стали канонизировать очередного «ондяра»*, действуя по принципу «свято место пусто не бывает»? Разве не Гейдар Алиев устанавливал памятник Шаумяну в Баку, да ещё при этом лично произнёс «душещипательную» речь в его честь. Вот цитата из его выступления: «В марте 1918 года мусаватисты подняли антисоветский мятеж в Баку, намереваясь задушить Советскую власть. Благодаря решительным и твердым мерам, принятым большевиками, мятеж был ликвидирован. И сегодня мы с гордостью и любовью говорим, что великий сын армянского народа Степан Шаумян – это и сын азербайджанского народа, всех народов Закавказья, всего многонационального и единого советского народа»... И эти слова говорил наш новоиспечённый «ондяр», который будучи председателем КГБ, а потом и первым секретарём ЦК КП Азербайджана делал всё, чтобы азербайджанский народ полностью потерял свою национальную идентичность, растворившись в идеологии идолопоклонства советской власти.

Один умный человек как-то сказал: «Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего». Глядя на тех, кто сегодня находится у власти, вспоминая возраст и послужной список ключевых фигур режима Баку, воспитанных ещё в советское время непосредственно под руководством нынешнего «ондяра», начинаешь понимать, почему в 2014 году Азербайджан и его население по-прежнему находятся в тисках идолопоклонства. Иначе и быть не может, ведь эти люди со своим прошлым и мешают будущему поколению Азербайджана избавиться от синдрома идолопоклонства, потому что они, как сказал Ключевский, «живут идолопоклонством перед идеалами и, когда не достает идеалов, они идеализируют идолов», что и происходит сегодня в Азербайджане, где полным ходом идёт «гейдаризация» страны...

* «кормчего» – ред.


Автор статьи — известный политолог, имеющий опыт работы, как в высших эшелонах власти Азербайджана, так и за рубежом. Он был руководителем аппарата Правительства Азербайджана, Управляющим Делами Парламента страны. Кроме этого, он несколько лет проработал в Йемене и Саудовской Аравии. Хорошо знает политический истеблишмент, менталитет, культуру и языки стран, про которые пишет. В настоящее время проживает в США, где консультирует в качестве политического эксперта многие американские СМИ, независимые фонды и аналитические центры.