Черный сентябрь и операция «Возмездие»
Группа палестинских террористов организации «Черный сентябрь» устроила резню на Олимпийских играх в сентябре 1972 года в Мюнхене, убив безвинных олимпийцев сборной Израиля. В израильской делегации было 22 спортсмена, половина из них стала жертвой арабского террора.
Во время мюнхенской олимпиады 1972 года в Олимпийской деревне практически отсутствовала охрана. Чтобы не создавать враждебной атмосферы, полиции не разрешалось находиться на территории деревни, за порядком там следили невооруженные охранники, практически необученные, а посему бессильные и бесполезные.
Во вторник, 5 сентября 1972 года в 4.30 утра через ограду Олимпийской деревни перелезли 8 человек в спортивных костюмах. Немецкие полицейские решили, что это загулявшие спортсмены, которым просто лень тащится к воротам. «Спортсмены» подошли к зданию на Конноли-штрассе, 31 — в этом доме остановилась израильская делегация — и через подземный гараж проникла в здание. В спортивных сумках было 8 автоматов Калашникова, 30магазинов с полным боекомплектом и 24 ручные гранаты. Впоследствии выяснилось, что оружие было доставлено в ФРГ дипломатической почтой ливийского посольства.
Дверь общежития, где проживала израильская делегация, была открыта заранее заготовленным ключом. Путь террористам попытался преградить судья по борьбе Мойше Вайнберг, но он был сражен автоматной очередью. Моше стал первой жертвой палестинцев. Тяжелоатлет Йосеф Романо, вооружившись кухонным ножом, cумел ранить двоих террористов. Йосеф стал второй жертвой. Террористам удалось захватить девятерых израильтян.
В 6.00 в полицию Мюнхена поступил ультиматум террористов — освободить из израильских тюрем около 200 своих соратников, а участникам кровавой акции предоставить самолет, чтобы они смогли беспрепятственно покинуть Германию.
В здании на противоположной стороне Конноли-штрасе в Олимпийской деревне располагалась делегация ГДР, с балкона этого здания подавали сигналы террористам их «братья по классу».
В Мюнхен прибыл канцлер Вилли Брандт. Министр внутренних дел Баварии Бруно Мерк сразу сказал ему, что Израиль ни при каких условиях не поддастся шантажу со стороны террористов. Он оказался прав.
На военной базе под Тель-Авивом была приведена в боевую готовность спецгруппа «Сайерет МАТКАЛ» — подразделение глубинной разведки генштаба ЦАХАЛа. Командовал этой группой тридцатилетний Эхуд Барак. Премьер-министр Израиля Голда Меир сказала, что правительство не уступит требованиям террористов. Она попросила посла Эльяшива Бен Хорина информировать правительство ФРГ, что оно имеет право выйти из кризиса любыми доступными средствами.
Министр обороны Израиля Моше Даян обратился к властям ФРГ с просьбой раз решить израильтянам провести операцию по освобождению спортсменов, но получил ответ: иностранные военнослужащие не могут действовать на территории Германии. Из Израиля в Мюнхен прилетел директор МОСАДа Цви Замир и сотрудник Шин-Бет Виктор Коэн. Замир предложил немцам свою помощь, но немцы отказались от нее.
Германские службы безопасности вступили с террористами в долгие, изматывающие переговоры.
Переговоры вели начальник полиции Мюнхена Манфред Шрайбер, его заместитель и директор Олимпийской деревни Вальтер Тругер. В переговорах учавствовали немецкие министры. Предлагали деньги, выражали готовность лететь вместе с террористами, если заложников освободят. В заложники предложил себя даже сын канцлера ФРГ Петер Брандт. Все предложения были отвергнуты. Террористы решили лететь в арабскую страну, которая не признала Израиль, и поэтому почему-то возникла необходимость спросить согласие заложников на это. Террористы впустили в здание министра внутренних дел ФРГ Геншера и Тругера. Когда Геншер спросил у заложников, согласны ли они быть вывезенными из страны при условии, что их безопасность гарантируется, спортсмены не возразили, это был хоть какой-то шанс. Потом в кризисном штабе Геншер и Тругер описали обстановку внутри здания и на основании их показаний немцы ре шили, что палестинцев всего пятеро. Это было одной из грубейших ошибок, стоившей жизни израильским спортсменам. В конце концов, решили предоставить в распоряжение бандитов два вертолета, чтобы те доставили их к ожидавшему на военной базе самолету. На нем террористы с заложниками должны были вылететь в Тунис.
В то же время германские спецслужбы готовили спасательную операцию. Но она была задумана и исполнена на любительском уровне. Германские снайперы (их было всего четверо, а террористов оказалось восемь), вооруженные винтовками с обычным оптическим прицелом (а не приборами ночного видения), открыли огонь в ту самую минуту, когда несколько террористов вышли из вертолетов — для проверки ожидавшего их самолета. Выстрелы были преждевременными, ликвидировать всех террористов не удалось.
Бандиты успели бросить гранату в один из вертолетов и изрешетить второй автоматными очередями с близкого расстояния. Бронетранспортеры, которые должны были быть на месте операции с самого ее начала, прибыли через час после того, как все уже было кончено. Радиосвязи руководителей операции со снайперами не было. Летное поле не было освещено. Немецкие полицейские, которые должны были быть в самолете под видом летчиков, в последний момент испугались террористов и дезертировали. Все девять заложников, находившиеся в одной связке, были убиты. Немцам удалось уничтожить пятерых террористов и захватить трех оставшихся. В операции погиб один из полицейских и был ранен пилот вертолета. Операция была немцами проведена более чем бездарно.
Известны имена четырех из 5 убитых террористов: Исса (кличка), Тони (кличка), Ахмед Чик Ча и Афиф Ахмед Хамид. Об обстановке в среде террористов красноречиво высказался Исса в процессе переговоров: «Мы все равно уже трупы. Если не вы убьете нас здесь, так убьют потом другие, если мы вернемся без заложников».
Премьер-министр Голда Меир просила канцлера ФРГ Вилли Брандта выдать Израилю трех оставшихся в живых и арестованных немецкой полицией участников нападения. Бранд ответил, что их будет судить немецкий суд.
Террористические организации требовали от ФРГ освободить трех захваченных террористов и угрожали нападением на германские объекты, если это не будет выполнено. Правительство Германии долго обсуждало варианты возможного развития событий. 29 октября двое палестинских боевиков захватили «Боинг-727», принадлежащий «Люфтганзе». Самолет летел из Дамаска во Франкфурт-на-Майне.
Террористы сели на борт в Бейруте, где самолет сделал промежуточную остановку. Они потребовали лететь в Мюнхен. Самолет дозаправился на Кипре и полетел в сторону Западной Германии. Террористы потребовали освобождения мюнхенской тройки. Правительство ФРГ, недолго думая, выполнило это требование, и убийцы израильских спортсменов: Джамаль аль-Гаши, его дядя Аднан аль-Гаши (кличка Денави) и Мохаммад Сафади (кличка Бадран) оказались на свободе. Их, как великих героев, встречает вся Ливия. Израиль и весь западный мир осудили Германию за этот шаг. Критика со стороны Израиля была особенно острой и касалась также неумело проведенной операции по спасению заложников, стоившей им жизни.
Жертвы Мюнхенской Олимпиады: Давид Бергер. 28 лет. Тяжелоатлет. Родился в Кливленде. В Израиле с 1970 года. Зеев Фридман. 28 лет. Тяжелоатлет. Родился в Польше. В Израиле с 1960 года. Джосеф Гутфрайнт. 40 лет. Тренер по борьбе. Родился в Румынии. В Израиле с 1954 года. Элиэзер Хальфин. 24 года. Борец. Родился в СССР. В Израиле с 1969 года.
Йосеф Романо. 32 года. Тяжелоатлет. Родился в Ливии. В Израиле с 1954 г. Амицур Шапира. 40 лет. Тренер по легкой атлетике. Родился в Израиле. Кегат Шор. 53 года. Тренер по легкой атлетике. Родился в Румынии. В Израиле с 1963 года. Яков Шпрингер. 50 лет. Судья Международной категории по борьбе. Родилcя в Польше. В Израиле с 1956 года. Марк Славин. 18 лет. Борец. Родился в Белоруссии. В Израиле с 1972 года. Андре Спицер. 27 лет. Тренер по фехтованию. Родился в Румынии. В Израиле с 1958 года. Моше Вайнберг. 33 года. Тренер по борьбе. Родился в Израиле. 14 израильских детей остались без отцов после этого теракта в Мюнхене.
В три часа утра две тысячи журналистов собрались в пресс-центре Олимпийcких Игр. Держать ответ пришлось властям Баварии. Спортсмены погибли из-за их некомпетентности.
Все участники Олимпиады были буквально потрясены случившимся. Многие спортивные делегации потребовали отменить эти олимпийские игры в знак протеста против терроризма. Некоторые олимпийские команды и болельщики в знак протеста покинули кровавый Мюнхен. Специальным самолетом был вывезен главный герой Олимпиады — еврейский спортсмен из США Марк Спиц. Тем не менее, Международный Олимпийский Комитет после однодневного перерыва, во время которого состоялась церемония, посвященная памяти погибших израильских спортсменов, на которой присутствовало 70000 человек, продолжила работу Олимпиады. Арабские делегации на церемонию не пришли. Отсутствовала советская делегация. Израильская делегация покинула Игры.
Из всех социалистических стран только в Восточном Берлине телевидение показало церемонию прощания с убитыми израильскими спортсменами. Спортивный телекомментатор Нина Еремина вспоминала: «Нам пришлось молчать про жуткий захват террористами заложников. Все страны тогда передавали репортажи в прямом эфире. А мы приезжали на место трагедии и делали вид, что тоже передаем, «снимали» выключенной камерой. Это было страшно. Безумно…Я мечтала поскорее уехать домой…».
На следующий день после похорон премьер-министр Голда Меир пригласила в свою иерусалимскую резиденцию шефа МОСАДа генерала Цви Замира и личного советника по вопросам терроризма, начальника военной разведки генерал-майора Аарона Ярива.
— Евреи одиноки в этом мире, — заявила она. Так было всегда. Поэтому защищать себя они должны сами. Хочу, чтобы вы знали. Я приняла решение о начале возмездия и всю ответственность беру на себя… Готовьте своих парней! Было не так то просто установить, кто именно причастен к убийствам в Мюнхене. Никто из палестинцев не спешил в этом признаться. Тем не менее считается, что израильтяне все-таки достаточно точно установили, кто виновен в мюнхенской трагедии.
Вскоре МОСАД вынес приговор 17 палестинским террористам во главе с Али Хасан Саламе. Во главе операции был поставлен опытный сотрудник МОСАДа Майк Харрари. Он сразу же выехал в Европу с паспортом на чужое имя. Операционной базой он избрал Париж. Считается, что боевая группа состояла из 15 человек.
Операция по их уничтожению растянулась на годы. Уничтожение каждого из террористов было самостоятельной операцией, направленной не только на уничтожение каждого из них, но имеющей целью создание атмосферы устрашения, избежание ненужных жертв среди своих бойцов и арабов, непричастных к террору. Каждая из операций заслуживает самостоятельного рассказа, но даже и сейчас не все детали раскрыты.
Список подлежащих уничтожению террористов возглавили руководители «Черного сентября» и Народного фронта освобождения Палестины. Взрывы и выстрелы загремели в разных странах Европы.
16 сентября 1972 года римский резидент «Черного сентября» Ваэл Абу Цвайтер был убит двенадцатью выстрелами из пистолета на крыльце собственно дома.
Он 16 лет жил в Риме, работал в ливийском посольстве, участвовал в подготовке основных европейских операций «Черного сентября». Считается, что именно он доставил террористам в Мюнхен оружие. Члены израильской оперативной группы по одиночке добрались до Италии. В Рим им доставили полуавтоматические пистолеты «беретта» 22-го калибра. Это оружие сотрудники МОСАДа считали наиболее надежным и удобным.
8 декабря 1972 года парижский резидент доктор Махмуд Хамшари был убит бомбой, вмонтированной в телефонную трубку. Он ведал оружием и взрывчаткой и подбирал объекты для терактов. Когда дома на рю де Алези никого не было, его квартиру посетили специалисты-подрывники. Они вмонтировали мощное взрывное устройство в столик под телефоном. На следующий день, когда его жена с дочкой покинули квартиру, оператор с помощью дистанционного управления привел в действие детонатор…
24 января 1973 года на Кипре, в одном из отелей Никосии, бомбой, подложенной под матрас, был убит резидент «Черного сентября» Хусейн Аббад аль-Шира. Он лично отбирал молодых палестинцев для боевых действий. Считается, что аль-Шир снабдил отправляющихся в Мюнхен террористов документами и билетами. Когда аль-Шир уехал утром по делам, израильтяне побывали в его комнате и вмонтировали в кровать небольшое количество взрывчатки. Чтобы избежать ненужных жертв, установили еще один взрыватель, требующий радиосигнала.
31 января 1973 года в Афинах был ликвидирован Зи Зайад Мухейси. Он сменил на Кипре али-Шира. Его нашли в Греции и в гостиничный номер заложили 8 миниатюрных зажигательных бомб. Но взрыватель почему-то не сработал, тогда один из агентов МОСАД взломал дверь и бросил еще одну бомбу.
6 апреля 1973года в Париже был убит Базиль Аль-Кубейши, один из руководителей «Черного сентября», принимавший участие в подготовке мюнхенского теракта. Он занимался доставкой боевикам оружия и взрывчатки. Считается, что он готовил покушение на премьер-министра Израиля Голду Меир, когда она прилетела в Соединенные Штаты. Вечером он поужинал в дорогом кафе и пешком отправился в гостиницу. По дороге получил пулю — тоже из «береты».
9 апреля 1973 года в Бейруте проведена операция «Весна молодости», в результате которой ликвидированы три руководителя «Черного сентября», непосредственно занимавшиеся терактом в Мюнхене: Мохаммад Юсуф аль-Наджар (он же Абу Юсеф) — третий человек в иерархии ООП, а также его заместитель Кемаль Адван и пресс-секретарь Камаль Насер (см. ниже).
28 июня 1973 года в Париже был взорван глава группировки «Черный сентябрь» Моххамед Бода (Будийя. Он отправил в Израиль трех молодых девушек с заданием взорвать несколько отелей в самых посещаемых туристами районах Израиля. Но израильская контрразведка обратила на них внимание, их арестовали и на допросах они описали человека, который их послал. Это был Бода. Поздно вечером израильтяне засекли его машину возле дома одной из его подруг. Агентам МОСАДа удалось вскрыть его автомобиль и подложить взрывное устройство под водительское сиденье. Утром он покинул свою подругу, тщательно осмотрел свой голубой «Рено», сел за руль… и взлетел на воздух.
21 июля 1973 года в Норвегии, в городе Лиллехаммер, южно-африканская еврейка Сильвия Рафаэль и бывшая гражданка СССР Марианна Гладникова пытались убить одного из руководителей «Черного сентября» Али Хасан Саламеха, известного как Али Хасан. Но женщины ошиблись и расстреляли официанта Ахмеда Бучики, приехавшего из Марокко в Норвегию на заработки, приняв его за Абу Хасана. Шесть членов израильской ударной группировки из группы поддержки предстали перед судом по обвинению в убийстве. В конечном счете, Израиль выплатил компенсацию семье жертвы.
В январе 1979 года в Дамаске должна была открыться ежегодная конференция Палестинского национального совета. Арафат просил и Али Хасан Саламех прибыть на открытие. По пути машина «Шевроле», в которой находился Саламе, была взорвана. Саламех был одним из самых близких к Арафату людей. Тот нас только доверял Саламеху, что поручил ему командовать своей личной охраной.
Он был главным организатором убийства израильских спортсменов, одним из Главарей «Черного сентября». О нем говорили, как о возможном наследнике Арафата.
1 августа 1981 года в Варшаве было совершено покушение на Абу Дауда, непосредственно руководившего террористами в Мюнхене. Вечером к нему подошел молодой человек средиземноморской наружности и всадил в него 5 пуль. Но стрелял он плохо, Абу Дауда не убил, только ранил. Палестинцу повезло, ему удалили три пули, и он выздоровел. Абу Дауд скрылся, утверждают, что он живет на Кипре вместе с женой на пенсию, получаемую от Палестинской автономии. Пишут также, что он кочует между столицами арабских государств, пытаясь скрыться от прошлого, которое будет преследовать его до самой смерти. Интервью с ним было опубликовано в газете ФОРВЕРТС 3-9 февраля 2006 года.
14 января 1991 года спецгруппа «Мицвах элохоим» («Гнев божий») настигла семнадцатого палестинца — лидера террористической организации «Черный сентябрь» Абу Айада. Он был одним из главных соратников Арафата. Боялся, что агенты МОСАДа до него доберутся. Но израильтяне перестали за ним охотиться, так как он пришел к выводу, что надо отказаться от вооруженной войны и договариваться с израильтянами.
В Израиле была создана специальная комиссия, которую возглавил бывший начальник полиции Пинхас Копель. В отчете комиссии Копеля были названы многочисленные недостатки в организации охраны израильских организаций и делегаций за рубежом, отмечены «недостаточная внимательность служб безопасности и даже непростительная расхлябанность». Стало известно, что в составе олимпийской делегации не было ни одного агента израильских спецслужб. Спортивные делегации Египта, ГДР и Советского Союза, несмотря на запрет Международного олимпийского комитета, все-таки включили в состав своих делегаций офицеров безопасности. Начальник военной разведки генерал Ярон Ярив признал, что имел место «просчет аналитиков» — они знали об активности террористов, но не предполагали, что теракт произойдет во время Олимпийских игр.
История этого невиданного террористического акта, как и операция возмездия, описана в книгах, о ней сняты фильмы: книга канадского автора Джорджа Джонеса «Месть», 1984. книга бывшего израильского агента госбезопасности Аарона Клайна «Контрудар», 2005, телефильм британской телекомпании НВО «Меч Гидеона», 1986. документальный фильм режиссера из Швейцарии Артура Коэна «Один день в сентябре», 2000, документальный фильм Эй-би-си «Наши величайшие надежды, наши худшие опасения: трагедия игр в Мюнхене», 2002, фильм Стивена Спилберга «Мюнхен», 2005. В Мюнхене воздвигнут Монумент в память о жертвах террористической атаке во время Олимпийских игр 1972 года работы одного из самых известных немецких скульпторов послевоенного времени Фрица Кенига.
Израиль ПОДРАБИННИК, Роквилл