ЭКОНОМИКА НОРМАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА

ЭКОНОМИКА НОРМАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА

Автор Григорий Гуревич


За последние десятилетия США постепенно превратились в нормативное государство, в котором практически все аспекты жизни окутываются нормами, правилами и ограничениями, созданными федеральным правительством.

The Competitive Enterprise Institute (CEI), выпустил очередной отчёт за 2013 г. CEI — это некоммерческая организация, изучающая деятельность федерального правительства в экономике страны, а также развитие свободного предпринимательства, инноваций и индивидуальных свобод в США. В отчёте анализируется влияние федеральных норм и правил на состояние экономики страны.

В 2013 г. на каждый принятый закон правительство создавало в среднем 50 новых норм и правил. Федеральный регистр, содержащий эти нормы и правила, составил в 2013 г. 79311 страниц. В 2010 г. и 2011 г. объёмы федеральных регистров тоже были около 80 тыс. страниц. Это очередные бюрократические рекорды администрации Обамы. На департаменты казначейства, торговли, внутренних дел, охраны окружающей среды, здравоохранения, социальных служб и транспорта приходится 49.3% всех федеральных нормативов. Применение новых норм и правил стоило США только в 2013 г. $1.863 трлн.

Исследования The Brookings Institution показали, что с 1978 г. по 2011 г. организация новых предприятий сократилась вдвое. Под новыми понимаются предприятия, создаваемые меньше, чем за год. За период времени с 2009 г. по 2011 г. больше предприятий выходило из бизнеса, чем возникало. Созданию новых бизнесов препятствовало появление сотен новых нормативов и правил.

Директор нормативной политики American Action Forum Сэм Бэткинс (Sam Batkins) и политический аналитик Бен Гитис (Ben Gitis) изучили влияние 148 государственных нормативов на уровень занятости в различных отраслях экономики США от детских садов и аптек до автомастерских и инспекционных служб в строительстве. Они установили, что каждый триллион долларов, потраченный на выполнение государственных нормативов и правил, снижает число рабочих мест на 3.6%.

Однако по данным Bureau of Labor Statistics (BLS), уровень безработицы по категории U3 снизился в апреле до 6.3%. Таким образом, многочисленные федеральные нормы и правила как будто бы не оказывают влияние на развитие экономики США.

Публикация уровня безработицы только по категории U3 маскирует масштаб экономических проблем захлестнувших США.

В апреле 2014 г. в стране было создано 288 тыс. рабочих мест. Это второй лучший месяц за время президентства Обамы. Но чтобы выйти на уровень занятости, существовавшей до начала рецессии, нужно создавать ежемесячно не менее 400 тыс. рабочих мест. Ежегодный экономический рост при Обаме был равен в среднем 1.7%. Это означает, что страна фактически топчется на месте. В эпоху Рейгана и Клинтона экономический рост США был равен 3.4%.

При Рейгане за месяц в среднем создавалось 233 тыс. рабочих мест. В среднем, а не за один лучший месяц. Таким месяцем за время президентства Рейгана был ноябрь 1983 г., когда было создано 1.114 млн. рабочих мест. К этому времени произошло значительное сокращение налогов, и экономика США воспрянула.

После окончания Второй мировой войны в США наблюдалось 12 циклов восстановления экономики после её спада. Последний 12-й цикл начался в июне 2009 г. и продолжается до настоящего времени. Он длится уже 58 месяцев. Это один из самых длительных периодов восстановления экономики и конца ему не видно. В первом квартале 2014 г. ВВП вырос в годовом исчислении лишь на 0.1%.

За последние несколько лет богатство домохозяйств США выросло на $25 трлн. Однако этот рост не стимулировал соответствующий рост расходов. Этот парадокс объясняется тем, что американцы не верят в успех экономической политики Обамы и стараются меньше тратить.

В апреле уровень экономической активности американцев в возрасте от 25 до 29 лет был самым низким с 1982 г. Эта возрастная категория людей во многом определяет будущее благосостояние американских семей. (Уровень экономической активности определяется как отношение числа людей, имеющих работу или активно её ищущих в течение 4-х недель, к общему числу населения страны.) В целом, уровень экономической активности для всех возрастных категорий снизился в апреле 2014 г. на 0.4% и составил 62.8%, вернувшись к уровню декабря 2013 г.

В марте число людей, не работающих, но продолжавших активно искать работу, было равно 10,486 млн. На рынке труда находилось 156,227 млн. человек. Таким образом, уровень безработицы был равен частному от деления 10,486 млн. на 156,227 млн., т.е. 6.7%. В апреле число безработных, активно ищущих работу, сократилось на 733 тыс. и стало равно 9,753 млн. Рынок труда покинуло 806 тыс. человек, и он стал равен 155,421 млн. человек. Поэтому уровень безработицы составил 6.27%. Но эти 806 тыс. человек никуда не исчезли. Они прекратили искать работу, но тем не менее остались безработными. Эти безработные не учитываются бюрократами при оценке уровня безработицы по категории U3. С их учётом уровень безработицы в апреле остался таким же, как в марте.

Сегодня 1 из 6-ти мужчин в возрасте от 25 до 54 лет не имеет работы, а многие из них отказались от её поиска. В 2013 г. в 20% американских семей ни один член семьи не работал. Число американцев, ищущих работу, сократилось с конца 2008 г. на 1,54 млн. человек.

Реальный средний доход мужчин, работающих полную неделю, снизился до уровня 1973 г., а женщин — упал на 2.8% от своего максимума, достигнутого в 2007 г.

Уровень безработных среди чернокожих американцев даже по категории U3 выше среднего уровня по стране и составляет 12.4%.

Число американцев в возрастной группе 25-29 лет, не участвующих в рынке труда, возросло на 11% и достигло рекордного уровня в 4,280 млн. человек. С января 2009 г., когда Обама вступил в должность президента США, рынок труда покинуло 13,6% американцев этой возрастной группы. Таким образом, за годы президентства Обамы миллионы молодых трудоспособных американцев не могут и не хотят искать работу, поскольку они отчаялись её найти. Эти люди выбиты экономической политикой Обамы из нормальной жизни. А эти молодые люди — будущее США.

Уровень занятости, отношение общего числа работающих к числу работоспособного населения страны, постоянно снижается с 2000 г. За это время были короткие периоды, когда это падение стабилизировалось и даже наблюдался его незначительный рост. Создавалась иллюзия стабильности. Но затем падение возобновлялось. Так, в апреле 2000 г. уровень занятости был равен 64.7%, в мае 2003 г. — 62%, в июле 2007 г. — 63.3%, в октябре 2009 г. — 58.5% и в январе 2014 г. — 58.8%. Таким образом, за время президентства Обамы уровень занятости сохраняется на самом низком значении. Поэтому разговоры демократов о том, что “всё возвращается к нормальной жизни” — опасный преднамеренный обман американских граждан.

Ситуация с занятостью будет только ухудшаться. Об этом говорят планы различных компаний по сокращении рабочих мест до конца 2014 г. О предстоящем увольнении своих работников уже объявили Fruit of the Loom и Berkshire Hathaway, производящие одежду, эти компании принадлежат легендарному инвестору Уоррену Баффетту (Warren Buffett), магазины розничной торговли Ralph`s, Safeway, Radio Shack, Staples, Office Depot,

JC Penny, Sears, Target, Aeropostale, Maсy`s, The Children Place, рестораны Quiznos,

Sbarro, Ruby Tuesday, Red Lobster. Будет уволено много тысяч людей, том числе сотни опытных менеджеров, имеющих хорошее образование и опыт работы. Таким образом, образование и опыт работы уже не являются гарантией получения хорошо оплачиваемой работы. Эта особенность рынка труда проявляется впервые после Второй мировой войны, и экономическая политика Обамы лишь усугубила её. Все без исключения компании, объявившие о сокращении своей активности, объясняют это высокими расходами на налоги и на Оbamacare.

Экономическая слабость США очевидна, но не для Обамы, демократов и левых.

До 70% создаваемых при Обаме рабочих мест — это работа на неполный рабочий день. Сегодня более 20 млн. американцев старше 25 лет имеют такую работу. Очевидно, что благополучие этих людей ухудшается.

Если люди длительное время не работают, то они теряют свою квалификацию, искажается их мировоззрение, их отношение к работе, теряется адекватная реакция на быстро меняющийся мир. Многие из этих людей разучились работать, да уже и не хотят. Но пособия по безработицы не вечны. И тогда наши юристы ищут для таких людей другие источники получения государственных подачек. Например, пособие по инвалидности.

В марте 2012 г. почти 9 млн. американцев получали это практически пожизненное пособие. В начале рецессии таких людей было 7.1 млн. США быстро превращается в страну инвалидов. Сколько среди них мнимых инвалидов, вопрос отдельный.

Сегодня страховые фонды штатов по безработице находятся в угрожающем состоянии. Практически все штаты для пополнения этого фонда заимствуют деньги у федерального правительства. Самый большой долг у Калифорнии — более $10 млрд. Многие штаты повышают налоги на работодателей, чтобы хоть как-то компенсировать оскудение страховых фондов. Лишь Северная Каролина пошла на принципиальное изменение системы выплат по безработице. Продолжительность выплат в этом штате зависит от уровня безработицы. Если она превышает 9%, то пособия выплачиваются 20 недель, если 5%, то 12 недель. В результате штат отказался от заимствований у федерального правительства, и долг штата снизился с $2.6 млрд. в начале 2012 г. до $1.45 млрд. в марте 2014 г., т.е. на 44%.

Новости с рынка жилья тоже неутешительные. Наблюдавшееся оживление, которое по мнению Уоррена Баффетта было более медленным, чем ожидалось, быстро закончилось. В 2014 г. продажи нового жилья упали на 14.5%, а существующих домов — на 0.2%.

В течение первых трёх месяцев 2014 г. цены на продукты питания выросли на 19%. Этому способствовала засуха в Калифорнии и холодная и длительная зима на Восточном побережье. Правительство Обамы сосредоточилось на борьбе с потеплением климата и не уделяет никакого внимания смягчению последствий от стихийных бедствий, которые не являются неожиданными.

Огромный государственный долг США, а главное, не ясные для демократов пути его снижения, висит тяжёлым камнем на экономике страны. В начале 2014 г. долг США был равен 58% долга всех стран мира.

Вторая половина прошлого века и начало нынешнего богаты примерами сравнение эффективности экономических моделей свободной рыночной экономики, небольших налогов и государственных расходов с моделями агрессивного вмешательства государства в экономику, увеличения государственных расходов и налогов.

Например, в начале 1960-х годов Сингапур и Ямайка были бедными странами. Их ВВП на душу населения были почти одинаковыми. Сегодня ВВП Сингапура в 6.25 раз выше, чем Ямайки.

В 1950 г. США были в 4 раза богаче Сингапура и Гонконга. В 2008 г. ВВП на душу населения Сингапура был выше, чем США на 19.1%, а Гонконга и США практически одинаковы. Таким образом, за неполные 60 лет США умудрились растерять своё богатство, а Сингапур и Гонконг заработать его.

Уровень личных и корпоративных налогов в Сингапуре и Гонконге самый низкий в мире. Максимальная процентная ставка подоходного налога в Сингапуре равна 20%, в Сингапуре 17%, в США 35%. В этих городах-странах отсутствует система двойного налогообложения, процветающая в США. Это налоги на прирост капитала, на дивиденды, на процент от деятельности на финансовом рынке, на наследство.

Бремя государственных расходов в Сингапуре и Гонконге не превышает 20% от объёма производства. Поэтому неудивительно, что растёт число граждан США, отказывающихся от своего гражданства и подающих заявления на гражданство этих городов-государств. В 2013 г. около 100 граждан США отказались от американского гражданства в Сингапуре. В 2012 г. их было 50. Лора Уилкинсон (Lora Wilkinson), старший налоговый консультант в U.S. Tax Advisory International в Сингапуре, сказала, что в 2014 г. она получала в среднем по одному запросу в неделю от американцев, решивших отказаться от своего гражданства.

В 1980 г. ВВП на душу населения Чили был ниже, чем в Венесуэле и Аргентине на 42.6% и 28.4%, соответственно. За эти года Чили кардинально сократила бремя правительственного контроля над экономикой страны. Аргентина тоже сократила, но не столь кардинально. Венесуэла пошла в другом направлении. Результат: в 2008 г. ВВП Чили на душу населения был на 27.4% выше, чем в Венесуэле и на 18.2% выше, чем в Аргентине. Венесуэла из богатейшей страны Южной Америки переместилась в разряд беднейшей. Экономические успехи Аргентины не столь впечатляющи, как Чили.

До распада СССР Украина и Польша жили примерно в одинаковых экономических условиях. Их ВВП на душу населения были одинаковыми. Польша приняла модель свободного экономического рынка, уменьшила государственные расходы и заметно снизила вмешательство государства в экономику. Украина не пошла по этому пути. Сегодня ВВП на душу населения Польши в 3.3 раза выше, чем в Украине. И это при том, что Польша не является экономическим раем, как Сингапур.

По-моему, результаты этих экспериментов показывают, какая экономическая модель является более эффективной.

Процветающие экономики обеспечивают процветание всех без исключения слоёв населения.

За годы правления Обамы в стране был создан климат, враждебный для ведения бизнеса. Экономическая политика демократов разрушает средний класс США, на котором держится благосостояние страны.

Объясняя суть национал-социализма, Гитлер говорил: “Каждый вид деятельности и каждый вид потребностей личности будут регулироваться партией на общее благо… Частное владение средствами производства — это мелочи. Пусть они владеют землёй или заводами, сколько им заблагорасудится. Решающим фактором является то, что государство в лице партии стоит над ними независимо от того, являются ли они собственниками или рабочими”.

Чем в принципе эта национал-социалистическая программа Гитлера отличается от социалистической программы демократов и их левых союзников?

Для реального восстановления экономика США нуждается в правительстве, хорошо понимающем катастрофические последствия государственного регулирования экономикой. В отличие от консервативных республиканцев демократы этого не понимают.

От результатов выборов 2014 г. и 2016 г. зависит по какому пути будет идти наша страна: по пути созидания и исправления тяжёлых последствий правления демократов или продолжит путь к социализму и разбазаривания накопленного за десятилетия благосостояния страны.