ОСЕЛ РАСПРАВИЛ УШИ
Автор Виталий Щигельский
На официальном сайте Министерства юстиции РФ висит перечень из 74-х зарегистрированных политических партий. Первым нумером форвард-монополист, затем пятерка подыгрывающих хавбеков, потом вразнобой пять партий запаса, и некий неупорядоченный набор полуфабрикатов — универсальных болванок, кои можно заточить в любую сторону ради интересов спонсоров и покупателей. Названия банальны. Но есть и с претензией: невротическая «Против всех», тяготеющая к метафизике «ИСТИНА», уютно-домашняя «Родная Партия», коктейльно-глянцевый «Женский диалог».
Вся эта декоративная флора проросла сквозь асфальт вертикали после всплеска гражданской активности конца 2011-начала 2012 годов. Власть тогда не на шутку струхнула и дала задний ход, правда, пятилась ровно до той минуты, пока в Кремль не явились некоторые «лидеры» оппозиции с ультиматумом по сливу протеста. Страх сменился презрением. Швеи-следователи сели шить «болотное дело». И протест отжали с площадей в интернет-гетто. Для контроля и оценки состояния передовых умов Кремль решился на посев экспериментальной партийной плантации и теперь внимательно следит за тем, кого полить, кого привить, а кого выполоть.
Новая многопартийность — это тот самый воздушный шарик, который поросенок Пятачок приготовил ослику Иа на День рождения. Шарик, лопнувший до вручения. В случае с Иа «феномен подарка» сработал: ослик гордо расправил уши и дал гопака. Кремль идет тем же путем и дарит неравнодушному гражданину, рефлексирующему над упадком империи и общей стагфляцией жизни, целую связку шариков, проткнутых основательно и заблаговременно, в обмен на уличную пассивность.
Для чего и зачем написана эта преамбула?
А затем, чтоб напомнить неравнодушным гражданам, что прежде чем за кого-то голосовать, тем более, куда-то вступать, то есть, до того как привести в действие резиновое изделие №2 made in USSR имеет смысл проверить его герметичность…
Перечислим факторы вызывающие закономерное неприятие думающего избирателя, те изъяны, из которых воздух выходит со свистом.
1. Генетическое родство с КПСС и ЕР. Подавляющее число партий, доросших до упоминаний в СМИ, воспроизводят существующую вертикаль, с той лишь разницей, что оригинальная вертикаль в силу неограниченного финансирования имеет строение пирамиды, а ее финансово-ограниченные копии-отпрыски — форму бледной поганки, где шляпку, раздувшегося от важности бюрократического аппарата с трудом удерживает тонкая ножка, реально работающего альтруистически настроенного, актива.
2. Несменяемость лидеров, которая говорит не столько об их популярности в массах и партийных рядах, сколько о неадекватном восприятии собственной роли в истории. Пока только Григорий Явлинский решился на downshifting и ушел с федерального уровня на городской. Вполне европейский подход. Другие не собираются расставаться с бациллой вождизма. Так и стареют и вместе с ними усыхают и морально устаревают их партии. Ибо, каков садовник, таков и огород. Если такой пословицы еще нет, ее следует выдумать.
3. Отношение к партии как к частной собственности: я тебя купил, я тебя и продам. Например, всеми уважаемый олигарх, создатель легендарного ё-мобиля Михаил Прохоров передал «платформу» сестре по наследству, словно щенка, потому что щенок надоел или покусал домашние тапочки.
4. Высокие принципы демократии, высокопарно декларируемые вовне, внутрипартийной структуры подменяются казарменно-палочным голосованием. Неофитам часто раздаются безальтернативные списки. Региональные отделения слепо выполняют указания «центра», и выбирают на съездах и конференциях одних и тех же персон, как уже сообщалось.
5. Федеральные партии (а других по закону нет) не вникают в жизнь регионов. Здесь особо показателен неудавшийся блицкриг Немцова в Ярославле. Варяг-кандидат, предвыборный штаб из варягов, абсолютно снобистский и неуместный моменту лозунг «Мужики, хватит бухать!», а на выходе полный провал — оппозиционная фракция-фрикция из одного депутата, пусть и федерального уровня.
6. И последнее. Партии, о которых идет речь в настоящей заметке, не ставят целью победу на выборах, их многоопытные лидеры понимают, что проигрыш иной раз содержит выигрыш, иногда это какое-нибудь полезное назначение. На это надежда. Как в песне: «и в том строю есть промежуток малый, быть может, это место… тра-ля-ля-ля».
Справедливости ради, необходимо отметить, что даже в партиях-воздушных шариках есть много приличных людей, но работают они вхолостую.