КАК РОДНАЯ МЕНЯ МАТЬ ПРОВОЖАЛА…
Автор Петр Люкимсон
Решение БАГАЦа лишить государственного финансирования иешивы, в которых учатся уклонисты, а также та поспешность, с которой глава министерства финансов Яир Лапид выполнил это решение, вызвали взрыв негодования в ультраортодоксальной среде.
Массовые демонстрации харедим против БАГАЦа прошли в Иерусалиме, Модиин-Илите, Ашдоде... В ряде случаев они сопровождались метанием камней, столкновениями с полицией и арестом наиболее активных участников беспорядков. Ортодоксальные СМИ утверждают, что политики готовят "погром и разрушение всего, что свято для Израиля" и обвиняют премьер-министра Биньямина Нетаниягу в том, что он хранит молчание и никак не вмешивается в ситуацию.
Однако когда начинаешь разбираться в происходящем детальнее, выясняется, что хотя все ультраортодоксы недовольны решением БАГАЦа, недовольны они по-разному. К примеру, глава бней-бракской иешивы "Хахамей Люблин" рав Авраам-Хаим Вайзель считает, что решение это, конечно, неправильное, но и особого вреда от него тоже нет. Во-первых, ешиботники, по твердому убеждению рава Вайзеля, в любом случае не пойдут служить в армию. Во-вторых, подчеркивает рав Вайзель, иешивы уже давно существуют не на государственные деньги, так как существовать на них и кормить большие семьи просто невозможно. А потому ультраортодоксы как уповали, так и дальше будут уповать на Всевышнего и щедро жертвующих на иешивы еврейских бизнесменов.
Однако некоторые ортодоксальные раввины недоумевают. Они не понимают, зачем БАГАЦу и минфину понадобилось принимать такое провокационное решение именно сейчас, накануне голосования по призыву ультраортодоксов, когда стороны вроде бы о многом договорились… С их точки зрения, это решение еще раз доказывает, что на самом деле израильской элите вовсе не нужно, чтобы ешиботники шли в армию. Для элиты куда важнее нанести удар по ненавистному ей миру Торы.
Тем временем, комиссия во главе с Айелет Шакед ("Еврейский дом") закончила работу над черновиком окончательного варианта законопроекта о равном распределении армейского бремени. Позади остались месяцы изматывающих переговоров с ортодоксами, представителями ЦАХАЛа, общественных организаций и политических партий. Как ожидается, законопроект будет подан на второе и третье чтения в марте, а в ближайшие недели его текст должен быть утвержден членами комиссии. Учитывая спорность многих положений законопроекта, голосование по его "беловику" было решено провести поэтапно — по каждому пункту в отдельности, от наиболее легких к самым спорным.
Цель закона — довести число ешиботников, призывающихся в армию, едва ли не до 80-90% (часть наиболее талантливых учащихся иешив в любом случае будет освобождена от службы, и с этим изначально никто не спорил). Наращивать процент призываемых в армию ортодоксов тоже решено поэтапно. Суммарно потенциал призыва всех юношей из ультраортодоксального сектора оценивается в 8 тысяч человек за год. В 2014 году планируется призвать 3800 ешиботников, что составит примерно 47.5% от общего числа призывников этого сектора. 2500 из них будут служить непосредственно в ЦАХАЛе, 1300 пройдут альтернативную службу.
В 2015 году будет призвано уже 4500 ешиботников (56% от всех призывников): 2700 — в ряды ЦАХАЛа и 1800 — на альтернативную службу.
В 2016 году число призывников-ортодоксов достигнет 5200 человек (65% от общего числа), а окончательно закон вступит в силу в 2018 году.
По мнению Айелет Шакед, резкое увеличение числа военнослужащих-ортодоксов позволит сократить срок армейской службы юношей с 36 до 32 месяцев. Срок службы девушек поначалу планировалось повысить с 24 до 28 месяцев, но затем комиссия решила оставить его прежним.
Срок непосредственной службы в ЦАХАЛе учащихся армейских иешив после долгих дебатов было решено увеличить с нынешних 16 до 17 месяцев.
Не успели члены комиссии отголосовать по этому пункту, как грянула буря.
Министр обороны Моше Яалон ("Ликуд") заявил, что потребует переголосования с возвращением к прежним срокам службы. Яалон объяснил, что не позволит политикам вмешиваться в профессиональные вопросы и одним росчерком пера ломать долгосрочные планы армии.
Депутат Элазар Штерн ("ха-Тнуа") заявил, что увеличение срока службы учащихся армейских иешив всего на один месяц — это несерьезно. Это заявление прозвучало тем более странно, что Штерн носит вязаную кипу и долго ассоциировался у публики именно с религиозными сионистами. Айелет Шакед (кстати, совершенно светский человек), по его мнению, таким образом защищает интересы религиозных сионистов, составляющих большинство избирателей партии "Еврейский дом". Равенство так равенство, настаивает Штерн, пусть парни в вязаных кипах служат столько же, сколько и остальные.
Вопрос о продлении службы девушек также остается спорным, и сама Шакед признает, что у этого решения есть как плюсы, так и минусы, и еще неизвестно, чего больше.
А ведь впереди голосование по куда более спорным вопросам, и в первую очередь — по вопросу о продолжительности отсрочки призыва ультраортодоксов в армию. Черновой вариант законопроекта предполагает, что ешиботники будут призываться в ЦАХАЛ в возрасте 18-24 лет, то есть максимальный период отсрочки составит 6 лет. Те, кто не пойдет служить до 24 лет, смогут начать работать на общих основаниях, но при этом будут лишены всех льгот, которые полагаются гражданам, прошедшим воинскую или альтернативную службу. Основная идея этого пункта заключается в том, что если не удастся призвать ультраортодоксов в армию, то уж лучше дать им возможность нормально влиться в израильский рынок труда и превратиться из "нахлебников" в налогоплательщиков.
Но вопрос всех вопросов заключается в том, каковы должны быть санкции для учащихся иешив, уклоняющихся от службы в армии. Шакед настаивает, что эти санкции должны быть исключительно экономическими, причем с каждым новым годом отсрочки от службы они должны ужесточаться. Однако глава предыдущей комиссии, министр науки Яаков Пери, и лидер его партии Яир Лапид настаивают на уголовных санкциях. Более того, они пригрозили, что если таких санкций не последует, партия "Еш атид" не поддержит новый закон и выйдет из состава коалиции.
Голосование по пункту о санкциях планируется провести в последнюю очередь, и это понятно: данный вопрос станет критическим.
Премьер-министр Биньямин Нетаниягу пока пытается сохранять нейтральную позицию в этих спорах. Выступая перед выпускниками курсов офицеров сухопутных войск, премьер заявил, что для него вопрос о равном распределении гражданского бремени, возможно, даже более важен, чем для кого-то другого, и он верит в возможность его позитивного решения. Но несколько ранее премьер отметил, что столь же важным считает сохранение иешив как главных хранителей и передатчиков духовно-культурного наследия еврейского народа.
В сущности, эти два заявления Нетаниягу и определяют корень проблемы. Для будущего Израиля и еврейской нации чрезвычайно важно как превращение ультраортодоксов в экономически полноценных граждан страны, так и сохранение мира Торы, того, что принято называть еврейской цивилизацией. И подлинное, а не популистское решение проблемы заключается в нахождении золотой середины, а не в яростном отстаивании крайних позиций.
«Новости недели» – «Континент»