ДЕМОНСТРАТИВНАЯ РОСКОШЬ
Журнал «Семь Дней ТВ-программа», главным редактором которого является с некоторых пор Екатерина Рождественская, дочь известного советского поэта, практически в каждом номере рассказывает о съемках и премьерах телесериалов и кинофильмов. В большей степени – отечественных, и знаковых – зарубежных.
И теперь практически в каждом номере еженедельника публикуется статья, в которой рассказывается подробно, с многочисленными фото о квартире или доме селебрити. Или тех, кого причисляют к их кругу по российским меркам.
О квартирах «звезд» кино, телевидения и эстрады (театральные артисты получают гонорары скромнее своих коллег, если не снимаются в телепроектах или не ведут их) рассказывается в небольших сюжетах о жизни звезд, их родственников и детей.
О том же, как и о домах, в которых в гламурных по-российски условиях проживают нынешние популярные люди отечественного шоу- и телебизнеса, говорится и наглядно показывается в интервью с ними.
Так было, например, в материале про Анфису Чехову и ее жизнь с мужем и ребенком в новой квартире (она сделала себе имя на выходивших несколько лет постоянно передачах эротического содержания). И в материале про певицу Жасмин.
Но чаще и пространнее в журнале, рассчитанном на самого широкого читателя (тираж почти миллион экз.) домам и квартирам представителей как бы светской тусовки пишут специально о том, как живут люди, чья жизнь у многих на слуху и всегда на виду.
Собственно говоря, тон здесь задает телевидение. Например, показом домов модельера Зайцева и Аллы Пугачевой.
Тут не может быть никаких сомнений – талантливые люди своим трудом заработали себе возможность обустроить свое подмосковное жилье так, как посчитали нужным.
А вот замок (именно замок по проекту) Максима Галкина не то, что вызывает зависть, а кажется не совсем уместным в месте под названием Грязь, стоящим в окружении деревенских домов, скорее всего, не отличающихся ни разнообразием ни богатством.
Как и специальная комната с ванной для песика певицы в жанре шансон Любови Успенской (она пела здесь, потом в Штатах, а теперь опять здесь во славу пластическим хирургам). Или как квартира, которую телеведущий Юрий Николаев со своей женой оформлял в нужном стиле три года, проживая все время, пока элитную жилплощадь доводили до ума, у друзей.
Но больше всего меня поразило простодушие журнала и героини очередного материала на жилищную тему, когда речь шла о квартире питерской актрисы Анастасии Мельниковой.
Надо сказать, что и внешне и по ролям дочь известного ученого не представляет чего-то неординарного. Она прославилась в многочисленных сезонах сериалов про милиционеров, выступая там только для того, чтобы как-то смягчить жесткие будни правоохранителей присутствием дамы в погонах.
Так вот, из статьи про ее квартиру читатели журнала узнали, что еще десять лет назад Анастасия Мельникова благодаря размену стала хозяйкой бывшей коммунальной квартиры. И стала ее украшать. И она 8 лет мечтала приобрести в свое гнездышко чуть ли ни в центре города большие диваны в викторианском стиле (!). Такая вот была у нее прихоть. Наконец, диваны заняли в просторном зале ее квартиры нужное место и места теледивы осуществилась, о чем радостно и доказательно (фото) сообщает журнал «Семь Дней ТВ-программа».
Тут хотелось бы к слову сделать два замечания.
То, что кто-то ищет то, что ему по душе, не вызывает ни удивления, ни зависти, если у него есть возможность найти необходимое. И потому, когда прекрасная актриса кино и ТВ Ольга Будина, занимающаяся негромко, но действенно и благотворительностью, рассказывает, как искала для своей квартиры итальянскую плитку особого образца – это нормально. Потому, что много и хорошо работает, одна воспитывает сына, а, значит, хочет создать там, где живет, красивую обстановку и нужную атмосферу.
Когда пишут там же, что Михаил Ефремов в Юрмале построил второй маленький домик, чтобы жить в нем в одиночестве, отдыхая от многочисленных съемок и это нормально.
Но вот, когда певица Анита Цой, в общем, достаточно профессиональная певица, а, к тому же, жена Сергея Цоя, бывшего руководителя пресс-службы Мэрии Москвы при Юрии Лужкове, планирует на своем участке построить пятый дом, чтобы у каждого члена ее семьи имелись условия для изолированного от других проживания, вот и такое представляется неким перебором. Не потому, что завидно, а потому с отечественными селебрити не совсем ясно, на что они живут и за что получают многотысячные и миллионные гонорары, если сравнивать их с теми, кто делает то же самое на Западе, в Европе и в Америке.
Если вспомнить про квартиру Анастасии Мельниковой, то она напоминает одну из сцен давнего спектакля Театра Сатиры – «Маленькие комедии большого дома», написанного Гориным и Аркановым.
Там герой Андрея Миронова буквально пробирался по квартире, которая была плотно уставлена дорогой мебелью, так что напоминала лабиринт. В годы дефицита в СССР, в том числе и мебельного, кому-то мытарства персонажа названной сценки по собственному жилью могли показаться смешными. Тогда, когда мебель получали по записи и по талонам, буржуазностью, вернее, мещанством считался фетишизм вещного рода, страсти о том, какую мебель купить. Наверное, для советской идеологии в пропаганде культуры – чтения, понимания искусства – были свои резоны. Не потому только, что нельзя было достать(!) даже с помощью связей чего-то сразу из разнообразного дефицита, а потому, кажется, что вещизм, роскошь в быту показывалась в качестве пережитка прошлого, особенностью западного образа жизни, как раз поэтому чуждого советскому человеку.
А теперь получилось ни то, ни се: десятки или сотни тысяч россиян живут по европейским стандартам красивой жизни, а миллионы почти так, как во времена СССР.
О чем говорить, если в Москве до сих пор не расселены пятиэтажки («хрущебы», как их называют иронично в память о специфическом партийном деятеле послесталинской советской истории), если в столице есть ветхие частные дома, есть общежития предприятий, в которых условия проживания почти не изменились со второй половины прошлого века, в лучшем случае.
Речь не о том, что новые богатые люди из творческой интеллигенции обязаны исключительно и безальтернативно заниматься сплошь и рядом благотворительностью, как это представляется нормой в США, например, при сравнении их артистов кино с теми, кто здесь снимается в кино и для ТВ.
Благотворительность – сугубо личное и частное дело. Заставлять быть добрым – не совсем правильно. И пуританская мораль, на основе которой зиждется этика богатых людей в Штатах, проросла не сразу. Хотя воспринимается действенной повсеместно.
В России наличие богатства еще не связано с желанием помочь тому, кто живет хуже и проще.
Но оно обозначено в потребности показать его, богатство, то есть, в том, что и есть нынешнее мещанство. Называемое то гламуром, то тусовкой, то светскостью в ее своеобразном выражении.
А что касаемо до квартиры Анастасии Мельниковой, то она, квартира, безвкусна. В ней, в ее декоре, есть продуманность, но нет живости, нет атмосферы дома, потому что похожа она не на место, где люди живут, получая удовольствие и от интерьера своего жилья, в том числе, а на салон «Мебель».
И рассматривать, даже мельком опубликованные в журнале «Семь Дней ТВ-программа» фотографии недвижимости местных селебрити – смешно и грустно по одной и той же причине. Нередко, перед нами недешевые, но явные понты, как говорят ныне в России про то, что куплено или сделано не потому, что являлось необходимым. А только для того, чтобы покрасоваться и уесть гонор других из своего круга.
Нечто суетное, пошлое, мелкое и бесполезное, поскольку всегда найдется, кто и побогаче, и покруче. А потому и одевается лучше, и жилье имеет дороже по всем параметрам, и считает себя хозяином жизни.
Нескромно подобное выпячивание собственного богатства, неправильно и неприлично.
Но объяснять селебрити отечественным такое бесполезно, доказывать – тоже. Жалеть, опять же, не хочется, а воспринимать как данность можно, но скучно и странно.
Не потому, что другие добились большего, а из-за того, что приоритеты у них поверхностные и банальные. Как бы ни были эффектны мебель, наряды и украшения.
И слава богу, что люди могут на них заработать. Однако, не стоит всем этим так навязчиво и упрямо хвалиться. Просто из уважения к себе и другим.
Не говоря о том, что перечисленные игрушки для взрослых остаются таковыми, если будут только для обозначения своего финансового превосходства, а не для ощущения счастливой и обеспеченной жизни.
Но кто из владельцев роскоши в большинстве своем захочет рассуждать на такие темы, чувствуя, что имеющееся может быть и не на слишком долгое время.
Именно поэтому попытки заявить о себе, демонстрируя роскошь любого рода смотрятся со стороны плачевными усилиями выглядят значительнее, чем есть на самом деле.
И не вызывают ни воодушевления, ни желания копировать эти великовозрастные экзерсисы в сторону благополучия.
Остается просто информация. И не более того. Ровно на то время, что читается материал о квартирах и дамах, обустроенных селебрити. Если вообще такие тексты читаются, а не просматриваются между прочим умным и критично мыслящим читателем. А они есть, что радует. И обнадеживает, хоть и с переменным успехом.
Илья Абель