АРАБЫ И ШОА

АРАБЫ И ШОА

Автор Виктория МАРТЫНОВА


Израиль отметил День Катастрофы и героизма еврейского народа. Как всегда в этот день, прозвучала сирена, замерли машины и автобусы, выстроились на нестройные линейки школьники. В нашей памяти эта дата вызывает совершенно определенные образы. А как не в нашей?

Насколько актуальна эта тема для арабов? В особенности для палестинцев и для израильских арабов, их национального самосознания? Или она их вообще не интересует? Оказывается, еще как интересует! В этом году впервые в Освенцим отправляется группа палестинских студентов из университета "Аль-Кудс". Мероприятие проводится по инициативе профессора Мохаммеда Раджани.

Сообщение об этой поездке вызвало бурную дискуссию в палестинском обществе. Основные ее темы – палестинцы и гуманизм, палестинцы и еврейская история, палестинцы и Израиль. Дискуссии самые острые.

Между прочим, на счету у смелого палестинского профессора есть и достижения, о которых нам практически ничего не известно. Несколько лет назад к нему по инициативе ХАМАСа обратились представители Саудовской Аравии. Идея состояла в том, чтобы прекратить все совместные с Израилем исследования. Предложения было экономически выгодным: против каждого доллара, который палестинцы могли получить за участие в работе научных институтов вместе с еврейской страной, саудовцы готовы были заплатить два. В палестинской академической среде многие готовы были ухватиться за эту идею, но именно профессор Раджани не только отказался, а еще и убедил президента университета Сери Нусейбу отвергнуть эту идею. И вот теперь поездка мусульманских студентов-палестинцев в Польшу.

Чем объясняется эта затея? Разве для того, чтобы узнать о страданиях евреев, надо обязательно ехать так далеко?

– Почему вы решили привлечь внимание палестинских студентов к еврейской истории?

– Мне кажется, что момент настал. Среди палестинских студентов достаточно свободомыслящих и либеральных людей, открытых для сложных вопросов. История Катастрофы евреев Европы – один из важнейших моментов двадцатого века, и студенты должны об этом знать. Конечно, многие считают, что палестинцам хватает нашей беды, наших страданий, наших жертв. Все это так. Палестинцы продолжают гибнуть. Но понять историю другого народа – это очень важно для самосознания.

Поездка палестинских студентов в Освенцим обсуждается и в еврейской среде. Профессор Еврейского университета (Иерусалим) Эли Винтер считает, что эта поездка может дать для понимания между нашими народами больше, чем все усилия госсекретаря США Джона Керри.

– Как вы узнали об этом действительно уникальном проекте?

– Мы знакомы с палестинским профессором уже с десяток лет, и, что самое поразительное, даже на фоне жестоких конфликтов и интифады он сохраняет стремление к миру и пониманию между нашими народами. В Израиле мало кто обратил внимание на тот удивительный факт, что когда британское объединение ученых призвало к бойкоту израильских университетов, он был категорически против и обратился к британским коллегам с призывом остановиться. Он один из основателей палестинского движения "Средний путь", которое направлено на развитие диалога и решение проблем не насильственным путем.

– Стоит ли опасаться за жизнь такого храброго профессора?

– Этот вопрос многим приходит в голову, но я думаю, что ему ничто не угрожает. Он отнюдь не "маштапник", он четко определяет свою идентификацию: он палестинец, и ему дороги чаяния его народа. Но при этом он считает, что необходимо понимать израильтян и строить отношения с еврейской страной. Кстати, к его голосу прислушиваются многие в Шхеме и Хевроне. Размышляя о том, что приводит арабов к поездкам в Освенцим, стоит сказать и о человеке, начавшем подобные мероприятия. Это христианский священник Эль-Шуфани из Нацерета.

– Почему он пришел к мысли о необходимости организовывать подобные экскурсии?

– Мне не раз приходилось утешать детей, у которых погибли родственники в Хевроне или Дженине. Но самое главное – дистанция между евреями и арабами в Израиле все увеличивается. Мы даже не пытаемся понять друг друга. Мы граждане одной страны, нам жить вместе дальше. Поэтому я считаю необходимым, чтобы как можно больше представителей моего народа постарались понять евреев, ощутить их чувства...

– До того как вы занялись организацией этого проекта, израильские арабы изучали Шоа?

– Практически нет. Большинство наших людей считали, что вообще Вторая мировая война имеет к нам очень слабое отношение. Это чужое, это нас не касается, у нас есть свои печальные даты, свое неисчерпаемое горе. Евреи принесли нам немало страданий, так, мол, к чему же еще изучать их историю! Но я с таким мнением не согласен. Мы начали работать и нашли отклик. Во-первых, выяснилось, что многие арабы сохраняют любознательность в отношении вещей, которые никогда не затрагивались в школах и колледжах. Во-вторых, люди мыслящие понимают, что узловые моменты истории понимать надо. Знать историю соседнего народа просто необходимо. Именно на фоне интифады проявился интерес арабов к еврейской истории. Кстати, сейчас в музее "Яд ва-Шем" открылись специальные экскурсии для наших школьников на арабском языке, и они пользуются популярностью.

– И все-таки, что дает арабам изучение Шоа?

– На мой взгляд, Катастрофа объясняет особенности еврейского национального характера. Это непреходящее чувство уязвимости, хрупкости и стремление выжить. Некоторые считают, что еврейская агрессивность происходит именно из этого источника. Я не употребляю слово "агрессия", но считаю, что чувства, которые испытали люди, побывавшие в концлагере, самым коренным образом повлияли на ход событий. Это как некая заданность взаимоотношений с окружающим миром. Евреи, пострадавшие от нацизма Германии и Восточной Европы, стали искать новых нацистов в арабах. Мы изначально подпали под этой образ. Вот вам и извечное ближневосточное противостояние: евреи и арабы.

– А когда вы сами начали интересоваться еврейским прошлым?

– Я лично начал изучать еврейскую историю давно. Случилось это в Париже, когда я был студентом факультета философии и теологии. Я наткнулся в библиотеке на книгу о Шоа – это была повесть о лагере Треблинка. Начал читать и не мог оторваться от книги. История уничтожения евреев нацистами меня просто потрясла. Потом я съездил в бывший концентрационный лагерь Дахау. Смотрел на фотографии людей, от которых не осталось ничего, лишь дым от печей крематория рассеялся в небе. Я читал сохранившиеся отрывки писем, знакомился с биографиями жертв Катастрофы и уже не мог об этом забыть.

– Прикосновение к еврейскому горю заставило вас повернуться лицом к евреям?

– Да, можно сказать и так. Вот уже два десятка лет я сотрудничаю с еврейскими школами Израиля, особенно со школой при Иерусалимском университете. Мы не раз обсуждали, какие темы могут задеть чувства людей сейчас, в наше жестокое время, и выбрали тему Катастрофы. Сочувствие к боли другого народа, на мой взгляд, должно сделать людей добрее, научить их прощать. Я убежден в том, что общее страдание объединяет. И одна из причин тому, что мы никак не можем договориться друг с другом, – незнание. Мы ничего не знаем о страданиях, выпавших на долю наших народов. Спросите обычного еврейского школьника, много ли он слышал о бедах, которые пришлось перенести арабам, и он глянет на вас с изумлением. То же самое и у арабских детей.

– Но вы возили арабских школьников в Польшу. Какова была их реакция на посещение бывшего концентрационного лагеря, где уничтожили миллионы евреев?

– Дети были просто потрясены увиденным. Они спрашивали: "За что это все евреям? Почему так случилось?". Я видел, что они осмысляют впечатления.

– Но в нынешней ситуации евреи продолжают страдать. И очень часто виновники этих страданий именно арабы. Как с этим?

– Когда начинаешь, определять, кто виноват, оказываешься в порочном кругу бесконечного сведения счетов. Они нам – мы им. Абсолютно бессмысленны попытки установить, кто первый начал, кто и как ответил. Взаимная неприязнь только возрастает. Я считаю, что из этого страшного круга надо вырваться. Поэтому, на мой взгляд, попытки сближения надо начинать с истории. Арабы не виноваты в Катастрофе еврейского народа в годы Второй мировой войны, точно так же, как не виноваты в погромах, происходивших на территории России и Украины. Однако мы можем испытывать те же чувства, что и евреи, стоя у экспонатов Освенцима. И это короткое мгновение запоминается, как мгновенно возникающая и исчезающая общность.

– А в своей школе на уроках вы говорите о Катастрофе?

– На всю тему "Вторая мировая война" школьная программа отводит 20 часов. Их как раз хватает для того чтобы разобраться с наиболее важными датами и именами. Гитлер, Муссолини, карты основных сражений – вот и все. Но дело даже не в этом. Знания о Катастрофе можно получить в школьном классе, чувства – нет. Только заглянув в печи крематориев, можно ощутить, что перенесли люди, и проникнуться сочувствием к ним.

– Вы ездили, вы старались, вы возили в Освенцим на экскурсии детей и взрослых, но ничего не изменилось. Кровь льется, неприязнь не уменьшается. Вы не разочарованы в своей деятельности?

– Я считаю, что других вариантов просто нет.


«Новости недели» – «Континент»