КАК ХОРОШО БЫТЬ РАМАТКАЛЕМ
Четырехлетняя каденция Бени Ганца на посту начальника генштаба завершается в феврале 2015 года, и уже в ближайшие недели правительство Израиля, по рекомендации министра обороны, должно будет утвердить его преемника. Иными словами, «предвыборная гонка» началась, хотя интервьюировать кандидатов Моше Яалон намерен только после праздников.
Четкие критерии выбора главного кандидата законом не предусмотрены. Имеются лишь расплывчатые определения. Однако ключевая роль здесь принадлежит именно министру обороны. Ну и, наконец, в свете «кампании» 2010 года, когда уже фактически назначенный Йоав Галант в итоге начальником генштаба не стал из-за проблем этического характера, для основных претендентов самое главное сейчас – оказаться в этом отношении безупречными.
На данный момент можно говорить о пяти претендентах. Начнем с самого неожиданного. Это не кто иной как бывший командующий Южным округом и без минуты начальник генштаба Йоав Галант (на фото). Об этом он сам объявил в эфире Второго канала израильского телевидения, сказав, что если правительство примет соответствующее решение, он от предложения не откажется. Кроме этого заявления, ходят слухи и о наличии определенного лобби в пользу Галанта, а также о том, что сам глава правительства не прочь видеть его начальником генштаба.
Даже если это так, на пути подобного назначения имеются очень серьезные препятствия. Четыре года назад уже утвержденная кандидатура Галанта была снята после того, как юридический советник правительства разъяснил Эхуду Бараку и Биньямину Нетаниягу, что если назначение Галанта будет опротестовано в БАГАЦе, ему будет крайне сложно противостоять истцам.
Проблемой, из-за которой Галант лишился ожидаемой высокой должности, стали ложные сведения, представленные им в декларации о земельном участке возле его дома в мошаве Амикам. Формально с тех пор ничего не изменилось, и это очень весомый довод против возможного назначения. Еще одним серьезным препятствием является сам министр обороны. Согласно различным источникам, мало того, что Яалон до сих пор не видел Галанта в числе претендентов, отношения между ними весьма прохладные. Во время противостояния тогда еще начальника генштаба Моше Яалона и премьер-министра Ариэля Шарона, в преддверии реализации «плана размежевания», Галант являлся военным секретарем главы правительства. Фактически он был членом так называемого «форума фермы» Шарона, т.е. ближайшего окружения, принимавшего решения по всему спектру самых актуальных для страны вопросов. Именно благодаря Шарону и его знаменитому «форуму», в котором ключевую роль играли сыновья премьера и адвокат Дов Вайсглас, каденция Яалона в качестве начальника генштаба не была продлена, и он подал в отставку.
Даже если Нетаниягу относится положительно к назначению Галанта, а веских доказательств этому пока нет, трудно предположить, что премьер пойдет на столкновение с министром обороны, а главное – решится закрыть глаза на те же проблемы судебного и этического характера, которые за четыре года никуда не исчезли. Более того, опыт показывает, что в свои прошлые каденции Нетаниягу всегда соглашался с выбором министра обороны. Так было, когда Ицхак Мордехай решил назначить Шауля Мофаза; так было, когда Эхуд Барак рекомендовал вначале Галанта, а потом Бени Ганца.
Что касается самого министра обороны, то, согласно всем источникам, его безоговорочным фаворитом является нынешний заместитель начальника генштаба генерал-майор (алуф) Гади Айзенкот. Как относится к этому Нетаниягу, можно только гадать. Но именно его видит в качестве преемника и Бени Ганц, хотя позиция начальника генштаба носит здесь чисто совещательный характер. Среди всех претендентов (об остальных речь пойдет ниже) у Айзенкота, начавшего службу в пехотной бригаде «Голани», самый богатый послужной список. Кроме своей нынешней должности, он долгое время командовал Северным округом, а ранее, во время Второй Ливанской, возглавлял Оперативное управление генштаба (именно на этом управлении лежит немалая доля ответственности за оперативные проколы той войны). Однако, несмотря на это, карьерный рост Айзенкота не пострадал. Интересно, что в многочисленных книгах и публикациях, увидевших свет после Второй Ливанской, критики в его адрес со стороны военных комментаторов было удивительно мало. Да и сейчас многие журналисты ведущих СМИ, освещающие военную тематику, предпочитают видеть на посту начальника генштаба именно Айзенкота…
Единственным потенциальным препятствием на пути Гади Айзенкота является так называемое «дело Арпаза», которое в эти дни снова оказалось на слуху.
Близкий друг генерала, полковник запаса доктор Габи Сибони, передал (скорее всего, без ведома Айзенкота) журналисту Второго канала Амнону Абрамовичу состряпанную Боазом Арпазом фальшивку, получившую название «документ Галанта». Правда, перед назначением Айзенкота на должность заместителя начальника генштаба он был рассмотрен юридическим советником правительства, который, в отличие от случая с Галантом, отметил, что никаких препятствий нет. Однако, некоторая проблематичность имеется в показаниях Гади Айзенкота в полиции (в ходе начавшегося впоследствии расследования). В любом случае не приходится сомневаться, что даже на совершенно пустом месте противники Айзенкота попытаются оспорить его назначение в БАГАЦе…
Наиболее значительным оппонентом заместителя начальника генштаба является его предшественник на данной должности, еще один выходец из «Голани», Яир Наве. В январе 2013-го он закончил свою каденцию, и с тех пор, не подавая в отставку, находится в ожидании борьбы за пост номер один.
Интересно, что в мае 2013 года министр обороны объявил о намерении назначить Наве на пост… председателя концерна «Военная промышленность» (ТААС). Комиссия по назначениям в государственные компании предложение Яалона забраковала. Против Наве сыграло его намерение баллотироваться на пост начальника генштаба. Ситуацию, когда возможный будущий начальник генштаба возглавляет концерн, у которого ЦАХАЛ закупает огромное количество вооружений, комиссия сочла конфликтом интересов. Еще две генерал-майорских должности Наве занимал в качестве командующего Центральным округом и главы Службы тыла.
Яир Наве человек религиозный. В свое время он подвергся жесткой критике поселенцев, относящихся к национально-религиозному лагерю, за то, что в качестве командующего Центральным округом, в рамках «размежевания», осуществил эвакуацию еврейских поселений северной Самарии. Еще одна любопытная деталь: в 2007 году Наве уволился и три года провел вне рядов ЦАХАЛа. Среди прочего, Яир Наве был директором компании «Ситипас», строившей иерусалимский трамвай. В ноябре 2010 года, по приглашению Эхуда Барака, он вернулся в армию на должность заместителя начальника генштаба, где сменил Бени Ганца, уверенного, что отправляется на гражданку, и не подозревающего о своем скором триумфальном возвращении.
В феврале 2011-го, когда запланированное вступление в должность Йоава Галанта было отменено, премьер и министр обороны решили назначить Яира Наве временным начальником генштаба сроком на два месяца. Однако в итоге от этого было решено отказаться, и из предотставочного отпуска был в срочном порядке вызван Бени Ганц…
Шансы Наве на победу невелики. Скорее всего, он является своего рода «претендентом для виду», т.е. для демонстрации демократического выбора кандидатов.
Ну и, наконец, претенденты под номерами четыре и пять. Их кандидатуры вообще почти «теоретические». Это командующий Северным округом Яир Голан и глава АМАНа Авив Кохави. Оба представляют молодое поколение генералов и являются своего рода «восходящими звездами». Против обоих говорит относительно короткий послужной список. Во-первых, ни тот ни другой не были заместителями начальника генштаба, что для претендента весьма желательно. Во-вторых, и по другим должностям у них имеются пробелы. Командующий Службой тыла и Северным округом Голан не возглавлял ни одно из Управлений Генштаба. А для главы АМАНа это вообще первая генерал-майорская должность.
С другой стороны, если вспомнить несостоявшееся назначение Галанта, командующему Южным округом помешали проблемы совсем иного рода. Как бы там ни было, среди обоих представителей молодого поколения акции Голана котируются выше. Согласно прогнозам (штука очень ненадежная), Кохави и Голан станут реальными участниками уже следующей «гонки», когда будет подыскиваться замена тому, кто в феврале займет место Бени Ганца.
Пока же, в преддверии основных событий, форум генштаба снова на неопределенное время стал чисто мужским клубом. Единственная представительница прекрасного пола, Орна Барбивай, закончила свою каденцию на посту главы Управления кадрами. 8 сентября ее место, одновременно с произведением в чин генерал-майора, занял бывший начальник штаба ВВС Хагай Тополянски.
Давид Шарп, «Новости недели» – «Континент»