ПРАВО БЕЗНАКАЗАННО УБИВАТЬ ЕВРЕЕВ
Новый опрос показывает, что именно это – а не поселения или Иерусалим – является главным приоритетом для палестинцев.
Вашингтонский Институт по ближневосточной политике опубликовал на прошлой неделе отчёт с ошеломляющими результатами нового опроса палестинцев. В заголовок отчёта было вынесено то, что 60% всех палестинцев, включая арабское большинство, проживающее как в Иудее и Самарии, так и в Газе, на этот раз открыто говорят, что их цель – не два государства для двух народов, а «возвращение всей исторической Палестины, от реки до моря», то есть, уничтожение Израиля. Ну, это не такая уж новость для тех, кто внимательно изучал предыдущие опросы. Так, опрос 2011 года показал, что среди даже наиболее явных сторонников двух государств 66% рассматривали это не как постоянное решение, а как этап на пути к окончательной цели – одному палестинскому государству между рекой Иордан и Средиземным морем (фактически то же самое говорят результаты нового опроса). Короче говоря, палестинцы сейчас говорят вслух то, о чём они мечтали всегда.
Меня больше поразил другой итог: в противоположность принятой в мире догме, что израильское строительство в Иудее и Самарии и Восточном Иерусалиме является основным препятствием для установления мира, для палестинцев эта проблема не является первостепенной. Главной причиной их упорного нежелания идти на компромисс – причем с большим отрывом от второй по важности проблемы – является нежелание Израиля освобождать палестинских террористов – чтобы они могли убивать снова.
На вопрос, удовлетворение какого из своих требований они сочли бы «достаточным, чтобы убедить их, что Израиль действительно хочет мира и согласен на два государства», полных 45% ответили, что Израиль «должен освободить больше палестинских заключённых». Это более чем в два раза превышает число тех, кто назвал либо замораживание строительства поселений в пределах территорий, отделённых забором безопасности (19.7%), либо согласие Израиля на раздел Иерусалима (17.3%); фактически это существенно больше, чем оба последних требования вместе взятые. На четвёртом месте (13.8%) оказались увеличение свободы передвижения палестинцев и серьёзная борьба с нападениями поселенцев на арабов – ещё две проблемы, которые мир считает первоочередными.
Если бы целью палестинцев было действительно своё государство бок о бок с Израилем со столицей в Восточном Иерусалиме, следовало бы ожидать обратного порядка предпочтений. В конце концов, значительное увеличение поселений, которые пришлось бы эвакуировать при любом соглашении (в противовес поселениям, которые в любом случае останутся за Израилем), существенно усложнило бы реализацию решения «два государства для двух народов». По контрасту с этим, содержание террористов в тюрьме никоим образом не мешает осуществлению этого решения, и может даже способствовать его успешному внедрению: если уровень палестинского террора снизится, это может позволить Израилю с большей охотой пойти на территориальные уступки.
Однако, выявленный в последнем опросе порядок предпочтений имеет реальный смысл, если целью является «возвращение всей исторической Палестины». Если ты намерен изгнать миллионы евреев из Тель-Авива, Хайфы и Иерусалима, несколько сот новых домов в изолированных поселениях не имеют никакого значения. Но освобождение палестинских террористов становится решающим.
Прежде всего, на практическом уровне, палестинцы считают, что «сопротивление» – оно же террор – заставило Израиль уйти из Ливана и Газы (палестинский организатор опросов Халил Шикаки называет уход Израиля из Газы «победой насилия»). Именно поэтому 64 процента опрошенных сказали, что «сопротивление должно продолжаться вплоть до освобождения всей исторической Палестины». Но укрощение Израилем второй интифады доказало, что арест или ликвидация достаточного количества террористов может осушить источник новых рекрутов. Когда шансы на то, чтобы погибнуть или оказаться за решёткой, становятся слишком высокими, террор перестаёт быть привлекательным для всех, кроме фанатиков. Таким образом, разворачивание массивной и достаточно результативной кампании террора с целью «возвращения исторической Палестины» делает жизненно важным превращение терроризма в не слишком рискованное занятие, выставив Израилю первостепенное требование – освободить заключённых террористов.
Не менее важным является и психологический фактор. Освобождая террористов, Израиль как бы говорит, что евреев можно убивать безнаказанно, возвращая их тем самым к статусу дхимми – граждан второго сорта – в котором они пребывали на Ближнем Востоке в течение столетий. В этом плане можно процитировать Матти Фридмана (Matti Friedman – работающий в Иерусалиме журналист газеты «Таймс оф Исраэл»), написавшего для журнала «Мозаика» в июне этого года язвительное эссе: «Израиль является для столь многих своих соседей непереносимым оскорблением … не потому, что евреи здесь чужие, а потому, что они здесь как раз не чужие – они ведь знакомое всем местное меньшинство, которое удосужилось перевернуть прежний порядок вещей, победив в войнах и став суверенными». Таким образом, в качестве первого шага на пути к ответу на оскорбление должно стать возвращение евреям состояния беззащитной жертвы – состояния, в котором они пребывали до провозглашения Израиля.
Именно поэтому, как сообщала прошлым летом газета «Джерузалем Пост», палестинцы отвергли предложение Израиля заморозить строительство за пределами поселенческих блоков в рамках продвигаемой США идеи о возобновлении израильско-палестинских переговоров. Вместо этого они потребовали предоставить им другую взятку: освобождение 104 отсиживающих долгие сроки заключённых-ветеранов, большинство из которых является отпетыми убийцами.
Это также объясняет ещё одно удивительное открытие последнего опроса: в то время как минимальное большинство палестинцев поддерживает бойкот Израиля, значительно большее их число хотят, чтобы израильские компании предоставляли им большее число рабочих мест на территориях, и более 80% хотят, чтобы большее число палестинцев получало разрешение на работу в Израиле. Вашингтонский институт интерпретирует эти результаты (и не без оснований) как проявление «прагматизма». Но они отражают также точку зрения палестинцев, что роль евреев должна сводиться к обслуживанию своих палестинских хозяев: обеспечение их материальных потребностей является обязанностью евреев, но это не должно налагать на палестинцев взамен никаких обязательств, и они должны иметь право бойкотировать тех, кто кормит их – или безнаказанно убивать их.
Само собой разумеется, что нет никакой нужды задавать палестинцам вопрос, заинтересованы ли они в установлении мира; они доказали это, неоднократно отвергая любые предложения Израиля, потому что ни одно из них не удовлетворяло 100% их требований, включая требование уничтожить еврейское государство демографически путём перемещения в его границы миллионов палестинцев. Если бы их главным предпочтением было действительно создание своего государства, они бы получили его за меньше, чем 100% – точно так же, как это сделали евреи.
Тем не менее, «международное общественное мнение» продолжает оставаться одержимым строительством поселений в качестве главного препятствия на пути к миру. Это было бы абсурдным даже в случае, если бы палестинцы действительно хотели мира, поскольку, как продемонстрировали Эллиотт Абрамс и недавно Ури Садот, подавляющий объём строительства в поселениях выполняется в районах, которые при любом варианте соглашения останутся за Израилем, и поэтому оно не может помешать заключению соглашения.
Но еще более абсурдным является то, что даже отсутствие каких-либо препятствий к установлению мира не сможет, по-видимому, перевесить неизменного желания одной из сторон уничтожить другую.
Вот поэтому результаты опроса, касающиеся заключённых террористов, так важны. Президент палестинской администрации Махмуд Аббас хорошо набил руку в искусстве произносить умеренные заявления, как он продемонстрировал это недавно в связи с похищением трёх израильских подростков. Но пока Аббас и его земляки требуют, чтобы те, кто совершают подобные преступления, оставались на свободе или были бы вскоре освобождены, такого рода заявления остаются пустыми словами. Ибо никто из тех, кто требует права на безнаказанное убийство евреев, не может быть подлинным партнёром еврейского государства в деле заключения мира.
Эвелин Гордон, «Джерузалем Пост»
Перевод с английского Эдуарда Маркова
Хайфа, июль 2014 г.