ПУТИН И 2015 ГОД: ВРЕМЯ ДЛЯ МВФ В РОССИИ
Последнее, чего хочет испытывающий политические трудности Владимир Путин, это услышать, что Россия теперь дошла до того, что она отчаянно нуждается в программе экономической корректировки при поддержке МВФ. Без такой программы трудно представить, как Россия сможет восстановить внутреннее и международное доверие к ее управлению экономикой. Без МВФ также трудно представить, как Россия сможет избежать введения вредного для экономики контроля за движением капитала.
Невозможно отрицать, что российское руководство было полностью захвачено врасплох обвалом международных цен на нефть со 110 долларов за баррель в середине лета до 50 долларов за баррель в настоящее время. Слишком вероятно, что это все окажется очень разорительной ошибкой экономической политики, особенно с учетом того, что на энергоресурсы приходится две трети российского экспорта и около половины ее налоговых поступлений.
Значительное падение международных цен на нефть вызвало бы трудности для России и в нормальное время, но сегодня едва ли нормальное время для России, так как против нее вводятся эффективные финансовые санкции в контексте продолжающегося украинского кризиса. Эти санкции вызвали отток капитала из России на сумму более чем 100 миллиардов долларов с начала этого года. Они также серьезно ограничивают способность российских корпораций рефинансировать их крупные долги в американских долларах, по которым наступает срок уплаты.
Реагируя на растущий кризис платежного баланса, российское руководство, по-видимому, совершило все ошибки, какие только можно. Центральный банк действовал крайне медленно, чтобы использовать свои крупные международные резервы или политику процентных и учетных ставок, чтобы успокоить опасения рынка по поводу стабильности валюты. Усугубляя ситуацию, центральному банку удалось создать впечатление, что российское правительство полностью поддерживает долги в иностранной валюте российского корпоративного сектора на сумму более чем 600 миллиардов долларов.
Что еще хуже, действия центрального банка не были подкреплены какой-либо серьезной адаптацией к программе расходов правительства, несмотря на тот факт, что цена на нефть сейчас примерно на 50 процентов ниже уровня, принятого в бюджете правительства. Сходным образом не было никаких предложений реформировать скрытую взаимосвязь между правительством и корпоративным сектором, что серьезно подорвало доверие к управлению экономикой.
В то время как правительство было, как представляется, сбито с толку, российский рубль потерял почти половину своей стоимости с начала года. Россия не может себе этого позволить, учитывая то, что инфляция уже выше 9 процентов, а российскому народу слишком хорошо известны страдания, связанные с очень высокой инфляцией.
Общественность уже начинает накапливать продукты, прежде чем они подорожают, и люди спешат к своим банкоматам, пока ситуация терпима. По-видимому, это лишь вопрос времени, прежде чем они начнут массово изымать свои вклады из банков.
Опыт вполне показывает, что очень трудно восстановить экономическую уверенность, если она была утеряна. Страны, находящиеся в таких ужасных экономических условиях, как Россия, которым удалось это сделать, добились этого в рамках тщательно скоординированной программы экономической корректировки, одобренной таким внешним независимым агентством как МВФ.
Чтобы Владимир Путин мог успешно обратиться за помощью к МВФ, ему придется пойти на попятную в отношении его украинской авантюры, чтобы получить западную поддержку.
Так как это крайне маловероятно, то россиянам следует приготовиться к усложнению экономической ситуации в следующем году. Так как не только слишком вероятно, что Россия испытает глубокий экономический спад и двузначную инфляцию, но она также подвергнется воздействию контроля за движением капиталов, что еще больше деформирует и так уже крайне деформированную российскую экономику.
Десмонд Лэкман является постоянным научным сотрудником Американского института предпринимательства. Он являлся ранее заместителем директора отдела разработки и анализа политики Международного валютного фонда и главным экономистом-стратегом по развивающимся рынкам в Salomon Smith Barney.
Десмонд Лэкман
perevodika.ru