ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ В РОЛИ ПОСРЕДНИКА
Автор Юрий Моор-Мурадов
Как радовались мы, сторонники скорейшего достижения мира с соседями, когда госсекретарь США мистер Джон Керри взялся уладить конфликт в нашем регионе! Сердце мое возрадовалось, когда я убедился, что это не кратковременный импульс, а процесс серьезный — американский министр оказался человеком весьма активным, он больше времени проводит у нас, чем на своей вотчине.
"Какой же он мудрый человек", — подумал я, когда знающие все журналисты сообщили, что Керри сказал переговаривающимся сторонам: о перипетиях переговоров докладывать журналистам буду только я один. Это гениальное условие, учитывая горький опыт прошлых переговоров, и это свидетельствует о том, что Керри знает свое дело.
Когда наш министр обороны назвал Керри одержимым и обвинил его в том, что он мечтает о Нобелевской премии, я с Яалоном не согласился. Право каждого ожидать награды за труды, не стыдно мечтать о Нобелевской премии или желать попасть в Историю — главное, чтобы то, чем человек занимается, было достойно — а разве есть что-то более достойное, чем добиться урегулирования конфликта между евреями и арабами? Кто из критиков Керри согласен тяжело трудиться "за так"? Кто не хочет признания?
Когда при посредничестве Керри будет подписан мирный договор — я первый призову провозгласить его Праведником и внесу предложение переименовать в его честь улицу в Яффо, на которой я живу (рядом с улицей Эда Коча, мэра Нью-Йорка).
Но в последние недели я засомневался в способности этого заокеанского мессии принести нам избавление. В первый раз он оступился, когда на Мюнхенской конференции заявил, что над Израилем висит меч европейского бойкота, и наша экономика рухнет, если Израиль тут же не подпишет соглашение с ПА.
"Что он делает?!" — воскликнул я в шоке. Неужели не понимает, что этим заявлением он отдаляет решение проблемы, за которую взялся? Какая перед ним стоит задача: кому-то что-то разъяснить — или добиться мирного соглашения? Зачем он вообще болтает без острой необходимости? Он кто — газетный комментатор, которому платят за подобного рода прогнозы — или посредник, задача которого — заставить стороны прийти к соглашению? И совершенно правы те в Израиле, которые говорят, что после такого заявления американского министра палестинцы поймут, что им некуда торопиться, что им не нужно идти на уступки, раз Израиль находится на грани коллапса — нужно только подождать немного.
Вторая ошибка Керри не заставила себя ждать: Керри обиделся на резонные упреки по поводу его необдуманного заявления в Вене и стал в свою очередь упрекать и обвинять. Он похвастал, что в свое время не боялся настоящих пуль (кто-то ему чем-то угрожал?), что он всегда был сторонником Израиля, что его слова были вырваны из контекста (как будто мы все не слышали своими ушами это его выступление на конференции, которое транслировали десятки раз по всем телеканалам).
Вначале я подумал, что Керри намеренно делает заявления, вредящие Израилю — тем самым он, видимо, пытается завоевать симпатии и доверие палестинцев, заслужить статус объективного посредника, что поможет ему уговорить их пойти на уступки. Ладно, простим ему эту маленькую хитрость, цель оправдывает средства. Но Керри ведь не останавливается, он продолжает болтать — дает интервью с антиизраильскими выпадами и мрачными прогнозами относительно нашего будущего одному агентству, другому телеканалу, третьей радиостанции. На днях вот сказал, что все десятилетия, что он в Конгрессе США, голосовал в пользу интересов Израиля, который проявляет такую вот неблагодарность. Выходит, никакого тактического хода нет, он просто болтун, не знающий меры.
Нобелевскую премию не дают за проявление стойкости под пулями противника — чего ему вздумалось бряцать своими боевыми наградами? В Историю нельзя войти, благодаря произраильским голосованиям в Конгрессе и антиизраильским заявлениям в прессе, и нечего хвастать фактами, которые могут только насторожить палестинцев и вызвать недоверие к нему как посреднику.
Какое значение имеет, что о тебе говорят несколько израильских политиков, ты что — голливудский актер, который обижается на нелестный отзыв в газете? Главная цель твоей жизни, то, что либо возвеличит тебя, либо заклеймит мелким политическим деятелем — это мирный договор между Израилем и ПА. Зачем тебе опускаться до перебранки с группой политиков, которых ты сам называешь незначительным меньшинством? Что, когда ты начинал этот мирный процесс — ты не знал, что будут звучать голоса против договора? Ведь все опросы показывают, что эти люди не смогут помешать его ратификации ни в Кнессете, ни на референдуме.
На этих переговорах рядом с тобой стоит министр Ципи Ливни, которую никто не заподозрит в нежелании достичь соглашения. Убедись, что и Абу-Мазен прислал человека, настроенного серьезно, запрись с ними в неприступной башне переговоров, заставь стороны пойти наконец-то на взаимные уступки, не обращай внимания на танцы, которые мы тут устраиваем вокруг златого тельца, сойди к нам со скрижалями договора — и я гарантирую тебе, что большинство как в Кнессете, так и в народе поддержит его.
В то самое время, когда стороны ведут изматывающие переговоры, ведомство Керри в Вашингтоне спешит осудить планы Израиля пристраивать комнаты, расширять балконы, возводить жилые дома там, где, по мнению просвещенного мира, евреям это делать нельзя. Если в рамках будущего договора одиночные поселения все равно будут демонтированы, если то, что строится в поселенческих анклавах, останется под израильским суверенитетом — то какое сейчас это имеет значение?
У меня создалось убеждение, что Керри уже понял, что задача ему не по плечу, он ищет пути достойного отступления и заранее намекает, на кого он возложит вину за неудачу на переговорах.
Несмотря на то, что я очень оптимистично настроенный человек, я прихожу к пониманию, что возлагал на Керри напрасные надежды. По всей видимости, нынешний раунд переговоров закончится ничем — если не приведет к эскалации напряженности в регионе.
Выходит, мистер Джон Керри оказался в роли посредника не благодаря своим талантам, а той должности, которую получил из-за политических игр в Вашингтоне. Он безалаберно руководит этими переговорами, и ему не удастся вписать свое имя в скрижали Истории. И все, что мы будем иметь по их окончании — это еще одного обиженного бывшего политика, который долго еще будет отравлять международную политическую атмосферу своими ложными обвинениями в адрес Израиля, на который возложит вину за срыв переговоров.