НЕОБЫКНОВЕННАЯ ЖЕНЩИНА, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМЫ ЧЕРТАМИ КОТОРОЙ ЯВЛЯЛИСЬ СВОБОДОМЫСЛИЕ, КРАСОТА И НЕУЁМНАЯ ЭНЕРГИЯ
к 80-летию со дня рождения Брижит Бардо
«Брижит Бардо больше чем актриса. Она личность».
Мари-Доминик Лельевр
«Я хотела стать олицетворением и символом Франции. И я этого добилась»
Брижит Бардо
Как стремительно бежит время! Мы живём уже почти 15 лет в 21 веке, а предыдущий называем прошлым. Однако, многое из этого прошлого сопровождает нас и поныне. Достоянием истории остались не только жестокие последствия войн, демографические, социальные изменения в обществе, но также жизнь и деятельность наиболее ярких представителей человечества, повлиявших на развитие науки и техники, культуры и искусства. К плеяде таких личностей относится Брижит Бардо – кинозвезда, певица, фотомодель, писательница, известная в мире защитница животных. Совсем близок её восьмидесятилетний юбилей: его будут отмечать 28 сентября 2014 года. Предстоящее событие – прекрасный повод для того, чтобы перелистать страницы жизни этой неординарной женщины.
Франция – её родина, а Париж – город, в котором она родилась 28 сентября 1934 года в семье бизнесмена Луи Бардо и Анны-Мари Мюсель. Родители ожидали мальчика. Поэтому появление девочки вызвало у них смешанные чувства: радость и разочарование. «Зная, что разочаровала, я выросла с сильным характером, но и легкоранимая, как незваный гость». Так писала много лет спустя Брижит Бардо в своих мемуарах «Брижит Бардо. Инициалы Б.Б.».
После обряда крещения она была наречена Брижит Анн-Мари. Девочка сравнительно недолго находилась под неусыпным контролем матери. Её отец решил освободить свою жену от «рабства у младенца», наняв няню. Ею оказалась итальянка, воспитанница сиротского приюта, Мария, которую Брижит называла Дада. Она стала ей пожизненным другом и второй матерью. В то же время, при всей взаимной любви, которую питали родители и дочь друг к другу, на протяжении многих лет взаимоотношения между ними были сложными и противоречивыми.
Уже в раннем детском возрасте у девочки наблюдалось обострённое восприятие окружающего мира, любопытство и тонкая чувствительность, неподдельная любовь к животным, непосредственность и простота... Уязвимость, горячность и взрывчатость, стремление к свободе, красоте и любви, к защите животных, ответственность за совершаемые действия..., – формировались у неё по мере взросления и приобретения жизненного опыта и сочетались с неприятием и даже ненавистью по отношению ко многому, с чем ей пришлось сталкиваться в реальной жизни. Её воспоминания то и дело сопровождаются репликами: «с тех пор я ненавижу». Брижит не лукавит, когда в этом контексте упоминает званые обеды и нарядные платья, древнеегипетское искусство, жёлтую прессу и папарацци, любой вид охоты, крики, ссоры, семейные сцены, войны, бессмысленные убийства людей и животных, смертную казнь, толпу, отъезды и новые, особенно незнакомые, места, злые языки и пересуды... «Я никогда не любила ходить строем. Вообще не люблю проторённых дорожек. На моду мне наплевать»; «терпеть не могу подогретый суп, не верю, что можно склеить разбитую чашку ...», – писала она в своих мемуарах. Там же мы находим её критическое суждение о политиках: «не говорите мне о политике – я только посмеюсь и отвечу, что все они подонки, что я никому из них не верю... Мне бесконечно жаль, что власть в руках этих людей так редко служит нужному, полезному делу».
Прослеживая жизненный и творческий путь Брижит Бардо, нельзя не обратить внимание на множество противоречивых оценок, которыми она удостаивалась. С одной стороны, её справедливо называли выдающейся, необыкновенно популярной французской киноактрисой, необыкновенной женщиной, секс-символом своего поколения и символом Франции. Симона де Бовуар признавала за ней ослепительную добродетель – подлинность; Саган восхваляла её естественность; Жан Тажан, говоря о ней как необыкновенной женщине, подчёркивал её плавную походку балерины, безупречную осанку, которые вызывали восхищение; Альберто Моравия утверждал, что «Брижит Бардо – это не только грация..., это элегантность и ум, которые отличают неординарную личность»; Мишель Девиль, характеризуя актёрские способности, подчёркивал достоверность игры Бардо: «Искусство её актёрской игры совершенно. Брижит невероятно точна. Взгляд, жесты – всё абсолютно гармонично»; Мари-Доменик Лельевр, в написанной ею биографии «Брижит Бардо. Непредвзято», приводит позитивные суждения родственников, друзей, приятелей, знакомых, мужей и любовников, а также тех, кто находился в её ближайшем окружении, коллег по работе, режиссёров, критиков... Биографу принадлежат и собственные высказывания о ней: «Брижит не любит конфликты, умеет быть дипломатичной»; «Безусловно Брижит удалось сказать своё слово в кино»; «Природа дала ей красоту, грацию, элегантность, фотогеничность, инстинктивную интеллигентность, хороший слух и голос, соблазнительность. Жизнь дала популярность и славу. Брижит больше чем актриса. Она личность».
Справедливость и неопровержимость этих оценок бесспорны, однако они не отражают в полной мере реальный образ Бордо. Она не идеальный человек. У неё есть свои недостатки. Ей свойственны эгоцентризм, страдание, холодность, непостоянность, нетерпимость, капризность, инфантильность, склонность к резкой смене настроений, авторитарность, недисциплинированность... «Иногда она бывает высокомерной и презрительной. У неё плохие манеры: она может вспылить, нетерпелива, грубо обращается с окружающими, провоцирует их», – пишет Мари-Доминик Лельевр. Надо отдать должное самокритичности Бардо: она откровенно признаётся в том, что у неё невозможный характер. У неё слабые нервы и склонность к депрессии. «По натуре я – дикарка, очень ранимая, робкая, восприимчивая до крайности», – говорит Брижит. Не этим ли можно объяснить несколько её попыток самоубийства. Стремясь к свободе, она создаёт свой микромир, в котором она не может остаться одна. Брижит не терпит одиночества. Рядом с ней должен находиться мужчина, непременно красивый, пусть с недостатками, но непременно с определёнными достоинствами. Может быть, стремлением уйти от одиночества объясняется то, что в числе 4-х мужей, она на протяжении долгих лет жизни имела многочисленных любовников. К несчастью, рано проснувшееся в ней чувство собственницы способствовало разрушению отношений Бардо с мужчинами и пагубно повлияло на личную жизнь.
Несколько раз суд приговаривал её к штрафу за якобы расистские высказывания в адрес мусульман, в огромном количестве мигрирующих во Францию. Этой теме посвящена глава «Открытое письмо моей потерянной Франции» в её книге «Площадь Плутона» и книга «Крик в тишине». Однако, она, безусловно, не расистка. О ней говорили: «Бардо произносит обвинительные речи, но в её поступках нет ни малейших признаков расизма». Доставалось ей и за деятельность в защиту животных... Шквал негативных высказываний обрушился на неё, после того как она вышла замуж за Бернара д’Ормаля, не только дружившего с Ле Пеном, но и состоящего членом, возглавляемой им партии*. Мадлен Ванан, близко знавшая Бардо, говорила: «В ней сидят две женщины... Она такой человек, которого никто никогда не поймёт, но одновременно такую, как она, будешь помнить всю жизнь». Какой бы она не была, но все близкие, зная парадоксальность её натуры, любили и любят её такой, как она есть.
В 6-летнем возрасте Брижит открыла для себя настоящее чудо – танец. Под музыку с прокручиваемых пластинок на обнаруженном ею патефоне отца, она с упоением танцевала. Лиха беда начало. Мать, заметившая увлечение дочери танцем, не только способствовала совершенствованию её осанки, но и решила, что, в свободный от школы день, она будет заниматься в танцклассе. Брижит признавалась, что «Плие, дегаже, антраша и глиссады давались мне куда легче счёта и письма». Уже в семь лет она добилась первых успехов в танце, отмеченных специальным призом и похвальной грамотой в школе. Танцы не были для неё простым увлечением, она обожала танцевать, в танце она преображалась. Страдая от своей внешности [«волосы тусклые и как палки, косоглазие (у Брижит врождённый порок – амблиопия правого глаза), и очки, и зубы выпирают...»], девочка могла забыться только на уроках танцев: «танец делал красивыми и душу, и тело». Она продолжала совершенствовать своё мастерство в балетной школе «Атмер», заняв первое место по итогам экзамена. Обладая исключительными способностями балерины, она всерьёз задумывалась над профессиональной карьерой. С этой целью Брижит, оставив балетную школу, участвовала в конкурсе, победила и была зачислена в Национальную Академию танца, где училась в классе русского хореографа Бориса Князева. Ей даже удалось участвовать в нескольких представлениях профессиональной балетной труппы. Роже Вадим, первый муж Бардо, вспоминал: «Танец был её жизнью...». В самом деле, её сокровенной мечтой было стать прима-балериной, но этому не дано было случиться.
В возрасте 15-ти лет она уже не была «гадким утёнком». С одной стороны, занятия балетом сделали своё дело: её природная грация и пластика удачно сочетались с особой посадкой головы и «фирменной» походкой. Но, главное! Её облик стал привлекательным. Она много сделала для того, чтобы стать красивой, следуя девизу: «Всё время становись лучше». Брижит сняла очки и проволочки с зубов, привела в порядок густые каштановые волосы; её притягательности способствовал взгляд огромных ореховых глаз... Кроме того, и возраст давал себя знать: из девочки она превращалась в девушку. Всё это не могло пройти мимо внимания окружающих. Однажды Симона де Буань (сотрудница парижского журнала мод), находясь в доме Бардо, увидела Брижит во время того, как она примеряла шляпку. Она была восхищена привлекательностью и грацией девушки. В то время главный редактор журнала разыскивал девочку-подростка, чтобы сфотографировать её в своём журнале. Симона де Буань порекомендовала ему в качестве модели Брижит. Так Бордо, в сентябре 1949 года, впервые оказалась на страницах «Жарден де мод жуньор» в сюжете, посвящённом элегантности. А через два месяца последовало предложение от главного редактора журнала «Elle» сняться на обложку майского номера. «Спецвыпуск от 8 мая 1950 года был посвящён моде «Дочки-матери». Я фигурировала во всех ракурсах и платьях, и утренних, и вечерних», – так описывала Бардо это событие в своих мемуарах. Этими эпизодами не исчерпывается карьера Брижит в качестве фотомодели. Мало известно, но она много лет работала моделью в группе девушек и юношей.
Среди тех, кто обратил внимание на появившиеся фотографии Брижит в популярных журналах, был Марк Аллегре. Ещё до этого, начинающий кинорежиссёр и будущий первый муж Бардо, Роже Вадим, вёл переговоры со своим другом, сценаристом и режиссёром, прося его пригласить очаровательную Брижит на кинопробы.
От встречи с Марком Аллегре девушка не отказалась. Кинопробы прошли успешно. Ей была дана роль. Но вот беда, первый блин оказался комом: фильм не был снят. Но о ней заговорили, начали поступать приглашения от других режиссёров. В журнале «Elle» появилась её фотография с информацией о том, что Бардо будут снимать в кино. Это пророчество сбылось через сравнительно короткое время. Она дебютировала в кинофильме «Нормандская Дыра», который вышел на экраны в 1952 году. С этого момента принято отсчитывать начало её успешной кинематографической карьеры, которая продолжалась в течение почти двадцати двух лет, вплоть до 1973 года включительно. Появившаяся впервые на экране актриса произвела своего рода сенсацию. Правда, на первых порах, она преодолевала страх и неопытность, но, вместе с тем, проявляла стремление стать лучшей, а также невероятную трудоспособность. Лельвьер пишет; «... каждый фильм становился для неё испытанием. Она раздражалась с самого начала съёмок. Не знала, как работать, как готовиться к роли. Как когда-то в школе, она совсем не умела учиться. Это приходило само, либо не приходило вообще».
В течение короткого времени она успела сняться в нескольких кинокартинах и сумела привлечь к себе внимание не только режиссёров и продюсеров, но и массу поклонников своего таланта среди французской публики. Скажем прямо, не во всех картинах она блистала. В одних случаях подводили сценарии, в других её игра желала лучшего. Так или иначе, но во время пребывания на Каннском кинофестивале в 1953 году, она уже была узнаваема: Брижит приобретала популярность. Только в течение первых пяти лет своей кинокарьеры Брижит снялась в 17-ти фильмах! Это были, в основном, лирические комедии и мелодрамы. К этому периоду относится и её короткий опыт театральной карьеры в постановке «Приглашение в замок Жана Ануя». До выхода на экраны фильма Роже Вадима «И Бог создал женщину» (1956) Брижит Бардо была малоизвестной киноактрисой за рубежом. Всемирная популярность и слава пришли к Брижит с появлением киноактрисы в этом фильме в главной роли. Бешеная популярность оказалась теневой стороной её повседневной жизни. Она сталкивалась с неадекватной реакцией как отдельных людей, так и толпы, с невероятной напористостью фоторепортёров, что вынуждало её принимать беспрецедентные меры для защиты своей частной жизни.
Фильмография Бардо насчитывает более 50-ти кинокартин, в числе режиссёров которых были: Жан-Люк Годар, Лу Маль, Кристиан Жак, Роже Вадим... Её партнерами в фильмах были: Жан-Луи Трентиньян, Ален Делон, Жан Габен, Шон Коннери, Жан Марэ, Марчелло Мастрояни, Лино Вентура, Ани Жирардо, Клаудиа Кардинале, Жанна Моро, Джейн Биркин... В числе её несомненных удач кроме «И Бог создал женщину» числятся: «Бабетта идёт на войну», «Истина», «Презрение», «Вива Мария», «Ромовый бульвар»... Работа с американской съёмочной группой ограничилась лишь одной кинокартиной, «Дорогая Брижит», в которой она партнёрствовала с Джеймсом Стюартом в главной роли.
Если танец для Бардо был её жизнью, кино лишь удачной игрой, то к пению она относилась скорее как к хобби. Музыка привлекала её с детских лет. «Я всегда любила петь, я отдаюсь во власть музыки и слов и забываю обо всём на свете», писала Брижит. Вспомним, с каким восторгом она танцевала, прокручивая пластинки на отцовском патефоне. Мало того, полюбив гитару, Брижит старалась безошибочно воспроизводить мелодии, пользуясь усвоенными ею тремя аккордами. Однако петь по-настоящему Брижит начала значительно позже. Всё началось с того, что Клод Боллен, «асс оркестровой адаптации», и гитарист Жан-Макс Ривьер, друг отца, с которым она была знакома ещё с детства, решили, что их подопечная должна петь. Брижит, в конце концов, уступила их настойчивости.
Начав с лепета перед микрофоном, постепенно преодолев неуверенность и робость, она уже через год записала песню о «Мадраге» как профессионал. Одна из следующих песен, «С Новым годом, Брижит», ею была исполнена для телезрителей. В дальнейшем её репертуар пополнился не только песнями Жана-Макса Ривьера, но и песнями композитора Сержа Генсбура в том числе, написанные специально для неё: «Игральный автомат», «Я люблю тебя – я тебя тоже... не люблю» и др. В 1963 году Бардо записала пластинку на 45 оборотов с одной из самых красивых её песен «Мария Нинген». Новый альбом песен под названием «Бонни и Клайд» (так называлась песня, написанная Сержем Генсбуром для Брижит) вышел в 1967 году. Говоря об успешном песенном творчестве Бардо, нельзя не подчеркнуть, что пела она на четырёх языках: французском, английском, испанском и португальском. В её репертуаре, как певицы, прозвучали 80 песен.
Как бы высоко не оценивался многогранный талант Бардо, более всего он раскрылся в кино. Суждения о ней, как о киноактрисе, мы уже приводили ранее. В дополнение к этому не лишне воспроизвести высказывание Луи Миля: «Не стремясь к этому совершенно, она быстро стала самой яркой звездой кинематографа». Назовите имена наиболее известных актрис Европы. Среди десятка, а может быть и пятерки, в этом списке окажется Бардо. При этом нельзя не упомянуть, что она попала в кино случайно. К тому же Брижит признавалась, что в душе она не актриса. Несмотря на это, она достигла вершин славы. Её удостоили не только актёрским призом «Триумф французского кино», но и премией «Триумф популярности», как самой популярной актрисе года, а также Орденом Почётного Легиона. Прославленная актриса не только служила моделью для бюста Марианны – символа Франции, но и сама стала носительницей этого почётного титула.
В 1973 году Брижит Бардо приняла волевое решение расстаться с кино, но не для того, чтобы уйти на покой. Проблема защиты животных, которой она уделяла внимание с давних пор, стала главной и неотъемлемой целью её жизни». Она много раз спасала зверей, но и они её спасали», – пишет Лельевр. Этим благородным делом она занята и в настоящее время, принося пользу, занимаясь, как она говорит, «всеми животными на всей планете». С годами потеряно здоровье, ушли многие близкие из тех, кто был в её окружении, далеко в Норвегии с семьёй живёт сын, Николя, пишут, что она в разводе со своим четвёртым и последним мужем, Бернаром д'Ормалем. По-настоящему, жизнь Бардо скрашивают многочисленные животные, находящиеся на территории её владений. Кроме того, поддержанию настроения, как и прежде, способствует музыка. В доме она звучит постоянно, приёмник не выключатся. Она слушает «Радио Классика», ей по душе произведения Баха, Вивальди, Гайдна, Моцарта, а из исполнительниц Брижит предпочитает Марию Каллас. Она любит природу, деревья. «В дни отчаяния она прибегает к собственному средству. Брижит обволакивает ствол, прижимается лбом или виском к коре. Внутренняя жизнь дерева проникает в неё, наполняя силой. Брижит черпает её в самом сердце природы»**.
Виталий Ронин
* Брижит Бардо была знакома с Шарлем де Голлем, питала к нему симпатию как к политику. Её связывали более чем дружеские отношения с Валери Жискар д’Эстеном. Ряд проблем, связанных с защитой животных, она решала не только с ним, но и с Франсуа Миттераном. Контактируя с высокопоставленными лицами Французской республики, она оставалась вне политики. Сохранить нейтралитет в политике ей удалось и после того, как она стала женой Бернара д’Ормаля. Бардо решительно отвергала обвинения в том, что она превратилась в приверженку правоэкстремистских взглядов партии, которую возглавлял Ле Пен. От принципа невмешательства в политику Брижит отошла, по-видимому, лишь однажды, когда выдвинула свою кандидатуру в президенты Франции.
**Мари-Доминик Лельевр – «Брижит Бардо. Непредвзято», стр.271