ЦАРЬ НЕ ДОЛЖЕН ДУМАТЬ О КАЖДОМ…

ЦАРЬ НЕ ДОЛЖЕН ДУМАТЬ О КАЖДОМ…

Автор Дмитрий Карасев


Иногда кажется, — времена и люди проходят, но все повторяется на новом этапе. Конечно, отдельные периоды российской действительности и действия органов власти предсказуемы и очень похожи. К счастью или не к счастью, это не всегда и не совсем так…

Весна 2014 года порадовала разнообразными событиями. Взять хотя бы ответственный для сильного пола и расслабляющий для прекрасных дам День 8 марта. Конечно, некоторые в праздник и без оного переходят улицу на красный свет по диагонали и спиной к движению… (наверное, так менее страшно), а для отдельных лиц (особенно если они за рулем кроссоверов и «лексусов») все сигналы светофора — зеленые. Но если перефразировать Владимира Маяковского, «люди всякие важны, люди всякие нужны…». В любом случае это не про Вас, загадочные и таинственные читательницы экономической прессы. Вы-то уж самые-самые!

Возвращаясь от дам к событиям, вспомним про удивительные и невероятные события вокруг Крыма, возвращение которого в лоно матери-России не может не радовать сердце истинного великоросса. Кто-то упрекнет российскую власть в имперских амбициях, либо в непоследовательной политике по отношению к событиям в Луганске и Донецке. Но подставлять щеки под удары 20 лет подряд вредно для самосознания, а иногда «худой мир лучше доброй войны». Возможно, простым смертным не дано знать, какие стратегические картины открываются жителям отечественного политического «олимпа» с их «горних» «высей»? Большое видится на (в т. ч. временном) расстоянии. Недаром в германской армии «нештатные» ситуации принято разбирать по прошествии нескольких дней. А в уставе ирландской армии записано, что при встрече двух военнослужащих первым честь отдает самый… умный. Наверное, это из другой «оперы», но не менее символично…

Добавьте к нашей «ленте событий» газовую сделку века (или, в зависимости от личной позиции, «убыток века») с Китаем, создание Россией, Казахстаном и Беларусью, ЕвразЭС, и получается совсем другой политический «ландшафт»…

Если реальные или мнимые политические успехи налицо, с экономическими посложнее. Апологеты нынешней власти ставят ей в заслугу достигнутую за последние 10-15 лет общественную стабильность. По сравнению с безобразием, царящим в некой соседней стране, она дорогого стоит, но не является залогом экономического процветания. Хорошо работает коммерческий сектор или нет, выгодна экономическая конъюнктура или невыгодна, регулирование ужесточается, налоги, акцизы и кредитные ставки растут, а вместе с ними и общая неэффективность национальной экономической системы.

Проведения такой политики требуют взятые на себя государством социальные программы, необходимость поддерживать лояльность многомиллионной армии бюджетников, «силовиков» и чиновничьего сословия. Тогда как размах частной инициативы обратно пропорционален степени экономического вмешательства государства. Особенно (используя экономический эвфемизм) в ситуации «паузы роста».

В тоже время «источник роста» один — стимулирование спроса за счет наращивания доходов и/или кредитования населения. А вот с этим проблемы. Доходы могут расти за счет увеличения производительности труда (работать лучше и больше, повышать эффективность производства) либо за счет роста рентабельности (раздувания стоимости товаров и услуг). Зарплаты по большинству секторов в связи с низкой динамикой роста прибыли уже несколько лет как… (прошу извинить за «затертое» слово) стабильны.

Потенциал «кредитного стимулирования» экономики практически исчерпан. По данным РБК, доля просроченной задолженности в розничном кредитном портфеле отечественной банковской системы достигла рекордной цифры 13,3%. В связи с тем, что реального роста доходов в лучшем случае не происходит и инфляция на месте не стоит, все больше россиян испытывают сложности с обслуживанием кредитов. Аналогичная ситуация с кредитование предприятий. Ползучая девальвация рубля помогает российским экспортерам сохранять доходы, но губительна для других отраслей, так как подрывает инвестиции и сбережения. Потребление, не поддержанное ростом доходов и кредитованием, слабеет.

Казалось бы, снизьте учетную ставку ЦБ РФ с 8,5% до европейского уровня 0.5%, остановите рост налогов и акцизов, «кредитный насос» заработает, экономика оживится, активизируется спрос. Пока учетная ставка ЦБ РФ увеличивается, ставки в банковском секторе с начала года подросли на 1,5-3%. А государство само не знает, куда движется.

На недавнем Петербургском международном экономическом форуме даже главы государственных банков и министры экономического блока, включая Германа Грефа и Алексея Улюкаева, признались, что «экономическая политика государства не до конца ясна». Известный экономист Сергей Глазьев призвал к повышению личной ответственности руководителей и снижению кредитной ставки. Однако лица, принимающие решения, совета не послушали. Видимо, это не наш, «суверенно-демократический», путь. Царь не должен думать о каждом — царь должен думать о важном…

Между тем ситуацию можно охарактеризовать как «Ни мира, ни войны»: НАТО наращивает военные расходы «из-за политики России в отношении Украины»; стагфляция и растущие издержки съедают прибыль предприятий; законодатели думают над тем, как бы брать 20% налог на прибыль с российских владельцев офшорных компаний; алкогольная отрасль страны после очередного повышения акцизов терпит колоссальные убытки. Доверия бизнеса к государству и веры в лучшее будущее отчего-то нет. В таких условиях бизнес, особенно малый, используя фразеологию «батько» Лукашенко, как и народ, «будет жить плохо, но недолго».

Также кто-то удачно пошутил, что кризис, в том числе, проявляется в том, что состоятельные люди начинают менять машины (потому что доверять другим инвестициям нельзя) и любовниц (потому что теперь можно прибрести то же или лучшее за меньшие деньги). В каждой шутке есть доля шутки. Но если серьезно, замдиректора известной инжиниринговой компании охарактеризовал текущую ситуацию как «экономическая шизофрения». Заключается она в том, что на уровне предприятий кто-то, образно выражаясь», «сорит деньгами», а кто-то «кладет зубы на полку». На уровне государственных органов слов становится все больше, а денег и реальных дел — все меньше. Тогда как потребительский спрос смещается в сторону самого дорогого и самого дешевого ассортимента.

Экономическая стратегия бизнеса в данных условиях ориентирована на консервацию и выживание. Время гонки за скорым результатом миновало. Настала пора работать много, кропотливо и терпеливо ждать следующего экономического «ренессанса». А предпринимательскому да и всем остальным классам России проявить свои лучшие качества — профессионализм, инициативность, ответственность и готовность работать долго и много…. У нас все получится!