ГАЗА — НЕ АНКЛАВ!
В прессе на разных языках сектор Газы то и дело называют анклавом. Обидно, что пишущие не удосуживаются заглянуть в словари и справочники, используя это красивое и сравнительно редко употребляемое слово.
А если заглянуть, то выяснится, что термин "анклав" происходит от латинского inclavatus ("закрытый, запертый") и означает часть территории государства, полностью окруженной территорией других государств. Части государства, полностью окруженные другой (одной) страной, называются полными анклавами. Понятие территории включает в себя как сухопутную часть, так и территориальные воды. С точки зрения самого государства, которому принадлежит данная территория, она называется "эксклав", понятие "анклав" используется другими государствами.
К государствам понятие "анклав" применяется, только если они полностью окружены другой (одной) страной и не имеют выхода к морю. В этом случае понятие "эксклав" не применяется вовсе. Таких государств всего три: Ватикан и Сан-Марино внутри Италии, Лесото внутри ЮАР. Ряд признаков государственности имеет также Мальтийский орден, владеющий территорией-анклавом внутри Италии.
В политической географии употребляется также термин "полуанклав" — часть государства, окруженная территорией другого государства на суше, но имеющая выход к морю. Анклавы такого типа также называют прибрежными анклавами. Примерами государств-полуанклавов являются Бруней, который окружают Малайзия и Южно-Китайское море, а также Португалия, окруженная Испанией и Атлантическим океаном. Полуанклавом является также часть форта Сан-Анджело на территории Мальты, относящаяся к Мальтийскому ордену. В государствах, основная территория которых находится за пределами полуанклава, территорию полуанклава называют полуэксклав. Такой полуанклав (полуэксклав) может быть окружен морем и несколькими другими странами.
Так что сектор Газы, граничащий с морем и имеющий границы как с Израилем, так и с Египтом, ни в коей мере не является ни анклавом, ни даже полуанклавом. Более того: этими терминами его нельзя называть еще и потому, что Газа не является суверенным государством; сектор — это всего лишь мятежная часть Палестинской автономии, которая и сама-то имеет весьма неопределенный политический статус.
Впрочем, если пишущие о Газе как об анклаве просто не знают значения этого термина — полбеды: учиться никогда не поздно. Хуже, если это делается для того, чтобы подчеркнуть: мол, какие они бедные-несчастные, эти жители Газы — из-за того, что вокруг них только эти враждебные, злые сионисты, они не могут жить нормальной жизнью. Почему-то в настоящих анклавах и полуанклавах жизнь вполне сносная, а в некоторых — так даже на самом высоком уровне. Вероятно, потому, что они тратят имеющиеся средства на сугубо мирные цели, а не на производство самопальных ракет и рытье подземных туннелей для террористической деятельности против соседних государств...
Наум КОПЕЙКИС, «Новости недели» — «Континент»