БРЕМЯ ВЫСОКОЙ МОРАЛИ

БРЕМЯ ВЫСОКОЙ МОРАЛИ

Автор Адаса Фальк


Чтобы там ни утверждали по обыкновению информированные израильские СМИ, я по старинке считаю, что виновным человека может назвать только суд. И что слив непроверенной, неподтвержденной и недоказанной информации в нашей маленькой стране вреден необычайно. Потому всех, сколько бы их там ни было (а улов нынче отменно богат – целых шестеро), я буду называть задержанными, а не подозреваемыми. Кстати, незабвенный Ходжа Насреддин говорил, что "подозрение не есть доказательство, можно и ошибиться".

Итак, задержаны шестеро, троих пришлось отпустить почти сразу же: алиби. Четвертый тоже сумел представить следствию доказательства своей невиновности. Остаются двое и, видит Б-г, мне хочется, чтобы подозрения против них рассыпались. Это мое личное чувство. Я очень хочу, чтобы евреи не запятнали себя подобными деяниями. Мы уже давно убедили мир, что не убиваем, во всяком случае, из мести, и мир принял это.

Судите сами… Убийство араба арабами давно уже не является, что называется, новостным поводом. Ежедневно сотни, а то и тысячи арабов, мужчин и женщин, старых и малых, гражданских и военных, религиозных и светских, погибают от рук своих собратьев. Ливия, Ирак, Алжир, Ливан, Йемен, Сирия, Египет... Где-то сами, как говорится, справляются, где-то им помогают европейцы и американцы. Но вот убийство (пусть пока предполагаемое) араба евреями, совершенное не во время войны, а в мирном городе, да еще из мести, – дело небывалое. Это новость. И мир отреагировал.

То, что в первых рядах клеймящих евреев оказались наши, израильские СМИ, – дело обычное, мы в таких делах всегда впереди паровоза. Но и западные масс-медиа не отстают от нас. С одной стороны, это привычно раздражает. С другой, не может не вызывать чувство гордости за то, что нас судят по высочайшим стандартам. Каким-то прям неземным. Так можно судить, допустим, ангелов. Вот представьте на секунду: спустился ангел с небес весь в белом, весь из себя ангел, и вдруг кого-то убил. Ангел! Убил! Вот шуму-то было бы во всех мировых СМИ! Примерно так же судят Израиль.

Интересна представившаяся возможность сравнить реакцию мирового сообщества на убийство арабского паренька и на разворачивающуюся военную операцию в Газе. Вот удивитесь – по поводу бомбардировок, жертв, скопления военной техники на границе с сектором и грядущей мобилизации реакция самая спокойная. То есть понятно, что в арабских СМИ она предсказуемая. Однако до сих пор даже не объявлено о специальном заседании Лиги арабских государств.

Но вот в европейских и американских – с полным к нам пониманием. Даже практически нет обычных душещипательных фотографий якобы загубленных сионистами арабских младенцев. А единственная фотография нарочито заляпанной кровью девчушки почти единогласно объявлено сомнительной. Американцы, те вообще прямо и в лоб признали "право Израиля на самооборону", чего мы от них не видели уже давно. Немецкий сегмент Интернета уклончиво нейтрален в трактовке "кто виноват?" Французы, наши вечные и пылкие критики, на сей раз умудрились обойтись принципом "да, но". То есть да, бомбят сионисты, но и в Газе тоже хороши. Остальная медийная Европа освещает не ближневосточный конфликт, а восточно-европейский. Украина ближе и интереснее. Доходит до курьезов… Жители Газы были настолько убеждены в невозможности для еврейского летчика разбомбить дом, на крыше которого находятся люди, что залезли туда в качестве добровольного живого щита. Понятное дело, накрыло их вместе с домом. Не возьмусь, впрочем, утверждать, что проделал летчик это намеренно – звонили же в Газу из Израиля перед вылетом, предупредили, что летят бомбить именно этот дом. А много ли там разглядишь с высоты да на скорости?!

Но совсем другое дело – история с похищением и убийством 16-летнего Мохаммеда Абу-Хдэйры. Приученные каяться еврейские СМИ уже вовсю каются. Приученные обвинять евреев в каждом своем несчастье арабские СМИ активно обвиняют поселенцев и Нетаниягу лично. Это все не ново и другого никто не ждет. Интересна реакция западного мира – он в шоке, но на сей раз не в показном. Такое впечатление, что Запад обманут в своих лучших чувствах. Как это евреи убили араба, да еще из мести и с особой жестокостью? Как у кадавра в "Понедельнике", выражение довольства на их лицах сменилось выражением горькой обиды. У них отняли идеал.

Обратите внимание: практически совпавшие по времени (и ничуть не менее отвратительные по исполнению) убийства еврейки Шели Дадон и троих юных евреев-поселенцев не удостоились особого внимания западных СМИ. И я даже не склонна усматривать в этом какой-то особый антисемитизм. СМИ есть СМИ, им нужны новости. Нечто чрезвычайное, необычное, такое, чего не бывало. Скажите, положа руку на сердце, убийства евреев арабами необычны? Убийства арабов арабами – это что-то новое? Нет и нет. А вот само предположение, да еще столь охотно подхваченное самими евреями (от малозаметного журналиста до премьер-министра, пепла посыпать себе головы хватило всем), об убийстве евреями араба – о, это да. Это новостной повод. Тут есть о чем поговорить, чему изумиться, ужаснуться и возмутиться. Так что не надо так уж сурово осуждать европейцев, американцев и их вездесущие СМИ. Они вовсе не антисемиты. Они, по большому счету, напротив, в чем-то евреелюбы. Иначе не стали бы они всеми силами заталкивать нас на некий виртуальный пьедестал как пример всему миру. С лучших и спрос строже.

Кстати, подобная тенденция наблюдается, как это ни смешно, и среди самих евреев в Израиле. Разве мы не возвели наших религиозных в некий моральный абсолют? Вот посудите сами. Стоит напакостить обществу (любым способом – воровство, мошенничество, сексуальные шалости и пр.) еврею светскому – ну, что ж, бывает. Плохой человек, но что поделаешь… Примерно такова реакция наших СМИ и общества в целом. Зато только дайте новость о том, что нашалил с законом еврей верующий – начнется буря местного масштаба, небольшая, но мощная. Как! Верующий человек, и вдруг?! Между тем, люди есть люди, человек слаб, всяко случается. Вера тут ни при чем, есть масса порядочнейших людей, не верящих ни в черта, ни в Б-га. Но сами религиозные евреи установили для себя некий повышенный моральный стандарт, которому теперь, будьте любезны, извольте следовать. То же и с народом в целом. Раз мы самая моральная нация с самой моральной армией, будьте любезны вести себя соответственно. Именно это, пусть порой и неосознанно, пытается донести до нас прочий мир. Ему тоже нужен свой нравственный ориентир и, раз уж им, с молчаливого согласия всех прочих народов, назначены евреи, нам будут бесконечно пенять за каждое несоответствие образу. Назвался груздем, как говорится...

Положа руку на сердце, сами-то мы разве не рады быть неким светочем для народов? Понятно, что это причиняет известные неудобства и сильно иногда достает, но куда деваться? Порой даже раздаются отдельные еврейские голоса, требующие слезть уже с пьедестала и зажить обычной жизнью. Но основная часть еврейского народа истово увлечена своей исторической ролью и отступать от нее не собирается. Значит, быть посему. Терпите, господа евреи, и соответствуйте. И не жалуйтесь.

Нет, это я погорячилась – чтобы мы да не жаловались? Это точно такая же наша национальная привилегия, как устойчивое количество нобелевских лауреатов и высокая мораль.


Адаса Фальк, «Новости недели» – «Континент»