АКЦИЯ НА ПОЛМИЛЛИОНА

АКЦИЯ НА ПОЛМИЛЛИОНА

Пока мир пытается переваривать или хотя бы осознать, что происходит между Россией и Украиной, пока вчера в Москве во время антивоенных митингов были задержаны больше 350 человек, в Израиле проходила массовая акция против закона о призыве ортодоксальных иудеев в армию. 500 тысяч человек вышли митинговать, три тысячи полицейских их охраняли. Было бы дикостью сравнивать повестки московских и иерусалимских митингов – но от ситуативных сравнений уйти трудно. Шауль Резник – о том, как в Израиле работает неразрешимый законодательный конфликт.

Свыше полумиллиона человек собрались в Иерусалиме в знак протеста против закона о призыве в армию ешиботников, прочли молитву о дожде, потанцевали под хасидские напевы о грядущем приходе Мессии и разъехались. Три с половиной тысячи полицейских, которых направили — нет, не винтить — а охранять демонстрантов, чудовищно скучали. Их грациозные черные лошади моргали под воздействием песчаной бури и вздрагивали, когда очередной прорвавшийся к микрофону оратор нараспев декламировал псалмы.

Иными словами – в столице Израиля состоялась демонстрация представителей едва ли не самой непримиримой оппозиции. Немалая часть ультраортодоксов считает еврейское государство рожденным во грехе и нарушающим своим существованием клятвы, которые, по преданию, принесли иудеи Всевышнему: всячески не рыпаться — не восставать против других народов, не рваться самовольно из диаспоры в Святую Землю и уж точно не создавать на ее территории светское государство с блэкджеком и падшими женщинами.

Израильская ультраортодоксальная оппозиция в лице депутата Кнессета Исраэля Айхлера сравнила Биньямина Нетаньяху с царем Ахашверошем: «Демонстрация направлена против Нетаньяху, который ведет себя как Ахашверош. Потому что Ахашверош был глупым царем. Сотни миллионов мусульман хотят нас уничтожить, а Нетаньяху разжигает огонь [ненависти]». Параллельно в религиозных районах города были расклеены листовки, в которых Айелет Шакед, инициировавшая нынешний закон о призыве ешиботников, сравнивалась с Антиохом Эпифаном, правителем Сирии и жидоедом. Интервью с Айхлером было показано телеканалами без комментариев, листовки на момент написания этих строк висят в целости и сохранности.

Фигурантов нынешнего витка противостояния трое. Кроме Айхлера, еще министр финансов Яир Лапид, глава партии «Есть будущее» и Айелет Шакед, член национально-религиозной парти «Еврейский дом». Лапид - в недавнем прошлом — сверхпопулярный тележурналист, мальчик-мажор, сын журналиста и политика Томи Лапида и писательницы Шуламит Лапид. Любит одеваться в черное и выражаться слоганами. Сначала обещал понижение налогов, затем, будучи назначенным на должность начальника минфина, ознакомился с плачевным состоянием казны и эти налоги повысил. Проиграв налоговый раунд, он взялся за любимую многими политиками идею — «равенство обязанностей» — и задает сакраментальный вопрос: почему одни граждане отдают Армии обороны Израиля 36 месяцев юной жизни, а другие учатся в ешивах, женятся, плодятся-размножаются, пожизненно продолжая учебу и получая государственные дотации.

Ешиботники и их представители в Кнессете оперируют принципиально иной казуистикой. Мы — хранители еврейских традиций. Тору должны изучать все, а раз вы, светские, ее не изучаете, мы добровольно впряглись в лямку и на благо великой идеи готовы жить по-нищенски. Последнее, в принципе, недалеко от правды: апельсин, нарезанный тончайшими дольками и поданный в качестве десерта, я видел в своей жизни два раза. Первый — в эпоху тотального советского дефицита, второй — в Бней-Браке, в гостях у многодетной религиозной семьи.

Наконец, промежуточным звеном между экс-ведущим и укреплятелями духовных скреп является миловидная Айелет Шакед член национально-религиозной парти «Еврейский дом». Она возглавила Комитет по равенству обязанностей, который родил на свет очередной законопроект о воинской повинности ешиботников. Столько-то тысяч призовем в 2015 году, чуть больше — в 2016-м, и так далее. Потому что все одинаково ревностно изучать Тору не могут (и даже не хотят), а посему пусть раввины отделят интеллектуальную элиту от тех, кто в ешиву ходит для проформы. Последних поставим под ружье.

Представители ультраортодоксальных кругов не без оснований видят в этой и других попытках желание не столько распределить воинскую повинность поровну, сколько интегрировать (читай: ассимилировать) ешиботников в израильский социум. Если армии не хватает рабочих рук, почему всё тот же комитет, возглавляемый Шакед, совсем недавно постановил сократить срок службы юношей на четыре месяца? Если армии нужны ультраортодоксы, почему весь позапрошлый год СМИ и политики атаковали вполне лояльных представителей национально-религиозного сектора, которые активно служат в армии, периодически демонстрируя верность Галахе в нарушение устава. Скажем, о ужас, отказываются слушать женское пение и выходят из актовых залов во время концерта?

Сторонники призыва — тоже не без оснований — намекают на то, что далеко не все номинальные студенты ешив учатся в них на самом деле. Стоит пройтись по религиозному микрорайону в любое время суток, и вы наткнетесь на так называемых «шабабников», молодых людей в черных кипах, которые подрабатывают в лавках по-черному, разъезжают на арендованных автомобилях и даже флиртуют с представительницами противоположного пола. По некоторым оценкам, «шабабники» составляют от 10 до 30 % от числа учеников любого ультраортодоксального заведения.

Наблюдатели со стороны имеют претензии и к тем, и к этим. И к Лапиду, и к Айхлеру, и к Шакед. Равенство обязанностей — это фикция. Танкист, который неделями безвылазно курсирует между Шхемом и Рамаллой, и повар, который служит по схеме «неделя на военной базе, неделя дома», не равны никоим образом.
Однако вместо диалога получается монолог. В Иерусалиме читают молитвы и сравнивают ешиботников с несчастными кантонистами, в Тель-Авиве требуют liberté, égalité, fraternité и оперируют словами «паразиты» и «дармоеды». Но, что приятно, милосердная и терпеливая полиция с равнодушием относится и к тем, и к этим.


Шауль Резник, booknik.ru