ШАС В ПРОФИЛЬ И АНФАС

ШАС В ПРОФИЛЬ И АНФАС

Выход Эли Ишая из партии ШАС и объявление им о создании нового политического движения стал одновременно и предсказуемым, и неожиданным шагом.


Предсказуемым – поскольку всем было известно о его крайне напряженных отношениях с Арье Дери. К тому же подобные уходы с громким хлопаньем дверьми случались в ШАС и прежде. Именно так в свое время покинули партию сначала депутат Давид Таль, а затем и Хаим Амсалем – единственный член фракции, имевший официальное звание раввина. Но если учесть, что Ишай на протяжении многих лет руководил (и довольно успешно) этой партией, то речь все же идет о неожиданном и чрезвычайном событии.

На фоне происходящего еще более странным выглядит поведение Адины Бар-Шалом – дочери покойного духовного лидера партии ШАС рава Овадьи Йосефа. Лауреат госпремии страны, одна из создательниц системы высшего образования для девушек из ультраортодоксальной среды, считающаяся «душеприказчицей» своего великого отца, она одно время открыто заявляла о необходимости ввести в предвыборный список ШАС женщин, резко критиковала нынешнего лидера партии Арье Дери, а также упрекала в коррумпированности его супругу Яфу. И вдруг Адина Бар-Шалом смиряется с решением Совета мудрецов Торы о том, что женщины (то есть ее самой) в составе будущей фракции ШАС не будет, объявляет о формировании нового органа – Совет женщин ШАС и, главное, заявляет о своей поддержке Арье Дери как лидера партии…

Разобраться в том, что сегодня происходит в ШАС, непросто. Еще сложнее сказать, как развернутся события внутри и вокруг партии в будущем, но одно несомненно: многие на «русской» улице уверены, что ШАС представляет интересы сефардов-ультраортодоксов и голосуют за нее в массе именно ультраортодоксы. Мягко говоря, это не совсем так. То есть совсем не так. И чтобы понять, в чем заключаются сила и слабость этой партии, стоит заглянуть в ее историю.

Датой рождения ШАС считается 1982 год, когда группа молодых аврехов (женатых ешиботников) создала «Объединение сефардов, соблюдающих Тору» для участия в муниципальных выборах в Иерусалиме. Тогда же они создали при списке Совет мудрецов во главе с равом Овадьей Йосефом. Но самое примечательное – уже на этом этапе активисты нового движения обратились не только к сефардам-ультраортодоксам, но и ко всей общине выходцев из «восточных стран» (хотя те же Марокко, Тунис и Алжир географически значительно западнее Варшавы, Вильнюса, Москвы и Киева). В результате на муниципальных выборах 1983 года новый список получил 3 мандата в горсовете Иерусалима, и это был безусловный успех.

Тогда прежний лидер литовского направления в иудаизме рав Элиэзер Шах предложил объединению баллотироваться в кнессет – оно могло привлечь голоса как светских, так и религиозных сефардов, до того голосовавших за другие партии, и таким образом создать в кнессете сильный блок религиозных фракций. Новая партия получила название ШАС. Рав Шах, кстати, оставался членом Совета мудрецов Торы партии ШАС вплоть до 1990 года, а его расчет оказался верным: в 1984 году ШАС получила 4 мандата, что стало самым большим сюрпризом парламентских выборов. Возглавил партию рав Ицхак Перец, которого множество репатриантов, приехавших в начале 1990-х, запомнили в качестве министра абсорбции. Как только не проклинали рава Переца за то, что он выпускает книги по иудаизму и еврейской истории и создает просветительские курсы, вместо того чтобы выдавать новоприбывшим наличные деньги. Но именно благодаря этим книгам многие «олим хадашим», до того понятия не имевшие о своих национальных корнях, открыли для себя мир еврейской истории, религии и культуры, и это несомненно помогло им в интеграции в израильское общество.

Уже на том этапе стало ясно, что ШАС, в отличие от ашкеназских религиозных партий, позиционирует себя как религиозная социал-демократическая партия. В том смысле, что, с одной стороны, она отстаивает религиозные ценности, а с другой – борется за улучшение жизни социально слабых слоев населения. Таким образом, она обращалась сразу к трем группам избирателей. Первую, безусловно, составляли учащиеся сефардских иешив, ничем не отличающиеся по образу жизни от ультраортодоксов-ашкеназов, но не принимающие диктата и засилья ультраортодоксального же ашкеназского истеблишмента. Вторую – и гораздо большую – составляли сотни тысяч сефардских евреев, которые вели религиозный образ жизни, но это не мешало и не мешает им служить в армии, работать, достойно содержать семью и не чувствовать непреодолимого барьера между собой и светским населением.

Наконец, третью – тоже очень значительную – часть составляли внешне вполне светские сефарды. У этой группы населения нет проблем с тем, чтобы в субботу поехать на футбол или в ночной клуб, но при этом они считают, что сохранение определенной верности еврейской традиции – это залог и прочности семьи, и нравственного здоровья будущего поколения, и сама основа существования нации. Гражданский брак и свинина на тарелке – не для них, а так как в иудаизме они, как правило, смыслят мало, то их раввины и духовные лидеры в этом предмете непререкаемые авторитеты. Но поскольку большинство из них придерживаются правых политических взглядов, то почти на каждых выборах они колеблются между ШАС и «Ликудом».

ШАС, вне сомнения, изначально была секторальной партией, создавшей свою систему образования «Мааян», свою империю наблюдения за кашрутом, находящуюся в личном ведении семьи рава Овадьи. Партия отстаивала интересы своей общины – добиваясь, например, повышения пособий на детей или не разрешая отменять госконтроль за ценами на продукты первой необходимости. Нетрудно заметить, что от защиты этих якобы секторальных интересов сефардской общины в итоге выигрывали все представители слабых слоев населения – многодетные семьи, матери-одиночки, пенсионеры…

В итоге именно то, что ШАС боролась за интересы своей общины (порой весьма эффективно) и поднимала ее статус, привело выходцев из СССР-СНГ к идее создания своей секторальной, «русской», партии.

Но тогда, в 1990 году, до этого было еще далеко. Это был год, когда набиравший силу внутри партии молодой и талантливый Арье Дери вынудил рава Переца (как спустя 24 года и Эли Ишая) уйти в отставку, после чего вывел ШАС из блока религиозных партий и создал самостоятельную фракцию, чтобы добиваться новых финансовых вливаний в иешивы и различные институты ШАС.

В 1992 году партия оказалась перед непростой дилеммой: поддержать ли левое правительство Ицхака Рабина и так называемый «мирный процесс». В итоге не без влияния Арье Дери рав Овадья Йосеф произнес сакраментальную фразу о том, что жизнь евреев обладает большей ценностью, чем Земля Израиля, и ШАС во главе с Дери, получившая на выборах 6 мандатов, вошла в правительство Рабина. Правда, когда в сентябре 1993 года стало ясно, что уступки Арафату еврейских жизней не спасают, партия вышла из состава коалиции вскоре после подписания Норвежских соглашений.

Эти политические зигзаги, вне сомнения, совпадали с метаниями духовного лидера ШАС Овадьи Йосефа, отражением которых и стало тогда еще не очень явное возникновение в ШАС двух лагерей: «левого», готового ради интересов общины и защиты ее малообеспеченных слоев присоединиться к любой коалиции, и «правого», своего рода «ультраортодоксального сионизма». Во главе первого лагеря стоял Арье Дери, во главе второго – Эли Ишай.

Выборы 1996 года принесли партии 10 мандатов, к тому времени коррупционный скандал вокруг Арье Дери разгорелся вовсю. В 1999 году он уже был под судом, но решил использовать этот факт для того, чтобы под лозунгом «Наших бьют!» сплотить вокруг партии сефардскую общину. Результат этого трюка превзошел все ожидания: ШАС получила 17 мандатов. В первую очередь, разумеется, за счет «Ликуда». Уже тогда было понятно, что больше ШАС повторить этот успех не сможет, так как ее реальный электоральный потенциал не превышает 13 мандатов.

После того как Арье Дери отправился в тюрьму, Совет мудрецов Торы назначил лидером партии Эли Ишая. Уступая в харизме Арье Дери, он тем не менее зарекомендовал себя энергичным и принципиальным политиком. 13 лет – с 1990-го по 2012 год – Ишай возглавлял ШАС. В трех предвыборных кампаниях этого периода ШАС набирала соответственно 11, 12 и 11 мандатов – совсем неплохой результат. В качестве министра в правительстве Ольмерта и Нетаниягу Ишай остановил скрытую инфляцию и добился снижения и замораживания резко подскочивших цен на хлеб; начал разрабатывать программу по борьбе с нелегальной эмиграцией из Африки, которой затем воспользовался его преемник на посту главы МВД Гидеон Саар; именно Ишай первым из министров занялся защитой прав работников, трудоустроенных через посреднические конторы. В это же время министр связи Ариэль Атиас детально разработал и почти довел до утверждения реформу мобильной системы связи, которую затем завершил Моше Кахлон. Таким образом, и сам Эли Ишай, и партия под его руководством опять-таки немало сделали не только для общины, но и для всей страны. Наконец, стоит вспомнить, что в 2009 году именно Ишай привел к власти Нетаниягу, отказавшись войти в потенциальную коалицию Ципи Ливни.

Но все это время Эли Ишай втайне опасался возвращения «любимца публики» Арье Дери, понимая, что может настать день, когда ему открыто скажут: «Мавр сделал свое дело, мавр может уйти».

И в 2012 году это произошло. Дери объявил о своем возвращении в политику. Поначалу рав Овадья Йосеф и Совет мудрецов Торы решили, что вернуться в ШАС он, конечно, может, но не в качестве лидера партии. Тогда Дери стал говорить о возможном создании новой партии, а вот это уже не на шутку напугало шасовских мудрецов. К тому же многие из них вспомнили о полученных в 1999 году 17 мандатах и решили, что во главе с Дери партия повторит этот успех.

В результате рав Овадья Йосеф объявил о создании триумвирата, назначив равноправными лидерами партии Арье Дери, Эли Ишая и Ариэля Атиаса. Противоестественность такой ситуации была очевидной.

Вскоре опытный и не ведающий сантиментов Арье Дери начал «выжимать» приближенных Ишая и Атиаса из всех связанных с партией структур и институтов, а затем, став главой фракции, попросту прекратил общение с Эли Ишаем.

Страсти внутри партии накалялись, и этот накал усилился после смерти марана Овадьи Йосефа 7 октября 2013 года. В своем завещании рав Йосеф, во-первых, указал, что следует любой ценой сохранить единство партии ШАС как защитника еврейских ценностей и сефардской общины, а во-вторых, назвал в качестве лидера партии Арье Дери.

Последнее окончательно развязало Дери руки во внутренней борьбе с Эли Ишаем. Семья покойного марана (раввина и учителя) и прежде всего его дочь Адина Бар-Моше попытались остановить Дери, но что они могли сделать против столь опытного политического игрока?! Вдобавок Совет мудрецов во главе с равом Шломо Коэном явно ужесточил свою позицию по ряду вопросов. Так, он фактически похоронил идею ввести в предвыборный список ШАС одну-двух женщин, а затем запретил той же Адине Бар-Моше соглашаться на членство в Совете по высшему образованию. Более того, Совет выразил сомнение в необходимости высшего образования для женщин, поставив таким образом под угрозу дело всей жизни дочери Овадьи Йосефа.

В последние месяцы Ишаю стало ясно, что дальше оставаться в одной партии с Дери он не может, и у него возникла идея создания новой партии. Причем поначалу он собирался назвать ее «Маран» – чтобы подчеркнуть, что именно Эли Ишай следует заветам рава Йосефа, а не остающийся во главе ШАС Арье Дери.

По ходящим в кулуарах ШАС слухам, Адина Бар-Моше подумывала поддержать Эли Ишая (и даже войти в его список). Сделай она это – и исход выборов 2015 года для ШАС стал бы непредсказуемым. Но таким же непредсказуемым он был и остается и для новой партии Ишая.

В итоге, как известно, Адина Бар-Моше заявила, что не может нарушить последнюю волю отца о сохранении единства партии, и присоединилась к мнению Совета мудрецов, осудившего Эли Ишая и его намерение назвать партию «Маран». По мнению входящих в руководство партии ШАС, согласившись на роль главы женсовета партии, Бар-Моше решила, что таким образом сможет внести в партию перемены. Впрочем, не успела Бар-Моше вступить в должность главы женсовета, как на этот пост стала претендовать супруга Арье Дери Яфа. Это означает, что даже дочь покойного рава Йосефа может стать сбитой фигурой на политической шахматной доске партии.

Но что показательно: Эли Ишай также в итоге прислушался к Совету мудрецов и заменил название партии сначала на «Яхад» («Вместе»), затем на «Ам итану» («Народ с нами»), но окончательное ее название мы узнаем только после регистрации. Что дальше будет происходить на этом участке предвыборного фронта, пока непонятно. Не исключено, что в самый последний момент Ишай объявит о создании блока с ШАС, и этот трюк с расколом и последующим объединением (но не слиянием) сможет помочь партии вновь достичь электорального максимума. Но возможны и другие варианты…


Петр Люкимсон, «Новости недели»