УДАР МОЛНИИ. SAM LIGHTNIN’ HOPKINS

УДАР МОЛНИИ. SAM LIGHTNIN’ HOPKINS

Некролог на последней полосе The New York Times от 30 января 1982 года предельно точно обозначил роль в истории Сэма Джона Хопкинса (Sam John Hopkins), покинувшего мир в тот день: «Он — один из великих музыкантов кантри-блюза, и возможно величайшая индивидуальность, вдохновившая рок-гитаристов всего мира».

Сэм буквально рос в атмосфере блюза, которой был пропитан Техас начала прошлого века. Два его кузена были известными в то время блюзовыми исполнителями, и в восьмилетнем возрасте Сэм стал упорно овладевать азами мастерства под руководством одного из них, Элджера «Тексаз» Александера (Alger “Texas" Alexander). За несколько дней до того произошло событие, перевернувшее внутренний мир мальчишки, который вдруг почувствовал блюз неотъемлемой частью своего существа, — на одном из пикников в Баффало, Техас, он услышал Блайнд «Лемона» Джефферсона. Через некоторое время он уже аккомпанировал живому гению блюза во время выступлений на неформальных церковных собраниях, и этот факт удивителен — никто не удостаивался подобной чести, кроме малыша Сэма. Впоследствии, Хопкинс, на протяжении своей более чем полувековой карьеры переиграл со всеми выдающимися музыкантами, но та встреча была главной в его жизни. Именно она перевернула жизнь Сэма, именно после нее он прибежал к кузену учиться играть, и именно благодаря этой встрече мир получил одного из величайших блюзменов с удивительной техникой игры и глубоким низким голосом. А дар шоумена превращал каждый его выход на сцену в удивительное событие.

Свое прозвище Сэм получил в 1946-м. В тот год его, поющего блюзы на своем обычном месте в Хьюстоне, услышала Лола Калум (Lola Anne Cullum) из Aladdin Records, базировавшемся в Лос-Анджелесе, куда Хопкинс был приглашен аккомпанировать пианисту Уилсону Смиту (Wilson Smith). Когда пластинка была записана, ребята со студии, те, кто, надо полагать, отвечал за продажи (маркетологи, по-нынешнему), решили поддать «огня» именам исполнителей, и назвали Смита «Ураганом», а Хопкинса — «Молнией». Спасибо им, они молодцы, подобрали природное явление, как нельзя лучше соответствующее энергетике Сэма. Именно такова манера его игры — грозовые рифы перемежаются вспышками, а между раскатами грома звучит песнь одинокого путника. Слова не важны, понятно, что человек ищет дорогу домой — ту дорогу, что искал и будет искать каждый настоящий художник, приходящий в этот мир. И так будет продолжаться до скончания века, ибо этот поиск и есть единственный смысл существования человека.


Сергей Асриянц, franceska.fm
На фото: Sam Lightnin’ Hopkins. 15.03.1912 — 30.01.1982