«ОСКАР-2014» ПОДДЕРЖАЛ СОПРОТИВЛЕНИЕ
86-я церемония вручения наград американской киноакадемии до последнего времени была главным кинособытием не только в мире, но и в России. Но не в этом году.
Первый канал буквально накануне отказался от онлайн трансляции и ее обсуждения с профессионалами, поставив в ночные часы документальный фильм «Юрий Николаев. Не могу без ТВ», а утро посвятил политическим дебатам об Украине.
Возможно, зная о любимом занятии звезд — поддерживать борцов с разнообразными режимами, — руководство канала обеспокоилось: как бы и про украинские события со сцены кинотеатре «Dolby» в Лос-Анджелесе в прямой неотредактированной трансляции не возникли недозволенные пассажи. И были правы.
Уже один из первых призеров Джаред Лето (лучшая роль второго плана) в благодарственной речи следом за «спасибо героической маме» вспоминает и всех мечтателей — особенно тех, кто в Венесуэле и в Украине. «Просто знайте, что мы с вами», — многозначительно завершает спич актер с обликом Иисуса Христа.
Звезды под дождем собирались у красной дорожки. Поджидавшие их зрители соперничали в экстравагантности зонтиков. Кстати, в этот день состоялась демонстрация протеста работников индустрии спецэффектов. Около пятисот человек с зелеными зонтами (символами экрана-хромокея) привлекали внимание к проблемам своей скромной профессии и никем не разгонялись.
Героизм — сквозная тема и самой церемонии, и многих фильмов-номинантов. Их центр силы — жизнь человека, в одиночку противостоящего: расизму («12 лет рабства»), смертельной болезни («Даласский клуб покупателей»), космической катастрофе («Гравитация»). Актриса Салли Филд прославляла людей, восставших, осмелившихся (на экране реальные исторические персонажи, вроде Линкольна и Ганди соседствовали с экранными). Целый ряд фильмов, прорвавшихся в лидерский список, посвящены преодолению. Стоит ли вспоминать предостережения мудрецов о том, что герои необходимы лишь в самые тревожные эпохи, в мирное время они даже опасны. Впрочем, времена у нас самые что ни на есть опасные. Потому «Оскар» и поет славу героям.
В анимации лучшим признан качественный мюзикл «Холодное сердце», переиначенная на новый лад андерсеновская сказка об отваге и любви. Академики обошли стороной не только элегантную европейскую ленту «Эрнест и Селестин», но и «Ветер крепчает» — восхитительный фильм-прощание патриарха мировой анимации Хаяо Миядзаки, вдохновенную поэтическую историю жизни японского конструктора Дзиро Хорикоси.
Пожалуй, нынешний «Оскар» стал самым предсказуемым за последние годы. Во время церемонии вспоминался хит «Сплина»: «Те же знакомые люди,/Все те же портреты на фоне».
Успехом у публики пользуется шутка ведущей Эллен Дедженерес о том, что раньше «все было по-другому»: были номинированы Леонардо ДиКаприо, Мартин Скорсезе, Мерил Стрип, Кейт Бланшетт. И она права.
На «Оскаре» все, «как раньше». И Ди Каприо, номинированный на «Оскар» в 4-й раз, вновь остался без награды, и классик Скорсезе вновь не поощрен.
Главным же фильмом вполне ожидаемо названа эпическая кинодрама «12 лет рабства», тем самым поддержана антирасистская направленность современного кинематографа. Под аплодисменты зала за статуэткой вышел темнокожий британский режиссер Стив Маккуин. Экранизация мемуаров Соломона Нортапа — вполне добротное кино в духе предшественников вроде «Амстада» Спилберга. Поэтому за картину Маккуина с ее девятью номинациями, академики могли голосовать не глядя. «Я посвящаю эту награду всем, кто знает что такое рабство», — заявил в благодарственной речи режиссер. Фильм также получил награду за лучший адаптированный сценарий, а кенийская актриса Лупита Нионго победила в номинации «Лучшая актриса второго плана». Хотя, как мне кажется, работы Джулии Робертс в «Августе» и Дженнифер Лоуренс в «Афере по-американски» были вне пределов «профессионального качества», восхитив беспощадностью к себе и уникальностью интонации.
У «Гравитации» закономерно больше всего статуэток: помимо технических наград (монтаж, звук, визуальные эффекты), лучшим режиссером назвали Альфонсо Куарона, мастера, предпочитающего самостоятельно прокладывать пути в кинематографе. «Гравитации» — обманчиво простой технотриллер о тотальном одиночестве, о попытке невозможного: преодолеть это леденящее одиночество. Цифровые технологии для режиссера — палитра выразительных средств, с помощью которой он создает на экране объем человеческих взаимоотношений. Король трехмерного кино Джеймс Кэмерон назвал «Гравитацию» лучшим в истории кино фильмом о космосе. Безусловно, при всех изъянах драматургии, «Гравитация» прорвала горизонты привычного 3D прежде всего благодаря изобретательному «видению» оператора Эммануэля Любецки, непревзойдённого творца визуальных миров в произведениях Терренса Малика, Мартина Скорсезе, Майкла Манна, Тима Бертона, братьев Коэн, и конечно же, Куарона. Любецки справедливо назван лучшим.
Спайк Джонс награжден за оригинальный сценарий оригинальной лав-стори «Она», героиней которой стала «компьютерная программа», озвученная Скарлетт Йоханссон.
Лучшей актрисой, как и предсказывали букмекеры, стала Кейт Бланшетт. В «Жасмин» Вуди Аллена она сыграла сокрушительное падение с ослепительной вершины американской мечты. Работа вне сомнений блистательная, хотя соперницы у Бланшетт выдающиеся: Мэрил Стрип, Джуди Денч, Эми Адамс, Сандра Буллок. Не случайно в своей речи Бланшетт отметила «ошеломляющую» игру Эми Адамс в «Афере по-американски». Мэрил Стрип же можно давать «Оскар» за любую из ролей. Видимо, академики сочли, что актриса, давно живущая на вершине Олимпа, в их поддержке не нуждается.
Мэттью Макконахи также ожидаемо получил статуэтку за невероятную роль в «Далласском клубе покупателей». Ради своего техасского ковбоя, яростного борца со СПИДом, актер похудел на 21 кг. К слову сказать, усилия Кристиана Бэйла, поправившегося на 18 кг для роли талантливого проходимца Ирвинг Розенфельд в «Афере по-американски», остались невознагражденными. «Афера…», рекордсмен по номинациям, была показательно проигнорирована. Так же равнодушными академиков оставила ядерная комедия Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит».
«Великая красота» Паоло Соррентино, также один из стопроцентно предсказанных лауреатов. Фильм, названный вольной вариацией на тему произведений Феллини и Росселини, тем не менее, не скрывает иронии и по отношению к киномонументам, и к карнавалу призраков, населяющих вечный город. Режиссер благодарит Мартина Скорсезе, Федерико Феллини и всех, кто вдохновил его на создание картины, оберегающей высокие традиции кино как искусства.
Главный претендент на статуэтку в номинации «Документальное кино» — «Акт убийства» остался без награды. (Впрочем, шокирующее путешествие в ад, где индонезийские убийцы-киноманы инсценируют собственные кровавые эксперименты и без «Оскара» триумфально прокатилось по миру). Лучшим признано неплохое, но в большей степени телевизионное кино «В двадцати футах от того, чтобы стать звездой» — о скромных труженицах бэк-вокала, тех, кто проживает жизнь за спинами звезд.
На сцене «Dolby» — знаменитая рок-группа «U2», родом из взрывоопасной Ирландии. Они представляют свою песню «Ordinary Love» из фильма «Долгий путь к свободе» о борьбе Нельсона Манделы с режимом апартеида. В основе большинства хитов «U2» — социальные, политические, духовные вопросы. Многие из них (как «Кровавое воскресение») основаны на реальных событиях…
Очень похоже на современное кино, поддержанное 86-летним «Оскаром».
Лариса Малюкова, «Новая газета» — «Континент»