ВОЗВРАЩЕНИЕ В MICROSOFT
3 февраля 2014 г. стало известно, что Билл Гейтс покинул пост председателя совета директоров Microsoft. Одновременно с этим стало известно о том, что Сатья Наделла, проработавший в компании 22 года, был назначен ее генеральным директором. Наконец, еще одной новостью стало то, что Гейтс, оставивший руководящие позиции, становится его советником по технологическим вопросам.
Гейтс был генеральным директором Microsoft, начиная с основания компании в 1975 г. и вплоть до 2000 г., когда он передал эту позицию Стиву Балмеру, а сам занял должность главного архитектора ПО. С 2006 г. Гейтс принимал все меньше участия в работе корпорации, а в 2008 г. совсем ушел от практических дел.
Период, когда Балмер возглавлял Microsoft, расценивают как временя упадка. Не в последнюю очередь, в вину Балмеру любят ставить тот факт, что в начале-середине 2000-х гг. компания не уделяла достаточного внимания разработке мобильных операционных систем, в результате чего оказалась к настоящему моменту на третьем месте среди мировых лидеров, причем с сильным отставанием. Также говорят о том, что компания все это время слишком мало внимания уделяла инновационным разработкам. Наконец, многие порицают Балмера за то, что компания понесла большие и бессмысленные убытки, так как много ресурсов вкладывалось в разработку не пользующихся на рынке популярностью устройств.
«Несмотря на все свои знаменитые попытки завоевать симпатию потребителей, —писал Дерек Томпсон (Derek Tompson) в The Atlantic, — Microsoft так и не стал потребительской компанией. Это богатая компания. Это огромная компания. Но она до сих пор остается фирмой, которая производит Windows и Excel, у которой сейчас еще появился побочный серверный бизнес. За вычетом XBox — а это довольно незначительная часть общего бизнеса компании, — Microsoft до сих пор не начал создавать вещи, которые бы людям действительно нравились. Это место, где производятся вещи, о которых люди — особенно бизнесмены — думают, что они должны их использовать».
То, что консультантом нового гендиректора Наделла будет Гейтс, многие воспринимают как знак возвращения Гейтса в Microsoft. По его собственному утверждению, в новой должности он планирует существенно интенсифицировать свое участие, выделяя на работу с Microsoft треть своего времени. 10 февраля, отвечая на вопрос по поводу нововведений в компании, Гейтс сказал: «Меня впечатляет мысль о том, как облачные технологии и новые устройства могут помочь нам общаться и сотрудничать по-новому. ОС будет не просто на одном устройстве, и информация будет не просто файлами – это будет ваша история, в которой, среди прочего, можно будет просматривать этапы создания вещей. Я был очень растроган, когда Сатья попросил меня присоединиться к работе, чтобы поддержать инновационные амбиции Microsoft». Гейтс также высказывал мнение, что если сделать ставку на развитие облачных технологий, на которых специализируется Наделла, это позволит компании восстановить конкурентоспособность на рынке мобильного ПО.
Таким образом, в медийной среде тема недвусмысленно позиционируется как возвращение Билла Гейтса в Microsoft. Вместо Гейтса председателем совета теперь будет Джон Томпсон (John Thompson) из его же состава.
Кандидатов на позицию гендиректора (которого выбирает совет директоров) было несколько — среди них Тони Бейтс (Tony Bates), прежде возглавлявший Skype. «Большинство комментаторов, — поясняет газета Times of India, — сходятся на том, что благодаря своему длинному послужному списку в штате Microsoft Наделла представляет собой наиболее безопасного кандидата, которому можно доверить дальнейшее развитие компании, но по-прежнему остается открытым вопрос о том, насколько он окажется способен сделать Microsoft привлекательным для потребителей или нетерпеливых акционеров». Непосредственная задача Наделлы состоит в том, чтобы сбалансировать запросы долгосрочных и краткосрочных инвесторов. В статье высказывается мнение, что в ближайшее время компании следует отказаться от своих амбиций в области разработки железа и сосредоточиться, прежде всего, на развитии Офиса и Windows, то есть сделать ставку на свои возможности по разработке корпоративного программного обеспечения.
Кейд Метц (Wired) в своем комментарии по поводу этой перестановки отметил, что от нее едва ли имеет смысл ожидать большие преображения корпорации, но все же это скорее хорошая новость. В качестве одного из несомненных ее достоинств он отмечает уход Балмера — не в последнюю очередь, с точки зрения человеческого фактора (тут он противопоставляет Балмера как консервативного дельца, одержимого идеей контроля, и Наделлу как более мягкого управленца, стремящегося к внедрению инноваций).
Некоторые комментаторы, впрочем, настроены скептически. Билл Джордж из Harward Business School считает, что «мы получаем компанию, управляемую триумвиратом: Сатья в качестве нового гендиректора, Билл в качестве советника по продуктам и Джон Томпсон, возглавляющий совет. Многое зависит от того, как эти трое сработаются. Мне лично очень интересно, правда ли Сатье позволят произвести преобразования, в которых нуждается Microsoft, как на уровне продуктов, так и на уровне людей?».
Один из авторов в журнале ITWire также высказывает мнение, что новый гендиректор при повышении влияния Гейтса может оказаться не у дел и будет не в состоянии принимать самостоятельные решения. Это, в свою очередь, означает, что изменения, которые могли бы вывести Microsoft на современный уровень, едва ли произойдут. «Microsoft — это по-прежнему очень важная технологическая компания, хотя бы потому что если она завтра рухнет, миллиардам пользователей ПК придется переключаться на новую операционную систему… Одна из главных проблем Microsoft — на самом деле главная — это численность начальства. Там менеджеры, которые управляют менеджерами, которые управляют менеджерами — и эти, опять же, управляют другими менеджерами. Там такая бюрократия, какая бы сделала честь Египту, и это кое о чем говорит. Индия, которая позаимствовала и усовершенствовала британскую бюрократическую систему так до полного паралича многих государственных департаментов, и та не сравнится с инертностью Microsoft».
Выражается это, по мнению автора, в том, что управление этой корпорацией в большой мере определяется наличием личных связей. В управлении этой системой с Гейтсом конкурировать трудно, то есть такая фигура, как новый гендиректор, обладает очень незначительным влиянием. Таким образом, в перспективе от полного потопления Microsoft может спасти только полная смена руководства (не только номинального) и последующая реорганизация системы управления.
Анна САКОЯН
Polit.ru