ПОКОЛЕНИЕ, ДОСТИГШЕЕ ЦЕЛИ

ПОКОЛЕНИЕ, ДОСТИГШЕЕ ЦЕЛИ

Следует признать, что такого не ожидал никто. Единение власти и народа, о котором десятилетиями твердили большевики, сталинисты, коммунисты, волюнтаристы, вожди агонизирующей КПСС – состоялось. Свершилось то, во что уже не верили ни вялые пропагандисты эпохи «зрелого социализма», ни охмуряемый ими так называемый народ. Российская власть нежданно-негаданно обрела подлинное единство со всем слоями подконтрольного ей населения. Одновременно над великой страной воссияла, наконец, путеводная звезда национальной идеи, по поводу отсутствия которой так долго сокрушался и президент – третьесрочник со своими клептократами, и «либерасты», и «демшиза», и махровые националисты, и прочие рашисты всех мастей.

У Клиффорда Саймака есть замечательный рассказ. Действие происходит в большом космическом корабле, запущенном с Земли к далекой звезде. За время полета должно смениться сорок поколений пассажиров. Корабль полностью автоматический, с замкнутым циклом жизнеобеспечения, и путешественники избавлены от необходимости работать и чему-либо учиться. Уже через несколько поколений люди полностью утрачивают представление о том, где и зачем они находятся. Уничтожаются книги, грамотность и научные знания объявляются вредными и наказуемыми. Понимание цели полета заменяет миф о Корабле, как центре мира и источнике жизни. Корабль и картины с изображениями земных пейзажей становятся объектами религиозного поклонения. Но когда-то организовавшие экспедицию земляне предвидели эту ситуацию, и главный герой рассказа тайно получает знание о том, что корабль движется к какой-то цели, которую они скоро достигнут. Он находит машину, которая вкладывает в его память информацию, и узнает, что полет подходит к концу, и на заключительном этапе необходимо управлять кораблем вручную, чтобы не упасть на звезду и выбрать пригодную для жизни планету. Обезумевшая от страха перед грядущими переменами невежественная толпа пытается расправиться с героем, но он во имя благой цели спасения народа убивает одного из ее активистов, благодаря чему обретает власть над неразумными соплеменниками. Люди боятся выходить из совершившего посадку корабля, но тут звучит специально предусмотренное для такого случая автоматическое сообщение о выпущенном ядовитом газе. Под страхом смерти люди покидают корабль и обретают светлое будущее на планете мечты.

Правда же, интересно? Хороший рассказ – это как смешной анекдот: в обоих случаях качество обеспечивает узнаваемость, точность попадания в образ. А верно найденный литературный образ, пусть даже фантастический, сплошь и рядом становится реальностью. Перевернув последнюю страницу, хочется узнать, а что же было дальше? Как народ, обретший, наконец, смысл существования, начал строить новую жизнь?

То что было дальше, мы можем наблюдать прямо сейчас. Сегодняшнее повальное помешательство в России напоминает средневековую эпидемию чумы. В том смысле, что оно не щадит ни простолюдина, ни интеллигента, ни предпринимателя, не говоря уже о чиновнике, для которого лояльность к власти – вопрос выживания. Телевидение окончательно превратилось в театр абсурда. В патриотическом угаре актеры играют настолько вдохновенно, что совершенно не нуждаются в какой-либо режиссуре. «Если мы потеряем юго-восток Украины, – истерит бородатый персонаж в косоворотке на одном из бесчисленных телешоу, – то мы потеряем и Крым! А если мы потеряем Крым, то мы потеряем всю Россию! А значит судьба всего мира сегодня в руках нескольких тысяч ополченцев Донбасса!». Зрительный зал отвечает ему одобрительным гулом и энергичными аплодисментами.

Патриотическая паранойя достигла критической отметки и теперь развивается подобно неуправляемой ядерной реакции. Население, дорвавшееся до простой и понятной национальной идеи «вокругвсенаше», умудряется обвинить в нерешительности даже ее творца – В. Путина. Для последнего это означает наступление творческого звездного часа, ибо нет для сценариста большего счастья, чем лицезрение оживших персонажей, по ходу пьесы развивающих сюжет самостоятельно, без участия автора.

Сложившаяся ситуация окончательно выбивает почву из-под ног так называемых либералов и прочих злопыхателей с бороденками, норовящих опорочить Владимира Владимировича в глазах российской и зарубежной общественности. Как-то даже неловко слышать их речи о том, что нацлидер привел страну к международной изоляции и поставил ее на грань экономической катастрофы. Все как раз наоборот: гарант конституции изо всех, дарованных ему природой, сил сдерживает историческую удаль собственного народа, имманентно мечтающего омыть сапоги в Индийском океане. Пусть даже в процессе реализации этой мечты у него не останется ничего, кроме упомянутых истертых сапог.

Правда, российский главнокомандующий еще не решил, стоит ли ему повнимательнее прислушаться к голосу собственного народа. Внять ли рациональным до скуки доводам Запада или совершить поступок, достойный темперамента подведомственного ему демоса. Оставить братскую Украину в покое или разорвать ее к чертовой матери, заслав нужное число вежливых зеленых человечков. Он пока думает. Он любит резервировать за собой последнее слово.

А пока, чтобы окрыленный народ не утратил куража, ему из Нормандии подбрасывается тема для очередного референдума. Дескать, ветераны требуют вернуть Волгограду его героическое имя, возмутительно отобранное неуемным лысым реформатором. Пребывающий в патриотическом помрачении рассудка народ на подобные предложения реагирует с восторгом добермана, бросающегося за теннисным мячом. Конечно, вернуть! Фашистов где разгромили? В Сталинграде. Стало быть, это священное имя надо восстановить, дабы воинская слава жила в веках. Далее можно и памятничек вождю народов соорудить – ростом с «Родину-мать» на Мамаевом кургане. А что такого? В конце концов, так называемые сталинские лагеря и миллионы загубленных жизней – это лишь перегибы на местах. В большом деле не без шероховатостей.

Любопытно, что сказал бы автор теории народоведения Л.Н. Гумилев по поводу нынешнего всплеска специфической пассионарности россиян. Какими историко-географическими факторами объяснил бы оголтелую враждебность России против этнически близких «братьев-украинцев». Однако понять происходящее, думается, можно и без изящных гумилевских построений – скорее, вдохновенно поэтических, чем строго научных. Чем дальше развивается украинская трагедия, тем более очевидной становится ее первопричина – неожиданное, спорадически возникшее единение российских правителей и народных масс. Между людьми и тоталитарной властью, десятилетиями относящимися друг к другу с полнейшим равнодушием, вдруг возникла небывалая сплоченность. «Вертикаль власти» спонтанно усилилась «духовной скрепой». Возбужденное безнаказанным отъемом Крыма поколение ощутило, что после долгого безвременья наконец настал его звездный час, и это оказалось гораздо реальнее и страшнее какого-то там мифического коммунизма, обещанного тем же Хрущевым к 1980-му году.

Так случилось, что нынешнее поколение россиян оказалось в условиях, способствующих рецидиву великодержавного шовинизма, который еще называют «национальной гордостью великороссов». То, что Гумилев красиво называл пассионарностью, на практике оказалось дремучей агрессивностью и массовым стремлением к захвату чужих земель в ХХI веке. И дело тут не в историческом экспансионизме российской (затем советской и снова российской) империи – об этом не стоило бы писать в тысячный раз. Гораздо интереснее наблюдать наложенный на путинские неоимперские амбиции всплеск агрессивности простых людей. И здесь, как мне кажется, все просто и отвратительно. В основе агрессии личности чаще всего лежат ревность и зависть – близкие по природе чувства. Воспитанные в вековых рабских традициях россияне не в силах признать за украинцами права на независимость. Стремление к свободе вчерашнего товарища по рабству, младшего, вдобавок, раба убедительно демонстрирует собственное неизбывное холопство, и это невыносимое чувство побуждает наиболее патриотичных россиян грузиться в КамАЗы и с оружием в руках мчаться за кордон учить братский народ любить историческую родину.

Стоить посмотреть на телеэкране на этих озабоченных молодых пассионариев, деловито распоряжающихся чужой собственностью и захваченным в заложники населением. На этих «министров» воровских республик, стремящихся взять на гоп-стоп целую страну. Вглядитесь в их пустые лица. Это и есть поколение, достигшее цели.


Антон Гейн