ТАРАС ШЕВЧЕНКО В ВАШИНГТОНЕ

ТАРАС ШЕВЧЕНКО В ВАШИНГТОНЕ

К 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко

В начале тридцатых годов прошлого столетия в Жмеринской районной газете "За соціалістичну перемогу" ("За социалистическую победу") была опубликована заметка, в которой рассказывалось о том, что ученики сельской начальной школы торжественно отметили юбилей Тараса Шевченко. Под информацией стояла подпись: "Толя Гороховский, ученик 6 класса".

Когда учительница украинского языка Мария Васильевна прочла эту заметку, то похвалила меня и сказала: "Быть тебе, Toля, журналистом, a eщe всю жизнь чти великого поэта".

К счастью, свершились все предсказания уважаемой учительницы. Вскоре я стал журналистом, а Шевченко в моей творческой жизни занял видное место. Сошлюсь на несколько убедительных примеров. Так, во время учебы в университете мне предстояло написать курсовую работу на произвольную тему. Я решил опровергнуть мнение некоторых толкователей творчества Шевченко, обвинявших его в причастности к антисемитизму. Я подробно проанализировал творчество поэта и решительно опроверг подобные обвинения. Мою первая студенческая научная работа получила высокую оценку преподавателей кафедры украинского языка и литературы.

В годы минувшей войны я работал на прославленном Кировском танковом заводе, эвакуированном из Ленинграда в Челябинск. В 1943 году на Южном Урале создавался добровольческий танковый корпус имени Сталина. Комсомольская организация, которую я возглавлял, обратилась к дирекции завода с просьбой присвоить танку Т-34, изготовленному молодежью сверх плана, имя Тараса Шевченко. Вскоре на фронт была отправлена боевая машина, на борту которой красовалось имя Кобзаря. Экипаж этого танка в составе 10 гвардейского корпуса принимал участие в боях за освобождение Львова от фашистских оккупантов.

Когда я оказался на американской земле, то мое внимание привлекла телевизионная информация, сообщавшая о том, что в Петербурге больного Тараса Шевченко лечил опытный врач Александр Бланк, дед Владимира Ленина. Из дополнительно собранных материалов на эту тему, стало известно, что Бланк лечил больного поэта и в Нижнем Новгороде, где он находился под присмотром полиции после возвращения Шевченко из ссылки. В своих дневниках Тарас Григорьевич очень тепло отзывался о враче Бланке, благодарил его за то, что помог встать на ноги.

Об этом эпизоде в жизни поэта рассказывается в моей книге "Герои живут, пока о них помнят", вышедшей в прошлом году.

К 200-летию со дня рождения гения украинской поэзии я подготовил документальный очерк, посвященный строительству памятника Тарасу Шевченко в Вашингтоне.

УКРАИНЦЫ В НОВОМ СВЕТЕ

Вторая половина ХIХ столетия вошла в историю Соединенных Штатов, как время массовой эмиграции украинцев в эту страну. Гонимые голодом и религиозными преследованиями, они с болью в сердце оставляли родную землю и после долгих и изнурительных скитаний, наконец, добирались в Новый Свет.

Дорогу в Америку, в которой якобы текут молочные реки с кисельными берегами, мысленно проложили русины из Карпат. За ними последовали галичане, которые, как и закарпатцы в течение многих столетий жили под игом иноземных поработителей. Прибыв в Америку, украинцы не нашли тех благ, о которых мечтали. Вместо того, им довелось в Пенсильванских шахтах вручную, за гроши, добывать каменный уголь.

Одни из прибывших эмигрантов поселились в Чикаго, а другие в его пригородных селениях. С собой они привезли немного родной земли и украинскую библию — "Кобзаря" Шевченко.

Со временем эмигранты начали подниматься с колен на ноги, люди стали привыкать к новым условиям жизни, началось строительство православных и греко-католических церквей, открылись первые украинские школы, появились общественные организации, ставшие инициаторами многих полезных начинаний.

Существует несколько мнений по поводу авторства создания в Америке памятника Тарасу Шевченко. Некоторые исследователи утверждают, что первый, кому пришла в голову мысль о строительстве памятника Тарасу Шевченко в Америке, был священник из киевщины Андрей Гончаренко. Он приехал в Америку в 1865 году и стал редактором газеты.

Спустя много лет в городе Олфанте (штат Пенсильвания) созданное там Общество имени Тараса Шевченко взялось по-деловому за возведение памятника самому выдающемуся сыну Украины.

Начался сбор средств, однако из-за ряда причин, прежде всего трудностей, вызванных

Первой и Второй мировыми войнами, работы по созданию монумента прекратились.

Когда наступили лучшие времена, на повестку дня снова стал вопрос о строительства монумента. За это дело активно взялись массовые общественные организации и прежде всего Украинский Народный Союз и Украинский Комитет Америки.

Создание проекта памятника было поручено известному канадскому скульптору Лео Молу (Леониду Молодожанину). Он изобразил Шевченко молодым, энергичным, с открытым взглядом. Рядом на мраморной плите были начертаны слова поэта из его "Заповіта": "Поховайте та вставайте, кайдани порвіте..." (Схороните и вставайте, цепи разорвите...)

Кстати, это стихотворение было переведено на 47 языков народов мира и издано отдельной книгой в Киеве в 1989 году.

ПРЕЗИДЕНТЫ США — ПОКЛОННИКИ ПОЭТА

Узнав о намерении украинской диаспоры соорудить памятник великому поэту, президент США Гарри Трумэн согласился стать не только почетным председателем комитета, руководивший ходом сооружения монумента, но и привлек в его состав 85 членов Конгресса, свыше 100 губернаторов и многих деятелей культуры.

Следует заметить, что в работе этого Комитета принял участие Рональд Рейган — в то время голливудский артист, а в будущем хозяин Белого дома.

Последующие за Гарри Трумэном три президента США были также причастны к сооружению памятника.

Президент Дуайт Эйзенхауэр подписал 13 сентября 1960 года одобренный ранее Конгрессом проект постановления, разрешающий приступить к строительству монумента.

Следующий президент Джон Кеннеди отправил 21 сентября 1963 года приветственное письмо в связи с освящением площади, на которой будет сооружен памятник.

А вот 36-й президент Линдон Джонсон 22 мая 1965 года огласил заявление, что в основание памятника были заложены важные документы, которые касались певца свободы.

В СТОЛИЦЕ — ЛЮДСКОЕ МОРЕ

И вот наступил давно ожидаемый день, день завершения строительства памятника.
Это историческое событие случилось в солнечный летний день 27 июня 1964 года, когда в американской столице на треугольной площади между улицами 22-й и 23-й Пи, собралось настоящее море людей — свыше ста тысяч украинцев, прибывших из всей страны и даже из соседней Канады.

Выступая на торжестве, президент Америки Дуайт Эйзенхауэр сказал, что ему выпало большое счастье открыть памятник Тарасу Шевченко — "Кобзаря украинцев и борца за свободу".

Американская печать, назвавшая монумент "Новой Статуей свободы", одновременно рассказала о жизни Кобзаря, о его борьбе против московской тирании, подчеркнув при этом миролюбие украинского народа и его борьбу за свободу.

Среди многочисленных участников торжества была известная чикагская поэтесса Александра Мудрая. Вот что она поведала о том незабываемом дне: «Вскоре исполнится 50 лет событию, которое навсегда останется в моей памяти. Считаю себя счастливой, ибо имела возможность быть свидетелем великого национального события — открытия памятника Прометею украинского народа».

Через три дня после открытия памятника в популярном американском журнале U. S. News and World Report появилась статья под названием: "Борьба памятников". Вот что в ней говорилось: «Теперь началась холодная война между Москвой и Вашингтоном на почве поэзии. Эти города по разным причинам построили монументы Тарасу Шевченко. В Москве отметили Кобзаря как поэта коммунизма, а в Вашингтоне как борца за свободу».

Свой вклад в дело строительства памятника поэта-пророка внес Чикагский журнал "Экран", созданный Адамом Антоновичем. В течение 30 лет журнал, пропагандировал творчество Кобзаря. По инициативе "Экрана" было начато издание почтовой марки с изображением Шевченко, а в библиотеке Конгресса создана секция произведений великого украинского поэта.

ЛОЖКА ДЕГТЯ В БОЧКУ МЕДА

Следует иметь в виду, что идея строительства памятника в Вашингтоне не была поддержана правительством Советского Союза и некоторыми американскими СМИ.

Первую скрипку в антиукраинском оркестре играла либеральная газета "Вашингтон пост", которую поддерживали посольство СССР в Соединенных Штатах Америки и представительство правительства УССР при организации ООН.

12 ноября 2000 года в "Вашингтон пост" появилась статья Джона Метьюза, в которой говорилось, что в Вашингтоне есть много монументов, потерявших свои художественные ценности и даже компрометирующих Америку. К ним Метьюз отнес, кстати, памятник героям Гражданской войны, которые своим мужеством и героизмом вписали не одну славную страницу в историю борьбы американского народа за единство и независимость.

Главное же внимание автор публикации уделил памятнику Тарасу Шевченко, который, по его мнению, не заслуживал быть представленным в столице. Джон Метьюз обвинил Кобзаря в том, что он является выразителем идей коммунизма, что он антисемит и враг польского народа.

Украинская община Чикаго, возмущенная выступлением газеты, обратилась к президенту Америки с просьбой не допускать надругательств над памятником. Это же требование было выражено в моей статье "Руки прочь от Шевченко!", которая была напечатана в украинской газете "Час і події" созданною мной в Чикаго в 1996 году. Ее голос в защиту Кобзаря совпал с голосом многих американских изданий, которые не только защитили монумент великого поэта, но и подробно рассказали о творчестве Шевченко, о его месте в мировой литературе.

Американцы поклоняются гениальному поэту, вспоминают его "не злим, тихим словом".

— Чи ти чуєш, чи ти бачиш, Тарасе, як вшановує тебе Америка? (Или ты слышишь, или ты видишь, Тарас, как чествует тебя Америка?).


Анатолий Гороховский, журналист, заслуженный работник культуры Украины