ЗАЧЕМ ИРАНСКИЕ КОРАБЛИ \"БОРОЗДЯТ ПРОСТОРЫ ВСЕЛЕННОЙ\"?
8 февраля адмирал Афшин Резаи Хадад, командующий Северным флотом Исламской республики Иран, заявил, что иранские боевые суда впервые в истории приблизятся к американским морским границам.
По словам адмирала, рассчитанная на три месяца экспедиция станет ответом на присутствие 5-го флота ВМС США, базирующегося в Бахрейне, в непосредственной близости от иранского побережья.
Адмирал даже уточнил, что его корабли уже находятся рядом с Южной Африкой. Что, вероятно, должно было подтвердить серьезность намерений Тегерана, а вовсе не продемонстрировать глубокие знания адмирала в области географии или польстить Вашингтону в вопросе о размахе морских границ США.
Грозное сообщение, которое, впрочем, совершенно не впечатлило Белый дом, было озвучено иранским полуофициальным новостным агентством "Фарс". Хотя название информационного органа, скорее всего, связано со словом фарси — самоназванием персидского языка, оно в полной мере оправдывает ассоциацию с соответствующим понятием в русском языке.
Всего месяц назад этот ресурс порадовал читателей ошеломительной информацией, будто бы благодаря документам, рассекреченным беглым Сноуденом, стало известно о том, что правительство США контролируется представителями инопланетной цивилизации, называемых "Высокими Белыми" — которые до того сыграли также важную роль в становлении нацистской Германии.
Поскольку сенсационное заявление было сделано в середине января, а не в начале апреля, смысл переданного сообщения так и остался скрыт от мирового сообщества. В отличие от рассекречивания тайны инопланетной интервенции, нынешний посыл рупора аятолл довольно прозрачен.
Сообщение о выдвижении эсминца "Сабалан" и вертолетоносца "Харг" с тридцатью курсантами военно-морской академии на борту к берегам "ненавистной" Америки в первую очередь рассчитано непосредственно на иранских потребителей.
Первое заявление на эту тему было озвучено иранским телевидением 20 января, как раз в день, когда вступило в силу соглашение между Ираном и странами Запада, в рамках которого с исламской республики были частично сняты международные санкции.
Тогда иранские власти сообщили, что два корабля иранских ВМС покинули порт базирования Бандар Аббас и взяли курс на Атлантический океан, с тем чтобы впервые в истории продемонстрировать иранский флаг в Атлантике. Демарш, приуроченный к началу выполнения Женевских соглашений, безусловно, был призван продемонстрировать жителям Исламской республики несокрушимую мощь своего государства, побеждающего Запад и на дипломатической ниве, и на военном поприще.
США и Евросоюз разморозили иранские активы на сумму больше четырех миллиардов долларов, сняли санкции на транспортный сектор и отменили запрет на страхование и транспортировку иранской нефти, а также на экспорт иранских нефтепродуктов. Заодно были упрощены финансовые транзакции, позволяющие Ирану проводить закупки на международном рынке, снято эмбарго на торговлю золотом и драгоценными металлами. Кроме того, Евросоюз повысил потолок сделки с Ираном, не требующей специального разрешения, до 400 тысяч евро, что позволит Ирану закупать высокотехнологичную продукцию.
Первым государством, официально отменившим санкции против Ирана в области закупок газа и продуктов его переработки, стала Франция. Французские компании уже начали переговоры о контрактах с Иранской газовой компанией. А в начале марта ведущие специалисты и менеджеры крупных компаний из США, Германии и Франции в области энергетики и переработки нефти и газа, в том числе представители немецких концернов Siemens и Linde, прибудут в Тегеран для участия в международной конференции.
В ответ на действия европейцев и США, Иран выдвинул эскадру в Западную Атлантику, сопроводив акцию всплеском антиамериканской риторики со стороны политического и военного руководства страны. Высший руководитель государства — аятолла Али Хаменеи — обвинил американцев в двуличии и отсутствии доброй воли, заверив, что не даст себя провести. А командующий военно-морскими силами Корпуса стражей Исламской революции контр-адмирал Али Фадави пригрозил даже начать военные действия против США.
Вряд ли кто-нибудь за пределами Ирана сочтет отправку двух боевых кораблей с тридцатью матросами в Атлантический океан равноценным ответом на патрулирование 5-м флотом ВМС США морских границ Исламской республики. В то же время, иранское послание недвусмысленно адресовано и США, и всем остальным странам Запада. Конечно, нахальное поведение аятолл не воспринимается там как победа исламских фанатиков. Вместе с тем, Иран однозначно дает понять мировому сообществу, что продолжит вести независимую политику и играть по собственным правилам.
Те же цели преследовала и другая аналогичная провокация иранских властей. 7 февраля, власти США отменили санкции в отношении иранской государственной телерадиокомпании, что дало возможность иностранным компаниям спутниковой связи транслировать ее, не опасаясь конфликта с американскими властями. Иранцы отметили снятие запрета показом подстрекательских видеороликов, на котором иранская армия атакует Израиль и корабли США в Персидском заливе.
Короткие фильмы, созданные с помощью компьютерной графики, изобразили иранские беспилотники, летящие над городами Израиля и наносящие ракетные удары по зданию Министерства обороны и гражданским объектам. При этом в качестве израильских лидеров были почему-то показаны Эхуд Ольмерт и Дан Халуц, занимавшие посты премьер-министра и начальника генштаба Армии обороны Израиля в 2006-м.
Неясно, с чем была связана эта неожиданная пиар-кампания давно вышедших из употребления израильских политиков. То ли проявилась заторможенность иранских систем компьютерного дизайна, то ли сыграла свою роль плохая ориентация в региональной геополитике, то ли сказалось банальное отсутствие средств на приобретение более свежей хроники. Затем ролик показал запуск ракет "Шихаб", поражающих тель-авивские башни, и черный дым, поднимающийся над бизнес-столицей еврейского государства. Кино завершилось приветственными криками иранцев. Во втором ролике иранцы успешно потопили американский авианосец "Авраам Линкольн" и поразили другие военные цели США.
Помимо убогой компьютерной графики, мультипликационные видео не продемонстрировали никаких новых технологических достижений. В то же время остальные шаги иранских властей выглядят куда более серьезно.
Так, на возобновившихся переговорах между представителями Ирана и МАГАТЭ, которые иранцы назвали конструктивными, выяснилось, что иранские власти не собираются допускать международных экспертов на объект в Парчине, заявив, что военный статус делает его закрытым для проверок. При этом в МАГАТЭ подозревают, что именно в Парчине, где представители международного агентства не появлялись вот уже 9 лет, разрабатывается ядерное оружие, о чем, судя по всему, свидетельствуют взрывы, произошедшие в рамках испытаний.
А в воскресенье, 9 февраля, заместитель директора Организации по атомной энергии Ирана Асгар Зареян, выступая в Араке, где сдавались в эксплуатацию некоторые системы строящегося там ядерного реактора на тяжелой воде, заявил, что ни один иранский ядерный объект не будет закрыт.
Тем временем, выступив в конце января с ежегодной речью перед Конгрессом, президент США Барак Обама отметил успехи американской дипломатии, которые, по его словам, позволили "остановить прогресс ядерной программы Ирана". По словам Обамы, "беспрецедентный контроль помогает миру каждый день следить за тем, что Иран не создает бомбу".
Однако похоже, что, несмотря на оптимизм американского президента, рамочное соглашение, достигнутое госсекретарем Джоном Керри в отношении ядерного разоружения Ирана, постигнет та же незавидная судьба, что и рамочное соглашение по химическому оружию в Сирии, о котором и сам глава Госдепартамента в недавней беседе с сенаторами уже не стал демонстрировать большого оптимизма.
Иран же развивает инициативу и на региональном уровне. По словам шейха Наима Кассема, заместителя главы "Хизбаллы" Хасана Насраллы, организация продолжит как военные действия в Сирии, так и защиту от суннитского террора шиитских деревень в Ливане. Скорее всего, позиция "Хизбаллы", определяемая Касемом Сулеймани — иранским генералом, командующим спецоперациями за пределами страны, — повлечет за собой не только эскалацию военных действий в Сирии, но и фактически парализует процесс политической стабилизации в Ливане, неумолимо приближающемся к хаосу и гражданской войне.
А в Тегеране, по сообщениям иранских СМИ, лидеры исламской республики встретились с главой "Исламского джихада" из Газы и одним из наиболее влиятельных приближенных Махмуда Аббаса — Джибрилем Раджубом. Они недвусмысленно дали понять, что конфронтация с Израилем также остается важнейшим пунктом иранской повестки дня.
Иран становится все больше похож на нацистскую Германию. И не только характером режима, скрывающим под маской псевдодемократического управления диктатуру, основанную на преступной идеологии, но и своей активной региональной экспансией.
В этом раскладе Ирак, чей аншлюс фактически уже завершился, напоминает Австрию, Сирия — Польшу. В роли Британии выступает Турция. За Францию — Саудовская Аравия. А вместо Бельгии — Бахрейн. Ливану, вероятно, отводится судьба Испании, Афганистану — Скандинавии. Богатые княжества Залива заменяют страны центральной и восточной Европы...
В Израиле внимательно следят за региональным развитием событий. В первую неделю марта глава правительства Биньямин Нетаниягу посетит США, где, вероятно, встретится с президентом страны Бараком Обамой. Судя по всему, Обама принял решение попридержать оказавшегося на редкость ретивым госсекретаря. Его активное давление на Израиль вызвало жесткую ответную реакцию министров правительства Беннета и Яалона и в итоге привело к напряжению между Иерусалимом и Вашингтоном, что Обаме крайне нежелательно накануне выборов в Конгресс.
Поэтому речь там пойдет, скорее всего, в первую очередь об иранской угрозе, выходящей за рамки региональных проблем. Однако трудно сказать, удастся ли израильскому премьеру разъяснить президенту США реальные результаты его ближневосточной политики до того, как это станет ясно даже госсекретарю Керри.
Александр Непомнящий, 9tv.co.il