СТОИТ ЛИ БОЯТЬСЯ РЕСПУБЛИКАНЦЕВ
После победы на промежуточных выборах в семи штатах США Республиканская партия добилась большинства не только в Палате представителей Конгресса, но и в Сенате. Теперь республиканцы в течение ближайших двух лет будут контролировать обе палаты американского парламента — такого успеха они не добивались уже восемь лет. Известно, что для американского избирателя на первом месте всегда была внутренняя политика, однако на этот раз демократы потерпели поражение на фоне сообщений о росте американской экономики и сокращения бюджетного дефицита на 2,8% ВВП.
Эти успехи не помогли ни их кандидатам в сенаторы от демократической партии, ни состоящему в ней президенту — рейтинг Барака Обамы накануне этих выборов оказался рекордно низким. Согласно опросу, телеканала ABCNews и WashingtonPost, его деятельность поддерживают лишь 44% респондентов. Этот парадокс объясняется тем, что американцы теперь недовольны внешней политикой Белого Дома. FinancialTimes, на которую ссылаются «Ведомости», сообщает, что американские избиратели не одобряют неуверенную реакцию своего правительства на ситуации с распространением лихорадки Эбола, действиями боевиков Исламского государства и его весьма сдержанной реакцией на кризис вокруг Украины.
По мнению FT, все это заставляет американского избирателя ощущать свою уязвимость в опасном мире. Российские эксперты, которых опросил «Росбалт», разошлись во мнениях насчет того, как республиканское большинство в Конгрессе повлияет на действия США на международной арене, но едины в оценке, что резкой эскалации напряженности в мире не произойдет. Политолог Андрей Окара однозначного изменения вектора внешней политики Вашингтона не ожидает. «С одной стороны, республиканцы всегда были сторонниками жесткой внешней политики, а с другой, на данный момент, они, скорее, сторонники меньшего вмешательства в международные дела и отхода от идеи, согласно которой Америка — это единственная сверхдержава», — считает он. Что касается отношения к ситуации на постсоветском пространстве, то, несмотря на заявления о необходимости занять жесткую позицию в переговорах с Россией в отношении конфликта на территории Украины, которые могут прозвучать от республиканцев в адрес администрации Обамы, «вряд ли Америка пойдет на то, чтобы дать Украине какое-то новое оружие», — полагает эксперт.
Член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко также считает, что контроль республиканцев над обеими палатами Конгресса вряд ли кардинально изменит внешнюю политику Вашингтона. Правда, по той причине, что она, по его мнению, и так уже весьма жесткая. Малашенко полагает, что во внешней политике Соединенных Штатов в ближайшие два года «ничего не изменится, может быть поменяются какие-то детали, но общий тренд останется тот же, что и сейчас». «Американцы и сегодня ведут себя жестко и будут вести себя так и дальше», — уверен он. Политолог считает, что получение республиканцами контрольного пакета в обеих палатах скорее больше повлияет на политику России, чем США. «У нас это будет воспринято «на ура», поскольку станет ясно, что теперь против нас и демократы, и республиканцы», — говорит Малашенко, полагая, что этот факт еще больше консолидирует российскую элиту. Вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин, напротив, отметил, что успех республиканцев приведет к тому, что внешняя политика Вашингтона претерпит достаточно серьезные изменения. Он напомнил, что хотя ею обычно занимается администрация, «Конгресс выделяет на это средства». Макаркин считает, что на изменение внешней политики Америки это повлияет и по той причине, что «республиканцы — унификатор недовольства демократами, как во внутренней политике, так и во внешней». Кроме того, напоминает эксперт, сегодня «задача Барака Обамы — обеспечить победу своего преемника — демократа. Будучи «хромой уткой», он руководствуется уже больше партийными интересами, а для этого американским избирателям надо показать, что демократы способны обеспечивать безопасность», — говорит эксперт. Макаркин полагает, что «республиканцы теперь будут давить на администрацию Обамы на предмет расширения военных связей с Украиной и поставок ей оружия».
«Демократы сейчас на это не идут, опасаясь углубления конфликта с Россией и эскалации противостояния с нею. Они хотели бы ограничиться экономическими санкциями, но сейчас, вероятно, им придется пойти навстречу Конгрессу», — отмечает политолог. Однако все это, считает эксперт, вряд ли заставит конгрессменов голосовать за то, чтобы американские солдаты вступили в боевые действия в наземной операции на востоке Украины или, например, в Ираке. Штаты и при республиканцах вряд ли перейдут эту «красную черту», которой, по мнению Макаркина, для них является сухопутная операция на Украине или на Ближнем Востоке против «Исламского государства». Эксперт считает, что даже при нынешнем республиканском большинстве, США готовы лишь к тому, чтобы интенсифицировать воздушные удары по силам ИГ, оказывать дальнейшую помощь светской сирийской оппозиции. Но наземная операция на Ближнем Востоке, это неприемлемый шаг для американского общества, в котором и прошлая война в Ираке была не популярна.
В связи с этим, уверен политолог, возвращаться туда США не намерены, и «республиканцы вряд ли будут на этом настаивать». Ввод же американских войск на территорию Украины был бы равнозначен началу Третьей мировой войны и потому в Америке «никто не предполагает таких альтернатив, речь идет лишь о военной поддержке Киева», — говорит Макаркин.
Александр Желенин
rosbalt.ru