СВАДЬБА НА ФОНЕ РАЗВОДА

СВАДЬБА НА ФОНЕ РАЗВОДА

Сотни людей прибыли в минувший понедельник в один из банкетных залов Ришон ле-Циона, чтобы принять участие в свадьбе Махмуда Мансура и Морель Малки – молодой пары, оказавшейся в центре внимания всей страны.

Еще в конце прошлой неделе в СМИ появились восторженные статьи о любви еврейки и араба, решивших соединить свои судьбы, и об угрозах, которые стали поступать в адрес невесты со стороны правых активистов. «Что победит – любовь или расизм?» – задавались вопросом журналисты.

В понедельник они констатировали, что победила все-таки любовь: свадьба состоялась, и на нее прибыли десятки гостей, которые не значились в списке приглашенных. Большинство из них составляли жители смешанных или арабских городов страны, пришедшие поздравить новобрачных и еще раз упрекнуть евреев в расизме. «Никто в арабском секторе не возражает против этой свадьбы, а посмотрите, что творят евреи!» – сказал один из гостей.

Но надо заметить, что евреи на свадьбе тоже были. Правда, не со стороны невесты – никто из ее родственников на это торжество не явился. Морель стояла в окружении женщин своей новой родни с надвинутыми на лбы платками и рядом с мамой жениха – что любопытно, в очень даже светском платье. Сама свадьба тоже носила в целом светский характер: религиозная церемония прошла раньше.

Евреев на этой свадьбе представляли активисты различных леворадикальных организаций, увидевших в ней символ будущего Государства Израиль, а также министр здравоохранения Яэль Герман, специально приехавшая, чтобы поздравить молодых и пожелать им счастья. В своей речи Герман подчеркнула, что свадьба Махмуда и Морель – это победа не только любви, но и израильской демократии, позволяющей человеку самому решать свою судьбу. Поэтому, продолжила госпожа Герман, она приветствует переход Морель в ислам и категорически осуждает тех, кто выступал против молодой пары с подстрекательскими заявлениями. «Я рада, что в Государстве Израиль могут быть евреи-христиане и евреи-мусульмане!» – заявила в финале своей речи Яэль Герман.

Министр здравоохранения, возможно, не знакома ни с еврейской историей, ни с азами иудаизма и потому не знает, что евреев-христиан и евреев-мусульман не бывает по определению. Еврей – это неразрывный сплав национальности и религии, и даже если он не ходит в синагогу, то остается евреем до тех пор, пока не ходит именно в синагогу, а не в мечеть или церковь.

Однако, как вскоре выяснилось, глава нашего минздрава была не одинока в своей радости. Неожиданно к ней присоединился человек, который с недавних пор официально считается символом Государства Израиль, – президент Руби Ривлин. Он также тепло поздравил молодых, пожелал им счастья и увидел в их свадьбе победу демократии. «Не все обязаны радоваться этому событию, но в демократическом государстве все должны уважать выбор этой пары», – отметил президент.

Тем временем неподалеку от зала торжеств проходила демонстрация, организованная движением ЛАХАВА, борющимся против ассимиляции. Кстати, семья Мансур незадолго до свадьбы обратилась в суд с требованием запретить эту демонстрацию, чем вызвала недовольство судьи Ирит Мордехай, отметившей, что иск является безосновательным, а его податели напрасно тратят государственные деньги. Если уж мы говорим о демократии, заявила судья, то в демократическом обществе демонстрации не запрещают. В итоге эта акция была разрешена, но судья удовлетворила просьбу новобрачных и постановила, что демонстранты должны находиться на расстоянии не менее 200 метров от зала торжеств во избежание столкновений с гостями, прибывшими на свадьбу.

Участники демонстрации говорили о том, что испокон веков в любой еврейской семье подобный брак воспринимался как трагедия, и по сыну или дочери, сменившим религию, справлялся траур. Что Израиль-то и создавался для того чтобы избежать ассимиляции, и именно ассимиляция является сегодня главной угрозой существованию еврейского народа… При всем желании эти речи трудно было назвать подстрекательскими, если, конечно, не считать подстрекательством озабоченность по поводу будущего собственной нации.

Между тем, и сама эта свадьба, и звучавшие на ней выступления порождают немало вопросов. Почему-то никто из воспевавших эту «победу любви и демократии» не пожелал заметить, что речь шла отнюдь не о гражданском браке и не о светской свадьбе. Нет, самой свадьбе предшествовал развод – развод невесты с собственным народом, отказ от религии предков и переход в ислам. А значит, это не только и не столько победа любви и демократии, сколько победа ислама!

Надо заметить, что случай этот, увы, далеко не редкий. Ежегодно без особого шума в Израиле совершаются десятки таких свадеб. Причем во всех таких парах речь идет о браке между арабом и еврейкой, и никогда, или почти никогда, между евреем и арабкой. В немалой степени это связано с тем, что арабские девушки куда сильнее многих еврейских убеждены в том, что они должны сохранить верность своему народу и обеспечить продолжение его существования в истории. За что, опять-таки, в отличие от евреек, они заслуживают всяческого уважения. И все же единичные примеры любви между арабкой и евреем известны, однако почти никогда они не заканчивались браком, зато очень часто – трагедией.

Житель Рамле, заявивший на свадьбе, что никто в арабской общине не возражает против этого брака, безусловно, сказал правду, Да и с чего возражать, если брак с немусульманкой и обращение ее в ислам считается в этой религии величайшей заповедью, способствующей увеличению в мире количества «правоверных». А такой брак, добавим, заодно уменьшает число евреев в мире. Вот если бы арабка захотела пройти гиюр, реакция, поверьте, была бы совсем иной, причем дело вполне могло бы дойти до очередного убийства на почве «защиты чести семьи».

Поскольку израильские левые радикалы назвали эту свадьбу «символом будущего Израиля», становится понятно, в чем они видят это будущее: в полном уничтожении еврейского характера государства и растворении евреев среди арабов и представителей других живущих здесь народов. Но тогда создание Израиля утрачивает всякий смысл. Ведь еврейское государство было создано прежде всего именно для того чтобы сохранить наш народ.

С этой точки зрения выступление министра Яэль Герман представляется, мягко говоря, странным. Еще ни один еврейский министр не доходил до того, чтобы приветствовать переход еврейских граждан страны в ислам. Даже при том что госпожа Герман и до этого провела немало инициатив, направленных на изменение демографической ситуации в стране, в данном случае она явно перешла некую запретную линию, красную черту, как любят говорить в Израиле.

Но больше всего удивил народ в данном случае президент Реувен Ривлин. Выходец из семьи, многие поколения которой сохраняли верность еврейским традициям, а затем активно участвовали в сионистском движении, он не может не понимать, что означает подобная свадьба с точки зрения еврейской традиции и какими последствиями могут обернуться подобные браки для государства. Допустим, у президента не хватило смелости заявить о своей позиции вслух из опаски нарушить принципы политкорректности, но ведь он мог, по меньшей мере, благоразумно промолчать, предоставив обществу возможность самому решать, как относиться к этому событию. Но нет, Руби Ривлин поспешил поздравить Махмуда и Морель, выразить им симпатию, дав тем самым зеленый свет подобным бракам и переходам в ислам. И вот тут необходимо подчеркнуть: Реувен Ривлин, безусловно, является законно избранным президентом Израиля, но можно ли после этого считать его президентом, представляющим интересы еврейского народа?

Кстати, в своем приветствии молодоженам Ривлин напомнил слова нашего национального гимна – о мечте «быть свободным народом на нашей земле», сделав особый акцент на слове «свободным». Но ведь определяющим словом в данной строчке является как раз слово «народ». Если его не будет, то некому тут быть свободным и называть эту землю своей.

Многие в эти дни вспоминают, что считавшийся левым президент Шимон Перес никогда не позволял себе столь сомнительных «ассимиляционных» заявлений, в отличие от считавшегося правым Реувена Ривлина. Но тут стоит вспомнить, что правым Ривлина давно уже можно считать очень условно. Еще будучи спикером кнессета, он, нацелившись на место президента, решил, что депутаты от правого лагеря у него уже, что называется, в кармане, и, чтобы завоевать симпатии представителей левых и арабских партий. Неожиданно он стал произносить весьма странные для человека правых взглядов слова и пытался блокировать многие исходившие от его соратников по партии инициативы. Например, закон об ограничении деятельности леворадикальных амутот, о лишении пенсии депутатов, подозреваемых в государственной измене, лишении их депутатского мандата и т.д. Именно этим, кстати, и объясняется нежелание Биньямина Нетаниягу видеть Ривлина в кресле президента. Теперь мы видим, что опасения премьера были вполне обоснованы. А заодно понимаем, почему его кандидатура встретила такую поддержку со стороны так называемых либеральных СМИ.

Что касается Махмуда и Морель, мы не знаем, как сложится судьба этой пары, да и кто сейчас взял бы на себя смелость предрекать что-либо… Но вот история их свадьбы просто обязана заставить евреев Израиля задуматься. Потому что она ставит перед каждым из нас много непростых вопросов. Вопросов, от которых очень хочется уйти. Но дело в том, что уходить от них мы просто не имеем права…

* * *

После свадьбы Махмуда и Морель зам. министра по делам религий рав Эли Бен-Дахан в интервью одному из каналов ИТВ назвал подобные браки «тихой катастрофой».

«У государства, разумеется, нет инструментов, позволяющих предотвратить подобные браки, но мы все должны быть озабочены, – сказал рав Бен-Дахан. – Ассимиляция евреев в мире достигла рекордных масштабов: в Европе в смешанные браки вступают свыше 80% евреев, в США – свыше 66%. В этом смысле Израиль был и остается единственным местом, где наш народ может сохранить себя, и молодые люди должны помнить об этом, делая ответственный выбор при создании семьи. Кстати, выступая против подобных браков, я тревожусь и за будущее этой пары. Опыт показывает, что большинство браков между арабами и еврейками распадаются через несколько лет из-за насилия в семье. Но тяжелее всего придется их детям. С точки зрения Галахи они являются евреями, но не думаю, что им стоит учиться в государственной еврейской школе, так как там все же справляются еврейские праздники и изучаются еврейские предметы. Но и в арабской школе им будет непросто, ведь для всех они будут оставаться детьми еврейки. Так что о своих будущих детях Махмуд и Морель как раз и не подумали».


Ян Смилянский, «Новости недели» – «Континент»