УГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС
Автор Эфраим ГАНОР
Ближневосточные проблемы, в связи событиями вокруг Украины, отошли для Барака Обамы на второй план. Встрече палестинского лидера с президентом предшествовала беседа Абу-Мазена с госсекретарем Джоном Керри. Носила она характер зондирования, и была призвана подготовить почву для "главного блюда". По сведениям из палестинских источников, переговоры Абу-Мазена с Керри были "плодотворными и прошли в позитивной атмосфере".
Затем наступила очередь президента. В самом начале беседы Абу-Мазен, коснулся одного из наиболее проблематичных моментов переговоров, а именно требований признать Израиль национальным государством еврейского народа. Высказывание Абу-Мазена свелось к тому, что палестинцы уже давно признали Израиль, и "протягивают ему руку для достижения справедливого и устойчивого мира" начиная с 1988 года. С этого года, по словам главы ПА, они признали легитимными решения международного сообщества касательно создания Израиля, в 1993 совершили "мужественный шаг", уже признав сам Израиль.
Абу-Мазен также выразил надежду, что "наконец-то удастся воспользоваться имеющимся шансом, и достигнуть мира", и добавил, что в свете ситуации в регионе, время для претворения подобного сценария в жизнь, истекает.
Как и ожидалось, президент США, озвучив традиционное американское видение ситуации, подверг собеседника довольно жесткому прессингу, дабы Абу-Мазен, принял так называемый "план Керри", который госсекретарь намерен представить сторонам в ближайшее время. "Были потрачены целые десятилетия для того, чтобы переговоры вышли на их нынешний уровень. Однако мы убеждены, что у нас есть шанс. Я думаю, что всем понятно, какими должны быть контуры будущего соглашения. Начертание границ должно базироваться на линиях прекращения огня до 4 июня 1967 года и обмене территориями по взаимному согласию. Соглашение должно гарантировать безопасность Израилю, и в той же степени обеспечить создание суверенного палестинского государства.
...Данный процесс очень непрост... Я продолжаю надеяться, что вы, премьер-министр Нетаниягу, и что еще более важно, израильский и палестинский народы, готовы к движению вперед в духе сотрудничества и компромисса", — сказал Обама.
Еще до своей поездки в Вашингтон, Абу-Мазен, чтобы "укрепиться в стойкости" перед американским давлением, провел ряд встреч с представителями палестинской общественности, и членам руководства ПА и ФАТХа различного ранга. Во время этих мероприятий, он непрестанно подчеркивал, что не намерен ни на грамм от основных требований и позиций палестинцев. Среди прочего он заявил, что никогда не признает Израиль государством еврейского народа. Все это было встречено бурными аплодисментами.
Однако, как и по очень многим проблемам мирных переговоров, и в этом вопросе налицо немало дезинформации, или противоречивых высказываний. Так в отличие от Абу-Мазена, в интервью одной из арабских газет глава палестинской делегации на переговорах доктор Саиб Арикат, сказал: несмотря на то, что Арафат признал Израиль национальным государством еврейского народа, палестинцы будут готовы сделать это еще раз, но уже после воплощения в жизнь пунктов плана, который представит Джон Керри. Наконец, на фоне всего этого высокопоставленный источник в палестинской делегации подчеркнул, что, несмотря на позитивный характер бесед Абу-Мазена с Обамой и Керри, глава ПА лидер намерен отвергнуть план госсекретаря, в его нынешнем виде.
Все это лишь в малой степени демонстрируют противоречивость и совершенно неясные перспективы, дальнейшего хода переговоров. Показательным стало и высказывание министра обороны Моше Яалона, именно по этому вопросу, сделанное им в интервью одному из израильских телеканалов: "Невозможно прийти к мирному соглашению с палестинцами без их признания еврейского государства. Абу-Мазен возвращается к трюкам времен Осло: без обещаний и признания. Абу-Мазен является партнером только для того, чтобы получать, но не для того, чтобы что-то давать взамен. Он не партнер для соглашения об окончательном урегулировании, частью которого является признание Израиля национальным государством еврейского народа... Государства не создают при помощи деклараций в ООН, а непосредственно на месте. Иудея, Самария и Газа зависят от нас. Если мы уйдем из Иудеи с Самарией, ХАМАС займет там место Абу-Мазена". Очень любопытным оказалось и высказывание Яалона, по одному из наиболее обсуждаемых в эти дни вопросов — предстоящему освобождению четвертой партии палестинских террористов из израильских тюрем. Одним из главных камней преткновения является то, что согласно палестинским требованиям, среди них, а все это террористы, чьи руки в крови израильтян, должны быть и израильские арабы. Из слов министра обороны, можно сделать вывод, что освободить израильских арабов, палестинцам по своей инициативе пообещал Джон Керри. Правительство Израиля, как сказал Яалон, такого обещания не давало, и Керри об этом прекрасно знает. Таким, образом, по словам министра, этот вопрос остается на данный момент открытым.
Вопреки сказанному Яалоном, и скорее всего для того чтобы, "сгладить палестинские впечатления" от слов министра обороны, президент страны Шимон Перес назвал Абу-Мазена самым настоящим партнером по мирному процессу, и подчеркнул, что палестинский лидер — человек принципов, последовательно выступающий против насилия и террора.
Если говорить о прогнозах, то, несмотря на бурю недовольства в обществе и глубокие политические разногласия, в конце этого месяца правительство, скорее всего, пойдет на освобождение четвертой партии террористов, как минимум, без израильских арабов. В противном случае это будет выглядеть нарушением договоренностей с США и ПА, что в свою очередь даст палестинцам отличный повод выставить Израиль в качестве виноватого в срыве продолжения переговоров, а также вернуться к уже опробованной стратегии односторонних обращений в международные институты.
Пока суть да дело, заместитель министра обороны Дани Данон направил 19 марта открытое послание Нетаниягу, в котором объявил, что намерен подать в отставку со своего поста, если террористы выйдут на свободу. Данон отметил, что последние недели показали истинное лицо палестинской стороны, и что освобождение террористов "из-за фантазий Ципи Ливни" является недопустимым.
Данный демарш Данона, который, скорее всего, сдержит слово, стоит рассматривать в более широком контексте, а именно приобретающем открытые формы противостояния Нетаниягу с правым крылом в "Ликуде", в частности, и коалиции вообще.
В общем, можно констатировать, что этот тройственный израильско-палестинско-американский паровоз выехал на финишную прямую. Уже в ближайшем будущем, несмотря на весь этот клубок противоречий, нечто довольно существенное должно произойти. Правда, что конкретно, пока не ясно. Вероятен сценарий, когда стороны с кучей оговорок примут план Керри и переговоры продолжатся. Но вполне возможно все пойдет по-другому. Например, Израилю опостылет непрестанный палестинский шантаж и неготовность оппонентов идти на какие-то уступки. Тогда он инициирует окончание переговоров. Правда, здесь во избежание серьезных последствий на международной арене, необходимо, чтобы именно ПА выглядели ответственными за торпедирование диалога. Тот факт, что палестинцы продолжают требовать и ничего не дают взамен, в общем-то, такому варианту развития событий способствует. Но это лишь один из нескольких сценариев. Какой именно начнет приобретать реальные очертания, мы, скорее всего, увидим уже в ближайшее время.
«Новости недели» – «Континент»