ДО ПОСЛЕДНЕЙ КАПЛИ

ДО ПОСЛЕДНЕЙ КАПЛИ

Молодые израильтянки Таль Гранит и Шарон Маймон сняли картину под названием «Мита това» – «Хорошая смерть». Английская версия – TheFarewellParty, «Прощальная вечеринка». Фильм получил приз на кинофестивале в Венеции, четыре премии «Офир», актер Зеэв Ревах был награжден за лучшее исполнение в нем главной роли. «Хорошая смерть» вышла на широкий экран страны. Я посмотрела этот фильм на дневном сеансе при почти полном аншлаге. В зал пришли немолодые люди, пары, дружеские компании, очень трогательные, почт прозрачные дамы и господа, ведомые нянями… Тишина во время сеанса была особенной: будто время, всесильные законы бытия и сердца зрителей бились эти два часа в унисон.

…Оператор Туби Охштейн бережно и светло снимает на свою камеру драматичное течение жизни. Жизни, в которой явно присутствует трагедия. Жизни, которую на каком-то этапе принято называть обидным словом «старость». В которой меньше задора, больше печали и властвует горечь грядущей разлуки. Камера показывает комнаты красивого хостеля в Иерусалиме, зеленые кусты, большие окна, больничные палаты, залитые дождем дороги. Но особенно чутко и интересно оператор Охштейн снимает лица. Подмечает малейшее изменение, тень улыбки, скрытую боль, иронию. Красоту этих старых лиц. Все главные герои фильма давно простились с молодостью. Любовь и дружба помогают им жить, выживать, а юмор украшает их путь среди бед и недугов.

Слова «эвтаназия» в картине нет. Но именно этот акт и есть основа сюжета. Талантливый мастер Йехезкиэль (его играет Зеэв Ревах) создал прибор, чтобы помочь тяжело больным друзьям уйти из жизни достойно, без мучений и связанных с неизлечимыми болезнями унижений. Создатели фильма ничего не проповедуют, никого не агитируют – они просто ведут свой рассказ. С улыбкой, потому что, если не улыбаться, не пытаться смотреть на жизнь с юмором, можно сойти с ума… Прощальные речи записываются на пленку. Старики уходят с просветленными лицами.

Слухи о приборе ползут, распространяются, к его изобретателю идут просители. «Ты убийца!» – укоряет мастера жена, не одобряющая его опыты. А потом, подхваченная черной пеленой Альцгеймера, сама попросит его о помощи. Дети и внуки главных героев показаны очень жизненно. Они тут. Любят, заботятся в меру сил. Тревога в глазах. Но все равно их мамы и папы одиноки. В болезнях и смерти – одиноки. Другого нет. Не дано. И тут есть, над чем задуматься. Снова. В который раз.

Смешные эпизоды в картине перемежаются с грустными. Гомосексуальная любовь (дань времени), уморительные эпизоды с полицейским, беседа с ветеринаром, усыпившим за свою трудовую жизнь много животных. А вот, утешая больную раком старушку, главный герой назвался Богом, сказал, что у него пока нет места в раю и передал ей привет от мужа. «От мужа?! Я никогда не была замужем!» – вскричала бедная Зельда. Зал засмеялся, а сконфуженный «Бог» повесил трубку…

Австриец Михаэль Ханеке, сняв свою «Любовь», открыл кинематографу тему старости и смерти в новом художественном ракурсе. Показал, насколько она неисчерпаема и многозначна. Насколько важна. Как она проверяет все силы и возможности человека.

«Прощальная вечеринка» повела эту линию дальше. Она о любви и ответственности за любимых. О страшной муке принимать решения. О дружбе. Об одиночестве. О жизни – и эта тема здесь самая главная. Актерский ансамбль: Левана Финкельштейн, Ализа Розен, Илан Дар, Идит Таперсон и другие – сделали эту историю трогательной и мужественной. Спорного в ней тоже много. И не надо ее воспринимать как некий уже апробированный вариант развития сложных ситуаций. Это скорее анекдот, чем система советов.

Таль Гранит и Шарон Маймон сняли острый, эксцентричный фильм. Фильм о нас. Вчерашних и завтрашних. С ним можно не соглашаться. Его вполне есть за что критиковать. Но в нем есть огромное почтение к чуду земного бытия, к непостижимости, бездонности души, страстный призыв к людям жить, пока живы. До последнего мгновения. До последней капли.

Непременно посмотрите «Прощальную вечеринку». Ощущение истинного открытия надолго останется с вами.


«Новости недели»