ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ И УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ

ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ И УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ

Сегодня в США убийства с применением огнестрельного оружия являются второй причиной смерти среди молодых людей в возрасте до 19 лет и первой причиной среди чернокожей молодёжи. Ежедневно от огнестрельного оружия погибает 13 детей. Поэтому снижение количества преступлений, совершаемых с применений этого вида оружия, является одной из актуальных проблем США.

Либералы считают, что для решения этой проблемы следует ужесточить меры контроля за приобретением и владением оружия вплоть до его полного запрета. Обосновывая свою позицию, либералы выдвигают следующие аргументы.

1. Чем больше людей имеют оружие, тем выше уровень преступности. 2. Владение оружием увеличивает риск быть убитым. 3. Удаление огнестрельного оружия из рук преступников предотвращает тяжкие преступления.

Консерваторы считают, что оружие в руках законопослушных граждан сдерживает преступников от нападений.

Консерваторы выступают за сохранение права на покупку, владение и ношение огнестрельного оружия. Они ссылаются на Вторую поправку Конституции США, гарантирующую это право. Консерваторы говорят, что само оружие никого не убивает. Оно становится орудием убийства в руках людей. Поэтому следует ужесточить наказания за применение оружия в преступных целях и более жестко контролировать тех, кто совершил преступление.

Многолетний опыт борьбы с преступностью в США и других странах показывает, что ужесточение наказаний за преступления редко удерживает людей от совершения преступлений.

Удаление оружия из рук преступников – заманчивая цель и привлекательный пропагандистский лозунг. Но никто не знает, как даже подступиться к достижению этой цели. Например, последняя инициатива правоохранительных органов некоторых штатов, решивших выплачивать деньги за каждую единицу сданного в полицию нелегального оружия, с треском провалилась. Во-первых, было сдано смехотворно мало оружия и, во-вторых, сданное оружие было непригодно к использованию.

Суровые ограничения или даже запрет на владение оружием не отражаются на возможности нелегального доступа к нему. Кстати, в этом случае проверок тех, кто его приобретает, не требуется.

Прошлый американский опыт показывает, что запрет на продажу товаров, имеющих спрос у населения, приводит к появлению чёрного рынка запрещённых товаров. Так было во времена “сухого закона”, а сегодня с запретом на продажу наркотиков. В настоящее время в США процветает чёрный рынок оружия. Ужесточение правил на приобретение оружия не коснётся тех, кто покупает оружие на чёрном рынке. Поэтому отобрать оружие у преступников практически невозможно.

По мнению либералов, Вторая поправка является декларацией, которая к тому же не относится к отдельному человеку. Действительно, во Второй поправке говорится, что “хорошо организованная милиция необходима для безопасности свободного государства, и право народа (the people) хранить и носить оружие не должно нарушаться”. Народа, а не отдельной личности. Роль милиции выполняет сегодня Национальная гвардия.

Я не буду анализировать роль Второй поправки в дискуссии о праве отдельного человека владеть оружием. По моему мнению, Вторая поправка не является главным аргументом в дискуссии между либералами и консерваторами о методах борьбы с преступностью. В конце концов, если владение и ношение оружия гражданами предотвращает преступления и сохраняет жизнь людей, то можно принять соответствующий закон, если его нет в Конституции страны.

Принципиальное различие между либералами и консерваторами сводятся к одному вопросу: как влияет на уровень преступности наличие оружия в руках законопослушных граждан. Ответ на этот вопрос можно получить, анализируя опыт США и других стран.

В статье Джона Лотта (Jon Lott) “Homicide Before and After Gun Bans”, опубликованной в декабре 2013 г. в Crime Prevention Research Center, приводятся данные об изменении количества убийств до и после принятия жёстких правил, ограничивающих условия владения огнестрельным оружием. Эти данные однозначно показывают, что везде, от Чикаго и округа Колумбия в США до островных государств – Ямайка, Ирландия и Великобритания, усиление ограничений привело к росту преступности.

Марк Гаюс (Mark Gius), профессор экономики в Quinnipiac University, провёл обширные исследования о влиянии антиоружейных законов на изменение уровня преступности. Анализировались данные с 1980 г. по 2009 г.

Отчёт об этом исследовании опубликован в январском номере журнала Applied Economic Letters за 2014 г.

Результаты исследований показывают, что в штатах, имеющих более строгие ограничения на приобретение оружия и на их скрытое ношение, уровень преступности выше. Установлено также, что запреты на владение штурмовых винтовок практически не сказываются на уровне преступности.

Результаты исследований Марка Гаюса согласуются с подобным исследованием Джона Лотта и Дэвида Мастарда (David Mustard) из Чикагского университета (1977 г.).

Вашингтон, округ Колумбия, славится очень жёсткими правилами на приобретение оружия. Город лидирует по числу отказов на заявки на покупку пистолетов и ружей. Сторонники строгих мер на приобретение оружия приводят Вашингтон как пример правильности их политики. Но они обходят молчанием то, как эти жестокие правила повлияли на изменение уровня преступности.

После ужесточения правил на покупку оружия преступность в городе начала расти. Сегодня уровень преступности в Вашингтоне в 8 раз превышает общенациональный. Бывший начальник полиции округа Колумбия Морис Тернер (Maurice Turner) спрашивает: “Что закон о контроле за оружием сделал, чтобы преступники не смогли бы получить пистолеты? Абсолютно ничего… Поэтому жители города должны иметь возможность покупать пистолеты”.

Преступники Вашингтона не сталкиваются с какими-либо затруднениями при нелегальном приобретении огнестрельного оружия, как, кстати, и запрещённых наркотиков. Скорость роста числа преступлений с применением оружия в Вашингтоне самая высокая в стране. С 1991 г. число таких преступлений возросло в 2 раза, в то время как в США – на 11%.

Местом, где действуют очень суровые ограничения на продажу и владение огнестрельным оружием, является также штат Нью-Джерси. Эти ограничения не привели к снижению уровня преступности в штате. В ежегодном за 2014 г. докладе организации Brady

Campaign to Prevent Gun Violence приводятся примеры того, как любой человек в Нью-Джерси может приобрести за считанные минуты оружие на чёрном рынке. Этому человеку не надо заполнять гору документов и ждать несколько месяцев их проверки. Многие из покупающих оружие на чёрном рынке, даже не знают о существовании ограничений, существующих в штате.

Как работают, а вернее не работают ужесточённые правила получения лицензии на владение оружием, хорошо видно в таких “прославленных” криминальных центрах как Нью-Йорк и Чикаго.

В Нью-Йорке зарегистрировано около 70 тыс. единиц огнестрельного оружия. По данным полиции, на руках людей имеется не менее 750 тыс. пистолетов и ружей. Таким образом, более 90% оружия приобретено нелегально. Так зачем нужны строгие правила?

В Чикаго был принят закон об обязательной регистрации огнестрельного оружия. Зарегистрировались лишь те, кто имел его легально. Та же самая картина наблюдается и в Нью-Джерси.

Обязательная регистрация оружия – это абсолютно бессмысленный закон. Ведь при покупке оружия происходит регистрация покупателя и приобретаемого им оружия. На что рассчитывают авторы этих законов? На то, что после его принятия люди, нелегально владеющие оружием, побегут в ближайший полицейский участок регистрировать его. По-моему, авторы таких законов находятся в плену вопиющей наивности или безграничной глупости.

Среди либералов одним из популярных способов борьбы с преступностью является объявление территорий школ и общественных заведений (ресторанов, кинотеатров и т.п.) зонами, свободными от оружия. В таких зонах никто не имеет права иметь оружие, а тем более применять его. А раз нет оружия, то не будет и преступлений.

Эта наивная идея либералов лишь облегчает попытки совершать преступления. Объявляя те или иные территории зонами, свободными от оружия, либералы информируют открытым текстом преступников о том, в каких местах они могут чувствовать себя в безопасности. В свободных зонах безоружные люди не смогут оказать серьёзного сопротивления вооружённым преступникам.

Идея свободных зон не получает поддержки среди школьного руководства страны. Школьные округа штатов Алабама, Арканзас, Джорджия, Канзас, Оклахома, Теннесси, Техас и Южная Дакота приняли решение, позволяющее учителям носить оружие на территории школы. Эти учителя проходят тщательную проверку, а затем и серьёзную тренировку по владению оружием. Они получают право открывать огонь на поражение вооружённого преступника, проникшего на школьную территорию и угрожающего детям и школьному персоналу.

Чтобы отбить малейшее желание преступника напасть на школу, перед входом на её территорию часто появляются объявления, такие как перед школой Argyle ISD в Техасе: “Пожалуйста, имейте в виду, что персонал школы вооружён и может использовать все необходимые средства для защиты наших учеников”.

Эффективной мерой, снижающей уровень преступлений, является разрешение на скрытое ношение оружия вне дома тем, кто имеет право на его владение.

Сегодня в 35 штатах разрешено открытое или скрытое ношение оружия. По результатам исследования, проведённого Center for Control and Prevention, кстати, по личному заказу Обамы, самый высокий уровень преступности наблюдается в штатах с самыми жёсткими ограничениями на ношение оружия. В штатах, в которых разрешено ношение оружия вне дома, количество убийств и разбойничьих нападений на 31% и 36% меньше, чем в штатах, запрещающих это ношение. Ни в одном штате, разрешившим скрытое ношение оружия, уровень преступности не увеличился, хотя либералы пугали Америку в тем, что это произойдёт. В штатах Вермонт и Аляска разрешение на ношение оружия действует в течение нескольких десятилетий. Уровень преступности в этих штатах самый низкий в США. Во Флориде, разрешившей в 1987 г. скрытое ношение оружия, число убийств к 2012 г. сократилось на 22%. За то же время по стране оно возросло на 15%.

В штате Иллинойс в июле 2013 г. было принят закон, позволяющий скрытое ношение оружия. Результаты оказались ошеломляющими. За первые полгода число грабежей снизилось на 20%, взлом и угон машин – на 20% и 26%, соответственно.Число убийств упало до уровня 60-х годов прошлого столетия. По числу убийств Чикаго по-прежнему занимает одно из первых мест в стране. Но у города появился реальный шанс улучшить криминальную обстановку. Снижение преступлений в Чикаго было достигнуто при сохранении на прежнем уровне числа полицейских и правил их поведения на улицах города.

Около года назад Детройт объявил о банкротстве. Городские власти вынуждены были уволить многих полицейских. Оставшиеся полицейские из-за их малочисленности не пребывают на место преступления по вызовам, а лишь фиксируют их, если потерпевший сообщает об этом в полицию. Многие районы города оказались во власти криминальных банд. В этой ситуации начальник полиции Детройта призвал жителей города носить с собой оружие и пользоваться им для самозащиты. Количество преступлений сразу же стало падать.

Очевидно, что разрешение на скрытое ношение оружия имеет сильный психологический эффект. Оно сдерживает преступников от совершения нападений. Исследования, проведённые по заказу департамента юстиции США, показали, что 40% преступников, как минимум, один раз отказались от намерения совершить нападение, опасаясь, что потенциальная жертва вооружена. Они, как и все нормальные люди, не собираются добровольно подставлять себя под пули.

Антиоружейные законы создают преступникам безопасную и спокойную “рабочую” атмосферу и позволяют нападать на законопослушных граждан, будучи уверенными в том, что они беззащитны.

Таким образом, право людей на самозащиту с применением огнестрельного оружия оказывает более сильный сдерживающий эффект на преступника, чем угроза суровых наказаний.

Эта закономерность прослеживается и в других странах. В августовском номере журнала Journal of Public Law and Policy за 2013 г. Гарвардского университета опубликована статья Дана Кейтса (Don Kates) и Гари Мозера (Gary Mauser) “Позволяет ли запрет на огнестрельное оружие уменьшить число убийств и самоубийств?”. В статье анализируется влияние числа владельцев оружием на уровень убийств в странах Европы. Приведённые многочисленные данные опровергают утверждение сторонников антиоружейных законов “чем больше оружия, тем больше убийств”. В статье показано, что преступника сдерживают не строгие законы и суровые наказания за совершённое преступление, а возможность получение вооружённого отпора со стороны жертвы насилия. Авторы подчёркивают, что возможности вооружённого человека, даже физически слабого по сравнению с преступником, значительно возрастают.

Уровень убийств в расчёте на 100 тыс. жителей в 107 странах мира, в которых запрещено владение оружием, от 2-х до 46 раз выше, чем в США. Например, уровень убийств в Мексике и России выше в 4 раза, а в таких крупных мусульманских странах, как Пакистан и Индонезия, выше в 2 раза.

По количеству единиц огнестрельного оружия в руках людей на 100 тыс. населения на первом месте находятся США. За ними с отрывом в 1.5-2 раза идут Йемен, Швейцария и Финляндия. По уровню убийств наша страна находится на 27-м месте, а Швейцария и Финляндия – на 46 и 63 местах, соответственно (Данные ООН. Учитывается лишь зарегистрированное количество единиц огнестрельного оружия).

В Швейцарии и Финляндии большинство взрослого населения владеют оружием легально, а уровень преступлений в этих странах низкий. Хотя в США количество единиц огнестрельного оружия на руках людей самое высокое в мире, но по уровню преступлений страна не находится в первой десятке. Таким образом, утверждение либералов о том, что чем большее законопослушных граждан владеет оружием, тем выше уровень преступности, ложно.

В Израиле нет закона, гарантирующего гражданам страны право на владение и ношение оружия. Люди, получившие лицензию на владение оружием, могут носить его открыто или скрытно. Абсолютное большинство граждан Израиля обучаются методам использования огнестрельного оружия.

В Израиле уделяют больше внимания не на количество единиц этого оружия на руках людей, а на охрану школ и общественных мест от возможных террористических атак. Все израильские школы имеют вооружённых охранников, задачей которых является помешать любому человеку причинить вред школьникам. За последние 40 лет израильские школы подвергались нападением только два раза, в 1974 г. и 2008 г. В обоих случаях на школы нападали исламские террористы.

В США вооружённых охранников направляют на патрулирование исторических памятников, офисов политических деятелей и даже президентских библиотек. И в то же время 70% государственных школ не имеют вооружённой охраны, а 57% не имеют даже сотрудников службы безопасности. (Данные National Center for Education Statistics).

Федеральное и местное правительство фактически оставили школьников и школьный персонал один на один с вооружёнными преступниками и психически неуравновешенными людьми.

Согласно федеральному закону, полиция несёт ответственность за защиту общества в целом, а не отдельного человека. Поэтому привлечь к ответственности полицейских за то, что они во-время не оказали помощь жертве преступления, нельзя. Таким образом, каждый человек должен сам защищать себя и свою семью.

В борьбе с преступностью немаловажное значение имеют профилактические меры, ограничивающие возможности преступников. Например, профилактическая проверка подозрительных людей во время патрулирования полицией криминальных районов Нью-Йорка и Канзас-Сити заметно снизила уровень преступности в этих городах. Но левые активно выступают против таких проверок. По их мнению, такие проверки оскорбляют людей и нарушает их личную свободу. Левые препятствуют выявлению людей, нелегально владеющих огнестрельным оружием и вышедших с ним на улицу. Пусть гибнут люди, но личная свобода преступника неприкосновенна.

Владение огнестрельным оружием налагает высокую ответственность на их владельцев. Поэтому следует строго наказывать тех, из-за легкомысленности или небрежности которых оружие попадает в руки других людей.

Кинофильмы Голливуда и детские компьютерные игры прославляют культ насилия в нашей стране. Малейшие попытки ограничить производство таких фильмов и детских игр левые встречают в штыки. И в тоже время школьника начальной школы отстраняют в качестве наказания от занятий, если он в своём сочинении использовал такие слова, как “пистолет” или “покупка пистолета”.

По истине, лицемерие левых безгранично.

Все усилия либералов направлены на то, чтобы отобрать оружие у законопослушных граждан и оставить его в руках преступников. Такая политика помогает преступникам убивать людей. Поэтому их кровь на руках либералов тоже.

Левые знают, что антиоружейные законы направлены только против законопослушных граждан. Преступников они не касаются.

Авторы Второй поправки Конституции США обосновывали её тем, что оружие нужно гражданам страны в случае противостояния с диктаторским правительством. В прошлом, в том числе и недалёком, все диктаторские режимы первым делом запрещали своим гражданам владеть оружием, чтобы они не имели возможность оказать сопротивление тирании.

Не поэтому ли левые во главе с Обамой упорно отстаивают антиоружейные законы?


Григорий Гуревич