ИНТЕЛЛИГЕНТ ПО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИ
Автор Рамис ЮНУС
Ещё древние греки говорили: «каждый порядочный человек стыдится правительства, при котором живёт». Если верить этому афоризму то, глядя на то, что творит с собственным народом правительство Ильхама Алиева, вполне логично предположить, что в Азербайджане вроде бы и не осталось порядочных людей. Иначе как же объяснить то, что на фоне творящихся беззаконий в стране, уровень протестных выступлений азербайджанцев не соответствует тому, что мы видим сегодня, к примеру, в Украине?
Что же произошло с азербайджанским обществом, которое всего 25 лет тому назад, одним из первых на территории бывшего Союза, восстав против советского строя, так безропотно терпит все унижения, которым подвергает свой народ режим Алиевых-Пашаевых? И почему молчат при этом, в массе своей, те люди, которых ошибочно причисляют к интеллигентам? Разве интеллигенция ведёт себя так, как они сегодня? Поэтому мне и хочется спросить у них: с кем же вы, интеллигенция Азербайджана, где вы, сколько вас и есть ли вы в принципе?
У академика Дмитрия Лихачёва в его знаменитом трактате «О русской интеллигенции» есть такие слова: «К интеллигенции, по моему жизненному опыту, принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам. Основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, — свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли».
А теперь давайте взглянем на Азербайджан и, руководствуясь этими принципами, посмотрим на нашу так называемую интеллигенцию, прошедшую школу общенационального «ондара-мондара» аж с 1969 года, когда на головы несчастных азербайджанцев снизошло «великое» солнце гуртулуша в качестве первого секретаря ЦК КП Азербайджана в форме генерала КГБ. Фактор Гейдара Алиева, сыгравший роковую, я бы сказал, ТРАГЕДИЙНУЮ роль в повторной, на восточный манер, советизации-гейдаризации Азербайджана, повлиял, безусловно, и на менталитет «азербайджанской советской интеллигенции», которая сегодня со всех трибун стремится отработать те регалии, которыми все эти годы их щедро одаривал режим. А как же, господа псевдоинтеллигенты, слова академика Лихачева про «убеждения, не зависящие от принуждений экономических и государственных»? А как же ещё одна фраза из вышеуказанного трактата о том, что «интеллигент, это человек с ярко выраженным чувством протеста»?
Сегодня «анары и зелимханы» азербайджанской псевдоинтеллигенции от тяжести правительственных подачек превратились в героев известного фильма «Королевство кривых зеркал», поставленный в 1963 году режиссёром Александром Роу. Для тех, кто не помнит, кратко резюмирую: в этом фильме показано сказочное Королевство Зазеркалья, где имена жителей Королевства — зеркальные отражения имён нарицательных. Основная политика Королевства — изготовление кривых зеркал, в которых уродливые кажутся красивыми, а красивые — уродливыми; молодые кажутся старыми, а старые — молодыми; голодные и измождённые выглядят цветущими и упитанными, а дородные и сытые — стройными и худощавыми. Такое положение дел как нельзя лучше устраивает злых лживых богачей, узурпировавших власть. Им выгодно, чтобы всё остальное население страны видело реальность в искажённом виде. Единственное прямое зеркало в Королевстве есть только у короля, которому власть досталась от его отца. И, несмотря на то, что страной правит официально король, фактически ею, от имени короля, управляют представители самых богатых и влиятельных семей. Вам это королевство ничего не напоминает?
Когда в 1999 году в России умер академик Лихачёв, говорили, что умерла совесть русского народа. С тех пор прошло 15 лет, и мы видим, во что превратилась страна Пушкина и Достоевского с приходом к власти спецслужб во главе с Путиным. И сегодня многие в стране с ностальгией вспоминают Лихачева, Сахарова и Солженицына, поскольку россияне, как и многие на постсоветском пространстве, очень нуждаются в интеллигентах такого масштаба, которым бы верили, ведь это люди с ярко-выраженным чувством протеста, для которых основной принцип интеллигентности заложен на генетическом уровне.
Вспоминая этих достойных людей, мне захотелось спросить своих земляков в Азербайджане: а где же совесть у моего народа и почему она сегодня молчит, глядя на возрождение советского мракобесия под современным названием «гейдаризм»? Какими нравственными категориями живёте вы, когда на ваших глазах людей выгоняют из домов в центре Баку, когда страну поразила метастаза коррупции, когда генерала КГБ, который всю жизнь боролся с идеями АДР, сегодня принудительно хотят сделать спасителем нации, как когда-то Ленина, когда вся наша страна превратилась в ханство под управлением кучки малообразованных людей, ворочающих наворованными миллиардами, огораживаясь от будущего гнева населения высокими заборами, сажая при этом в тюрьмы всех инакомыслящих? Куда смотрите вы, представители нашей псевдоэлиты, которых в нашем обществе по-прежнему почему-то ошибочно называют интеллигентами? Это вы — интеллигенты, сидящие в парламенте писатели, поэты, певцы и прочая шушера, которая соревнуется друг с другом в подхалимаже к первой семье? А может, интеллигенты это те, кто, как Алим Гасымов, снимались в предвыборных роликах, дабы получить очередную материальную надбавку к «интеллигентному» проживанию? А может, интеллигентами себя считают те, кто, сидя на кухне, шепотом выражает свое негодование? Вопросы, вопросы, вопросы…
Недавно в одной из полемик в социальных сетях речь зашла о защите государственности в Азербайджане, где мой оппонент, достаточно известный в нашем обществе человек, аргументировал свою лояльность к авторитаризму в нашей стране тем, что есть угроза потери нашей государственности и потому надо уметь закрывать глаза на многие перегибы как во внутренней, так и во внешней политике со стороны режима Алиевых-Пашаевых. Парадоксально, но вот такого человека в Азербайджане сегодня называют интеллигентом, и таких псевдоинтеллигентов как он в нашем обществе ещё очень и очень много. Вот им, да и всем остальным, кто будет читать данную статью, мне хотелось бы напомнить слова Цицерона, который еще пару тысяч лет тому назад сказал: «где существует тиран, там не просто дурное государство, там вообще не существует никакого государства».
Автор статьи — известный политолог, имеющий опыт работы, как в высших эшелонах власти Азербайджана, так и за рубежом. Он был руководителем аппарата Правительства Азербайджана, Управляющим Делами Парламента страны. Кроме этого, он несколько лет проработал в Йемене и Саудовской Аравии. Хорошо знает политический истеблишмент, менталитет, культуру и языки стран, про которые пишет. В настоящее время проживает в США, где консультирует в качестве политического эксперта многие американские СМИ, независимые фонды и аналитические центры.