АЗЕРБАЙДЖАН: САМОЦЕНЗУРА В СМИ
Автор Рамис Юнус
Однажды, в пылу спора со своими оппонентами, один из крупнейших философов и просветителей 18 века, великий француз Вольтер произнес фразу, которой суждено было стать крылатой: «Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать». Вся жизнь этого нестандартного человека прошла под знаком борьбы не только с существующей властью, но и с засильем церкви, с которой он неутомимо и беспощадно боролся, преследуя её аргументами логики и стрелами своего мощного сарказма.
Я не случайно вспомнил слова великого философа в самом начале статьи, ведь несмотря на то, что с тех пор прошло более 200 лет, во всем мире есть ещё много стран, где за право высказывать свои мысли людям приходится платить самую дорогую цену. В качестве примера такой страны, к сожалению, можно назвать современный Азербайджан, где за право высказываться людей убивают, сажают в тюрьмы, вынуждают эмигрировать, а остальных — заставляют работать под прессом самоцензуры.
Тема самоцензуры в современном азербайджанском обществе удивительным образом напоминает приснопамятные советские времена, когда существовало табу на критику советской идеологии во всех печатных изданиях, за исполнением которого внимательно следили спецслужбы в лице КГБ — карающего органа существующей системы. Разница лишь в том, что если во времена Союза существовал официально орган под названием Главлит, осуществляющий цензуру за всеми печатными СМИ, то cегодня такой структуры в Азербайджане номинально нет. Но несмотря на это, контроль продолжается уже под иным ракурсом борьбы с инакомыслием. И если роль спецслужб по поиску противников авторитарного режима Алиевых ещё можно как-то объяснить, то поведение многих представителей СМИ, позиционирующих себя независимыми, понять очень трудно.
В Азербайджане сегодня не встретишь ни одно печатное издание, в котором не существовало бы такое понятие как САМОЦЕНЗУРА и, что самое прискорбное, самоцензуру осуществляют не только владельцы этих изданий, борющиеся за выживание в реалиях алиевского авторитаризма, но и многие представители «пишущей братии», этому потакающие, установившие себе планку, за которую они никогда не будут заступать. И эта красная черта расшифровывается просто: вся информация в СМИ, связанная с первой семьёй и её представителями, категорически не должна мешать продвижению в жизнь идеологии «гейдаризма», которую начал сам их «ондяр» и которую принудительно внедряет в сознание людей нынешний режим его сына.
К сожалению, после убийства Эльмара Гусейнова 2 марта 2005 года уровень свободы самовыражения в азербайджанских СМИ резко упал, а этот журналист до сих пор стоит особняком в нашей современной истории. Мне посчастливилось знать этого прекрасного журналиста лично и потому могу точно сказать, что у покойного Эльмара не было понятия «самоцензуры», и он писал всё то, что его волновало как гражданина, не оглядываясь ни на кого. Его читали все: и власть, и оппозиция, и всё общество, а издаваемый им журнал «Монитор» за несколько лет стал настолько влиять на умы и настроения, что, испугавшись, режим Алиевых не мог уже более терпеть. Тогда была дана отмашка на его убийство, так как остановить СЛОВО Эльмара Гусейнова они могли только пулей.
Да, убив Гусейнова и закрыв «Монитор», власть добилась того, что ко многим представителям «пишущей братии» в Азербайджане пришло чувство страха за себя и своих близких. Режим Алиевых не остановился на этом, постаравшись запугать ещё нескольких смелых журналистов, которые продолжали писать или проводить свои журналистские расследования по поводу преступлений властвующего клана. К сожалению, сегодня можно констатировать, что режиму в Баку удалось приструнить все СМИ в Азербайджане. Уже не секрет, что все печатные СМИ пишут с оглядкой на режим и его репрессивный аппарат, стараясь не переходить ту красную черту, которую для них поставила власть, а способных её перейти — заранее отправляют за решётку, где они и находятся по сегодняшний день. А тех же, кто не нарушает установленные правила и способен продаться, режим покупает своими подачками в виде квартир или других материальных благ.
За несколько дней до своего убийства, в ответ на звучащие угрозы со стороны режима Алиевых, покойный Эльмар Гусейнов сказал: «нас можно убить, но запугать — никогда!» Своей гибелью этот достойный представитель азербайджанской журналистики практически на себе реализовал слова великого Вольтера, которые озвучены в самом начале статьи. Кстати, супруга покойного Эльмара, собравшимся у подъезда их дома людям сказала: «он принёс себя в жертву ради нашей и вашей свободы...»
Сегодня многие представители СМИ как печатных, так и электронных, работающих под дамокловым мечом самоцензуры, без стеснения называют себя «независимыми», наверное, имея в виду то, что от них ничего не зависит. Данный каламбур прекрасно охарактеризовал немецкий поэт Генрих Гейне, который много лет тому назад сказал: «собака в наморднике лает задом!» Так может поэтому уровень чтива в азербайджанском обществе так попахивает?
Автор статьи — известный политолог, имеющий опыт работы, как в высших эшелонах власти Азербайджана, так и за рубежом. Он был руководителем аппарата Правительства Азербайджана, Управляющим Делами Парламента страны. Кроме этого, он несколько лет проработал в Йемене и Саудовской Аравии. Хорошо знает политический истеблишмент, менталитет, культуру и языки стран, про которые пишет. В настоящее время проживает в США, где консультирует в качестве политического эксперта многие американские СМИ, независимые фонды и аналитические центры.