ЧЕРНОКОЖАЯ ПОЛИТИКА. КОЛЛЕКЦИЯ ФАКТОВ

Впервые в истории США реальные шансы стать президентом страны получил чернокожий американец — Барак Обама. Он выступает под флагом Демократической партии, которую большинство афроамериканцев традиционно поддерживает на протяжении последних пяти десятилетий.
Опрос телекомпании CBS и газеты New York Times показал, что большинство американцев лично готовы избрать президентом страны чернокожего. Однако сомневаются в том, что подобный выбор сделают другие избиратели. 90% опрошенных заявили, что готовы отдать свой голос за кандидата-афроамериканца. В то же время намного меньше — лишь 65% американцев — считают, что большинство их знакомых способны сделать аналогичный выбор. Еще меньше — 54% — уверены в том, что США «созрели» для того, чтобы получить чернокожего президента. Необходимо добавить, что в 2000 году в этом были убеждены лишь 37% респондентов.
Исследования социологической службы Gallup показывают, что, когда речь идет о расовой дискриминации, с которой человек может непосредственно сталкиваться там, где он живет, лишь около 10% респондентов свидетельствуют о том, что дискриминация очень сильна, и менее 25%, что она как-то проявляется. Однако, когда речь заходит о ситуации в целом по стране, доля американцев, считающих, что расовая дискриминация сильна или отчасти проявляется, вырастает до 25% и 50% соответственно. На протяжении 1990-х годов и первых шести лет 21-го столетия эти проценты оставались практически неизменными.
В 2003 году произошло внешне малозаметное, однако крайне важное для США событие — чернокожие американцы перестали быть крупнейшим меньшинством страны, этот титул получили «испаники» — выходцы из государств Латинской Америки, говорящие на испанском языке. Это привело к тектоническому сдвигу в американской политике — политические деятели стали уделять чернокожим заметно меньше внимания, переключившись на латиноамериканскую общину. По данным Бюро Переписи Населения США, в 2006 году в США проживали 40.2 млн. чернокожих жителей, что составляло 13.4% населения страны. Треть афроамериканцев моложе 18-ти лет. К 2050 году доля «черной Америки» увеличится до 14.6%.
В 2006 году в США проживало 2.4 млн. чернокожих ветеранов вооруженных сил. Таким образом, афроамериканцы дали США больше солдат, чем любая другая группа, принадлежащая к расовому, этническому или религиозному меньшинству.
81% афроамериканцев имеют, как минимум, законченное среднее образование. По данным Национального Центра Статистики Образования (National Center for Educational Statistics), среди белых американцев 36.2% имеют степень бакалавра и выше, среди черных — 18%, среди латиноамериканцев — 15.4%. Примерно у каждого 19-го афроамериканца есть ученая степень. Примерно 24% молодых чернокожих в 2002-2006 годы бросили школу и не получили среднего образования — среди белых таковых 16%.
26% чернокожих американцев трудоспособного возраста заняты на высокооплачиваемых наемных работах. В США насчитывается 44.9 тыс. чернокожих врачей, 80 тыс. преподавателей, 48.3 тыс. юристов и 52.4 тыс. топ-менеджеров.
На одного чернокожего, поступившего в высшее учебное заведение, приходится 100 афроамериканцев, приговоренных к тюремному заключению — по данным Бюро Судебной Статистики (Bureau of Justice Statistics). Примерно 9% совершеннолетних афроамериканцев ныне находятся в местах лишения свободы или под надзором правоохранительных органов.
В 2002 году в США действовали примерно 1.2 млн. компаний, которыми владели чернокожие собственники, что составляло около 5% всех фирм несельскохозяйственного сектора. Подавляющее большинство этих компаний относятся к малому бизнесу — лишь в 969 из них работают более 100 человек.
Чернокожие жители страны обладают наименьшим доходом. В материальном смысле в США более всего преуспевают выходцы из Азии — годовой доход их семей в 2006 году составил $64.2 тыс. За ними следуют белые американцы ($52.4 тыс.), выходцы из Латинской Америки ($37.8 тыс.) и чернокожие (менее $32 тыс.). Афроамериканцы зарабатывали больше, чем афроамериканки — $34.77 тыс. против $30,35 тыс. 24.3% чернокожих жителей США в 2006 году находились за чертой бедности (11% белых). Чернокожий американец в два раза чаще, чем белый, становится безработным и в три раза чаще имеет низкий уровень дохода.
По данным Национального Центра Статистики Здоровья (National Center for Health Statistics), афроамериканцы живут меньше, чем жители страны, принадлежащие к иным расовым группам. Так, к примеру, в 2006 году средняя продолжительность жизни американца составляла 75.2 года — чернокожего 69.5 лет, для женщин эта пропорция выглядела следующим образом: 80.4 к 76.3.
В соответствии с исследованием, проведенным агентством Associated Press в 2003 году, большинство населения США считает, что дискриминация, существующая в отношении расовых и этнических меньшинств, еще имеет долгую перспективу. Во всяком случае, 35% американцев считает, что дискриминация исчезнет не очень скоро, а 24% полагают, что она вообще не исчезнет. Лишь 8% респондентов думают, что дискриминация изживет себя очень скоро, а 30% — скоро.
По данным Центров Контроля и Профилактики Заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention), чернокожие жители США вдвое реже белых кончают жизнь самоубийством (5.25 суицидов на 100 тыс. населения против 10.75 на 100 тыс.). Чернокожие составляют 15% американских наркоманов (72% наркоманов — белые) и почти 37% от общего числа арестованных за наркоторговлю. По данным Kaiser Family Foundation, в 2005 году половина всех американцев, у которых был впервые выявлен вирус ВИЧ\СПИД, были чернокожими (25% в 1985 году). В большинстве случаев, инфицирование происходило в результате внутривенного употребления наркотиков.
Американская Ассоциация Политических Наук (American Political Science Association) пришла к выводу, что расовые меньшинства США имеют весьма низкий уровень представительства в законодательных органах власти страны. В качестве точки анализа был принят 2000 год, поскольку тогда была проведена перепись населения страны, данные которой позволяют точно сопоставить долю расовых меньшинств в населении США и их представительства в органах власти. Во властных структурах федерального уровня в 2000 году подавляющее большинство составляли белые. К примеру, 31% населения США не принадлежали к белой расе, однако они делегировали в состав Палаты Представителей Конгресса США только 12% «цветных» депутатов. В итоге, количество белых в Палате Представителей в 1.3 раза выше доли белого населения США. Для чернокожих этот показатель равен 0.7, для латиноамериканцев — 0.5, для азиатов — 0.2, для индейцев — 0.1 (то есть в Палате Представителей конгрессменов-индейцев в 10 раз меньше, чем должно было быть, если бы избиратели-индейцы голосовали бы только за своих соплеменников). На уровне парламентов штатов ситуация примерно такая же. Из 7 382 парламентариев штатного уровня к меньшинствам принадлежали 891 — то есть, те же 12%. Расстановка сил аналогична федеральной: среди меньшинств наиболее многочисленны чернокожие (530), латиноамериканцы (229), азиаты (85) и индейцы (47). Иная ситуация сложилась на местном уровне — в парламентах графств и городов. Здесь расовые меньшинства пользуются наибольшим влиянием.
Исследование Университета Браун (Brown University) показало, что чернокожие конгрессмены и сенаторы действуют более активно, чем их белые коллеги. Такого рода исследование было проведено впервые и дало неожиданный результат — ранее считалось, что законодательная активность народного избранника не зависит от цвета его кожи. Анализ показал, что афроамериканцы превосходят белых парламентариев во всех видах законодательной активности. При этом они не концентрируются на проектах законодательных актов, которые могут повлиять на жизнь чернокожих американцев, а действуют на всех фронтах. Более того, они активно защищали интересы иных меньшинств США. Это позволило сделать вывод, что расово и этнически разнородный парламент способен действовать более продуктивно, чем однородный. Этот вывод был сделан на основе анализа ситуации в 107-м Конгрессе США, который действовал в 2001-2002-е годы (выборы в Палату Представителей проходят раз в два года). При этом изучалась не только официальная статистика, но и инсайдерская информация, например, количество телефонных звонков и количество встреч, которые связаны с законодательной деятельностью народных избранников. Все законодатели получали оценки по семибалльной шкале, где ноль — полное отсутствие активности, а 7 — максимально возможная активность. Среднестатистический чернокожий конгрессмен набрал на 1 балл больше, чем белый. Однако, здесь обнаружилась любопытная особенность: афроамериканцы проявляли намного большую активность, когда речь шла о законах, предусматривающих ассигнование значительных средств из государственного бюджета.
Университет Висконсина в Милуоки (University of Wisconsin-Milwaukee) в 2007 году проанализировал: каким образом чернокожие политики облегчают жизнь представителям одной с ними расовой группы. Результаты оказались довольно неожиданными: увеличение числа афроамериканцев в законодательных и исполнительных органах власти никоим образом не приводит к тому, что чернокожие избиратели получают больше пособий, льгот и иных дотаций и поблажек. Крайне редко чернокожие избранники действуют единой группой в интересах афроамериканской общины.
Уолтер Вильямс (Walter Williams), профессор Университета Джорджа Мейсона\George Mason University (афроамериканец) опубликовал на своем сайте статью, где содержится следующая сентенция: «В 1960-1970-е годы считалось, что только получив политическую власть чернокожие смогут добиться и экономической власти. В 1967 году впервые в истории США мэром крупного города был избран афроамериканец — через три десятилетия чернокожие были мэрами 29-ти крупнейших городов страны, включая Вашингтон. Ныне чернокожие мэры управляют и мегаполисами, где чернокожая община составляет ничтожное меньшинство населения. Это безусловно значительное достижение. Однако оно мало отразилось на благосостоянии подавляющего большинства чернокожих. В тоже время, другие меньшинства, некогда подвергавшиеся дискриминации в США — например китайцы и японцы — не считают, сколько их соплеменников заседает в Конгрессе. Тем не менее, среднестатистический американец азиатского происхождения живет богаче белого».
В 2007 году психологи из Университета Огайо (Ohio State’s Kirwan Institute for the Study of Race and Ethnicity) провели любопытное исследование. Они поинтересовались у белых американцев, насколько дороже, на их взгляд, быть чернокожим в современном американском обществе. Большинство опрошенных заявили, что финансовые потери от подобного изменения цвета кожи являются минимальными и не превышают $10 тыс. То есть, за эту сумму белые американцы готовы «перекраситься» и прожить остаток дней в качестве чернокожего. Параллельно участников исследования просили назвать сумму, за которую они бы согласились навсегда отказаться от просмотра ТВ. Здесь размеры ставок заметно возросли — большинство опрошенных согласились бы сдать свой телевизор в утиль за $1 млн. Этот контраст позволил психологам сделать вывод, что белые американцы с трудом представляют себе особенности жизни своих чернокожих сограждан.
В начале 2008 года Стэнфордский Университет (Stanford University) и Университет Мэриленда (University of Maryland) опубликовали результаты опроса, проведенного среди более 2 тыс. американских школьников, живущих во всех штатах страны. Их просили назвать имена величайших американцев — при этом, запрещалось упоминать президентов страны. Первые три места заняли представители чернокожей общины США: 67% голосов было отдано за борца за гражданские права Мартина Лютера Кинга, 60% — за Розу Паркс (работница, которая заняла «белое» место в городском автобусе и отказалась освободить его по требованию полиции — этот поступок стал причиной отмены дискриминационных запретов в США, кампанию солидарности с Паркс возглавил молодой священник Мартин Лютер Кинг), 44% — за Гарриет Тубман (беглая рабыня, которая создала «Подземную железную дорогу», по которой беглые невольники перебирались из южных штатов США — на север страны и в Канаду). Для сравнения, один из отцов-основателей США, блестящий публицист, ученый и дипломат Бенджамин Франклин занял пятое место, а великий изобретатель Томас Эдисон — девятое.

Washington ProFile

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.