Цыгане
«Цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой в шатрах изодранных ночуют.»
(А.С.Пушкин)
Кто не знает этого знаменитого четверостишия поэта. Он любил слушать цыганские хоры, смотреть огневые цыганские пляски. В аристократических кругах Москвы и Санкт-Петербурга это было любимое и притом изысканное развлечение мужчин и прежде всего офицеров. С бутылкой шампанского они заваливались к кому-нибудь в дом, куда уже были приглашены знаменитые цыганские певицы. Слушатели знали наперечёт «коронные» номера каждой любимой певицы. Может быть не все знают, что накануне дуэли Пушкин поехал слушать цыганские песни. И одна из певиц отказалась нагадать поэту (по его просьбе) его судьбу, не хотела огорчать барина.
Это был романтический период цыганской жизни в обеих столицах. Исполнение цыганских и русских народных песен и романсов по-настоящему волновало сердца культурных представителей высшего общества. Друг Пушкина Иван Нащокин был женат на цыганке. У себя друзей принимал, но жену, естественно, в свет вывести не мог.
Мода на цыганские хоры и оркестры, на виртуозных скрипачей, игравших в ресторанах европейских городов, нисколько не мешала общей нелюбви жителей разных стран к этому непонятному, кочующему, вороватому народу. Нелюбовь к цыганам, по моим на наблюдениям, гораздо сильнее, чем нелюбовь к евреям. Это и понятно: за евреями высокая культура, высокие профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности.
Читала, что во время жутких еврейских погромов 1905-16 годов в России цыгане прятали евреев в своих шатрах. Очевидно, из солидарности, так как оба малых народа преследовались. Однако и евреи не любят цыган, боятся их: цыганки-гадалки обладают гипнозом и запросто обчистят вас во время гадания. По данным российских СМИ, цыгане выкрадывают одиноких пенсионеров, добиваясь продажи им приватизированных квартир. В 2010г. в связи с этим возбуждены по крайней мере 2 уголовных дела.
Но и воровство, и преследование пенсионеров, и поножовщина ведь характерны не только для цыган, а для всех народов вообще. Но у цыган криминальная ситуация более всеохватная. Очень многие люди полагают, что это главный, основной вид деятельности этого малого народа. Вот совсем недавний пример, опубликованный в интернете в июне 2010 г. Полицейские в Молдове задержали трёх цыган в возрасте от 23 до 49 лет. Они держали в рабстве 21 человек, в том числе двух 17-летних подростков. Свои жертвы они выискивали среди бомжей, людей, не имевших средств к существованию.
Предлагали хорошо оплачиваемую работу и привозили в село Цыганка. Там всех держали в сарае для сушки табака, днём выводили работать в поле. 17-летний Фёдор убежал из дома. Цыгане предложили ему работать на стройке за 4 тыс. леев в месяц. Но когда привезли парня на стройку, оказалось, что рабочие не нужны и ему предложили за 900 леев работать в поле. Но денег не платили. «Рабы» вкалывали 3 недели, пока по анонимному звонку полицейские не задержали «рабовладельцев». Оказалось, что задержанные заключили договор с бизнесменом на обработку 100 га земли. Мошенникам грозит от 15 до 20 лет лишения свободы. В откликах на это сообщение есть и такое: «Велика беда! Не платили зарплату. А детей нам чем кормить?».
Сегодня по Европе прокатилась эпидемия: одна за другой демократические страны собираются выселять цыган в Румынию и Болгарию, откуда они переехали после включения этих стран в Евросоюз. Но фактически их выселяют в «никуда», потому что у кочующих цыган нет родины. Во Франции президент Саркози уже подписал указ о выселении 93 цыганских семей. Под семьёй понимается родня в широком смысле, т.е. все, кто кочует одним табором. Сегодня это в среднем 50 человек, хотя до сих пор встречаются и большие таборы до 1000 человек. Выезжающим дают компенсацию по 300 евро на взрослого и 100 евро на ребёнка. Если верить СМИ, они соглашаются на переезд, но с надеждой вернуться обратно. Так уже было в 2009г., когда из Франции выслали 10 тыс. цыган, но через год 2/3 из них вернулись назад.
Все фактические данные о цыганах противоречивы и не вызывают особого доверия. Сообщается, что по социологическому опросу 65% французов одобряют выселение цыган. Но многотысячные демонстрации в Париже выступают против этой расистской акции. Европарламент обсуждал этот вопрос и принял резолюцию, осуждающую французское правительство. Но оно не намерено отступать. На заседании совета министров было принято решение ликвидировать половину нелегальных поселений и немедленно депортировать на родину всех румынских и болгарских бродяг, «виновных в воровстве и нарушении общественного порядка».
Министр Франции по вопросам эмиграции Эрик Бессон, находясь в Румынии, заявил, что Европейский парламент превысил свои полномочия требованием о немедленном прекращении депортации цыган. Сейчас речь идёт о 200 таборах, подлежащих эвакуации (в других источниках 300). А с начала года в Румынию и Болгарию уже выслали около 800 цыган. (Каждый день появляются новые цифры. Кому верить?) Франция предлагает этим странам сотрудничать на уровне полиции и судопроизводства по борьбе с торговлей людьми. Можно подумать, что людьми торгуют только цыгане. Намеренно создаётся ситуация нетерпимости к цыганам.
На мой взгляд, Саркози умышленно раздувает проблему цыган, чтобы «отыграться» на малом народе и отвлечь внимание от жгучих внутренних проблем страны во время мирового кризиса. Откуда берутся бродяги? Люди теряют работу, а следовательно, квартиру. Люди хотят есть, а бесплатных раздач пищи, очевидно, недостаточно. Это вам не США, где пока никому не дают умереть с голода. Следовательно, приходится воровать, чтобы не голодать. В законе, принятом Саркози, умышленно объединяются цыгане и бродяги. Он как бы говорит, что не все бродяги цыгане. Тандем «цыгане и бродяги» призван завуалировать расистский смысл этого закона.
Министр внутренних дел Франции пообещал, что будет построено 420 лагерей с целью содействия интеграции цыган и бродяг в гражданское общество. На сегодняшний день их построено только 200, причём в самых неудобных местах: у свалок, железнодорожных узлов, рядом с автострадами. Это и понятно: земля там самая дешёвая, либо бросовая.
Похоже, сегодня в Европе пытаются разворошить проблему ненависти к малому народу, которая так остро была поставлена Гитлером. Французский философ Андре Глюксман выступил на страницах известного журнала Le Monde: «Цыганский вопрос связан не с социальной или политической безопасностью, а с безопасностью ментальной.
Попрошайничество, антисанитария, воровство, рассказы об украденных детях — слухи и неприятие издавна окружали этих людей, которые живут не как мы». Современные европейцы добились права на свободу передвижения. Но при этом «они приходят в ужас от иностранцев, традиционно и добровольно занимающихся бродяжничеством». «Так как за кочевыми народами не признаётся право на жизнь в движении, им не представляется возможность перемещаться в достойных условиях, и они становятся жертвой расизма и ксенофобии». (Андре Глюксман).
А что происходит с цыганами на нашей бывшей родине сегодня? Выискала в интернете, что только 1% российских цыган кочуют. Но не верится в эту цифру, потому что сообщения в СМИ показывают: то один табор, то другой власти пытаются выселить в другие места. Вот в 2008г. устроился табор (46 человек) на окраине города Архангельска. Место понравилось: близко река, лес. Заключили договор с мэром города, что он эту землю закрепит за табором и поможет со стройматериалами. Цыгане вели себя спокойно, за проезд в автобусах платили, благоустроили выделенную землю. Прошла зима и весна, как раз время строиться. Начали возводить бараки. Но мэр всё не подписывает бумаги. Оказывается, близко от табора стоят коттеджи богатых и власть имущих людей. Не хотят они иметь таких шумных, крикливых и вороватых соседей. Не может мэр их ослушаться, ведь им он служит в первую очередь. И вот этим летом мэр предложил заплатить табору 3 млн. рублей, чтобы они уехали из города обратно в Волгоград.
В Волгоградской области цыгане опасаются нападений неофашистов. В 2006г. в посёлке Волжский на средней Ахтубе было нападение на табор — обширную цыганскую семью. Президент «Всероссийской межрегиональной общественной организации по защите прав цыганских женщин и детей» Елена Константинова после этого погрома дала интервью газете «Кавказский узел». Такое длиннющее название общественной организации, на мой взгляд, говорит о её беспомощности, о её непрактичности. Е.Константинова сказала, что угроза новых погромов продолжает быть актуальной, несмотря на громкий судебный процесс против группы неофашистов.
В этой стычке погибли два цыгана и один получил серьёзное ранение. Симптоматично, что скинхеды устроили погром 13 апреля, а 8 апреля мир отмечал Международный день цыган. Также симптоматично, что в октябре 2005г. в этом же месте уже был погром. Но никакой помощи цыганам не было оказано. В больнице раненых цыган не лечили, деньги на похороны убитых собирали всем миром. Погромщики — все молодые люди, шестеро из них несовершеннолетние, все из вполне благополучных семей. Интересную черту подметил следователь, ведший дело: большинство скинхедов появляется в среде футбольных фанатов. Меня это не удивляет, созданию ажиотажа вокруг футбольных матчей власти уделяют больше внимания, чем пропаганде культуры.
Большинство людей, прочитавших эти строки скажут, что правильно цыган не любят, им не доверяют и не хотят жить с ними рядом. Не могу защищать цыган с бытовой, житейской точки зрения. Но убеждена, при соответствующей политике властей, т.е. при отношении к цыганам, как равноправным членам общества, можно исправить положение коренным образом. Приведу пример. В посёлке Орлово Воронежской области цыгане живут с начала XVIII века. Сегодня там проживает 13 обширных цыганских семей, т.е. людей, связанных между собой родственными узами. Вновь прибывающие в Орлово цыгане селятся в заброшенных пустых развалюхах. Через год-два дом не узнать: забор поправлен и покрашен, стены побелены, огород прибран. Во дворах много живности. Постоянной работы цыгане не имеют; летом работают у местных фермеров, сдают металлолом. Орловские цыгане известны как работящие и честные люди.
Большинство из нас очень мало знают об истории цыган, их обычаях, культуре. Мы их не любим как чужеродное бродячее племя, живущее своими обычаями и промышляющее воровством и мошенничеством. И я знала о них очень мало, пока не решилась написать эту статью и стала собирать материал.
Известный цыгановед, этнограф Ефим Друц в 1990 г. выступил в журнале «Азия и Африка» №4 со статьёй «Цыгане: открытый взгляд на проблему». Он полагает, что сегодня в мире свыше 4 млн. цыган. В другой статье их численность определялась около 8 млн. человек. Такие различия возникают потому, что этот маленький этнос живёт очень скрытно и обычно не попадает в перепись населения. Цыгане живут во всех странах мира кроме Японии. Возможно, за 20 лет со дня написания статьи они проникли и в Японию тоже.
Родиной предков цыган была Индия. Там существовала каста неприкасаемых «дом», члены которой были профессиональными танцорами и музыкантами. Пик миграции цыган из Индии пришёлся на Х-ХI века. В это время страну раздирали междоусобные феодальные войны. Музыканты и танцоры были мало востребованы. Использовать их в боевых стычках удельные князья не могли. Цыгане не умели воевать и это одна из особенностей этого народа. У них ведь не было земли и нечего было защищать. Необходимость добывать пропитание толкнула цыган на уход с родины.
Из Индии предки цыган двинулись на Запад. Сначала Иран и Афганистан стали местом кочевья. Потом они проникли и в Европу. Народ оказался очень восприимчивым к чужим языкам. Обычно они свободно говорят на языке той страны, где они кочуют. У них в обиходе много слов из языков народов, их окружающих. Очевидно, это говорит о способности цыган. Так же легко они усваивают религию основных народов. В России они православные, в Азии — мусульмане, в Америке — католики.
Само слово «цыгане» пришло в славянский мир из Греции. Там их отождествляли с сектой греческих музыкантов, фокусников и предсказателей судьбы, которых называли «от(ц)инганос». Англичане, по-видимому, плохо знают историю и называют цыган египтянами.
О появлении цыган в западной части России сообщает документ 1501 года. Следующий мощный поток цыганской миграции в Россию был примерно в середине XVIII века. В Америке первый цыганский табор появился в 1715 г. Постепенно цыгане распространились на всю Латинскую Америку, принеся из Испании придуманный ими танец фламенко. Хотя американские цыгане — католики, но таборная жизнь, как и всюду, придерживается своего «закона» — обычаев и нравственных правил, сложившихся за долгие годы кочевья. Табор возглавляет цыганский барон, которому все беспрекословно подчиняются. При решении конфликтных ситуаций барон прислушивается к совету старейшин. В отношении антицыганских законов в Америке мне ничего не известно. Зато известно, что в большинстве европейских стран в разное время принимались законы против цыган.
В 1759 г. русская императрица Елизавета Петровна издала указ «Цыган в Санкт-Петербург и близъ оного отнюдь не пускать и въезду им не дозволять». Россия не была одинока. В период 1470-1560 г.г. в 12 европейских странах были приняты законы против цыган. Неприязнь европейцев к цыганам питалась этническими отличиями и особенностями уклада их жизни. Отсутствие выраженной религиозности цыган оскорбляла верующих. Праздность бродячей жизни раздражала трудолюбивых оседлых европейцев.
Тогдашние европейские законы разрешали немотивированное убийство цыган по одному национальному признаку. В 1554 г. английская королева Мария I Тюдор, прозванная в народе «кровавая Мэри», объявила цыган вне закона и приказала выслать их из страны в течение 40 дней. В противном случае «каждый встреченный на дороге цыган должен быть повешен». Как видите, у Гитлера была славная предшественница.
Демократическая Франция уже в 20-м веке приняла закон, требующий принудительную регистрацию цыган и ограничивающий их возможность переезжать с места на место. Аналогичные нормы действовали в Венгрии и Чехословакии. В Веймарской Германии в 1922 г. цыгане получили «удостоверения кочевников». В 1927 году их принудительно дактилоскопировали в Пруссии. А в Баварии тогда же был принят закон, запрещавший цыганам владеть огнестрельным оружием. Так что расистская политика Гитлера родилась не на пустом месте.
Один из создателей расовой теории доктор Штукарт-Глобке писал: «Следует понимать, что на самом деле в Европе есть только два народа, в чьих жилах течёт чужая кровь: евреи и цыгане».
Для обоснования расистской теории в гитлеровской Германии был создан «Центр расовой гигиены». Всё делалось «строго научно». Центр провёл колоссальную работу по изучению цыган в Германии и на оккупированных территориях. А.И.Ракитин в книге «Загадочные преступления прошлого» (2001г.) пишет: к весне 1942 г. центр проследил генеалогию более 30 тыс. цыган, их состояние здоровья, антропометрические характеристики, уровень интеллекта, образование и пр.
Самым большим специалистом по цыганскому вопросу у фашистов была доктор Ева Юстин. Она провела большие статистические исследования наследственных заболеваний цыган и возможности их социальной адаптации. Она исследовала практику усыновления цыганских детей немецкими семьями и пришла к выводу о невозможности воспитания из цыган полноценных членов общества. Мнение Юстин: лень, стремление к бродяжничеству, склонность к инцесту и к воровству будут проявляться в характере цыган независимо от воспитания. Они не способны к наукам, не желают систематически трудиться.
Статистический анализ является важным научным методом. Однако при этом имеет значение, что положено в основу методики исследования. Мы не знаем, как учитывалась длительность оседлого образа жизни, как изучались трудовые навыки. Ведь многие люди не способны к наукам, но из них получаются прекрасные столяры, кровельщики, кузнецы. Именно этими профессиями славились цыганские мужчины в прежние времена.
Мне кажется, что нельзя слепо доверять этому научному исследованию. Скорее всего это вывод на заданную тему, хотя Ева Юстин не была осуждена за это исследование. Хочу привести вывод автора книги А.И.Ракитина: «Понять, чем именно провинились цыгане перед фашистами из большинства публикаций о Третьем Рейхе просто невозможно. Между тем историческая правда такова, что цыгане сделались жертвой гитлеровских преследований раньше евреев и последствия репрессий оказались для этого народа несравненно тяжелее».
Закон 1935 г. «О защите немецкой крови» относил цыган в «расовую группу второй категории». Представители этой группы не могли вступать в брак с немцами, нанимать прислугу моложе 60 лет. Закон 1937 г. «О борьбе с преступностью» ввёл понятие «ассоциального элемента». Ассоциальность сделалась основанием для репрессий. В нацистской трактовке к ассоциальным элементам относились: нищие, бродяги (цыгане), проститутки и инфекционные больные, отказывающиеся лечиться.
В 1938 г. вышел гитлеровский указ «О борьбе с цыганской угрозой». Указ детализировал формы учёта и классификации цыганского населения. С этого времени цыган стали облагать 15% подоходным налогом. С началом II мировой войны таким налогом были обложены поляки и евреи. В нацистских концлагерях была проведена массовая стерилизация мужчин и молодых цыганских женщин. За 1939-45 годы были истреблены все германские цыгане, точное их число не известно.
Особо следует выделить внутреннюю политику СССР в отношении цыган. В 1926 г. постановлением ВЦИК и СНХ было предложено всем ЦИК союзных республик принять меры к первоочередному наделению землёй тех цыган, кто хочет перейти к оседлому образу жизни. При этом плата за землеустройство, выделение участков относилась за счёт ассигнований из государственной казны. А каждой семье выделялось по тысяче рублей — сумма по тем временам немалая.
К 1932 г. было создано 25 цыганских колхозов, объединивших 490 семей (5% кочевого народа). Цыгане вступали в колхозы охотно. Но во время войны все эти колхозы оказались на оккупированной территории. После войны не осталось цыган, чтобы их восстановить.
В 1924-25 году небольшая группа цыган-подвижников из разных мест Союза собралась в Москве и образовала Всероссийский Союз цыган — явление, почти ещё не освещенное в российской печати. Союз поставил своей целью организацию перехода цыганских масс от кочевья к оседлому образу жизни. Но Союз просуществовал всего три года и был ликвидирован постановлением НКВД от 15 февраля 1928 года. Вот что написано об этом в одной из статей: «Отсутствие пролетарской прослойки в составе правления Союза цыган способствовало созданию сложной обстановки, осложнявшей работу Союза. Учитывая всё это, Наркомвнудел ликвидировал Союз цыган, потому что у них образовалась денежная задолженность в размере 15 тысяч рублей». (!!!)
С Союзом цыган было связано начало культурного возрождения цыган. В 1927 году вышел в свет первый номер журнала «Романы зоря» («Цыганская заря»). А чуть позже, в 1931-м Центроиздат выпустил цыганскую грамматику — явление поистине уникальное. С 1927 по 1930 год были выпущены букварь для цыганской школы, букварь для малограмотных и библиотечка из пяти книг для чтения. С августа 1930 по 1932 год издавался ещё один журнал — «Новэ дром» («Новый путь»).
В Москве действовала первая цыганская школа, охватившая всех цыганских ребятишек, проживавших в Пролетарском районе столицы. И это было невероятно! Впервые совершилось великое дело, школа готовила настоящих современных граждан из ещё недавно бродячих людей. Открывались цыганские школы и на селе — в центральной России, на Урале. 80 человек занимались в цыганском педагогическом техникуме. Но! В 1932 году все эти учебные заведения были расформированы. На этом и кончилась интернациональная политика большевиков. Ничего не осталось кроме единственного в мире цыганского театра «Ромэн» в Москве. Таким образом, антицыганская политика в СССР началась раньше антисемитской.
8 апреля 1971 г. представители цыган из 30 стран собрались на конгресс цыган всего мира. Этот день — 8 апреля — был объявлен Международным днём цыган. Был утверждён цыганский флаг: горизонтальные голубая и зелёные полосы и красное восьмиспицевое колесо в центре. Конечно, это ещё маленький шажок вперёд в улучшении положения цыган. Но существенного улучшения условий жизни пока не происходит. Только в Греции утвердили закон о «щадящих» ставках по ипотечным кредитам для цыган. Поэтому к марту 2009 г. 2/3 цыган в стране приобрели собственное жильё — в основном в сборных домах. Большая часть цыган зарегистрирована в местных муниципалитетах и имеют удостоверения личности. Однако, поскольку землю цыганам отводят на окраинах, в провинции, то и инфраструктура там соответствующая: нет канализации, водопровода, горячей воды. В половине домов нет пока даже электричества. Кто знает русскую деревню в глубинке, может сравнить, только у нас электричество всюду есть. Но сегодня в Греции наихудшее экономическое положение в Европе в связи с мировым кризисом. Поэтому плановое улучшение жилищных условий цыган скоро не предвидится.
Цыганский народ, неимоверно пострадавший от немецких фашистов, к сожалению, не рассказывает миру о своих бедах. Не хватает образования, а главное, денег. Еврейским иммигрантам помогла богатая и активная еврейская диаспора. Помог бывший СССР в лице Сталина, который надеялся сделать в Израиле оплот «социализма» и Советской империи на Востоке. Поэтому мы хорошо осведомлены о всех ужасах Холокоста и о современном положении государства Израиль. А о цыганах мы почти ничего не знаем.
Хотя есть благородные люди, которые поднимают цыганский вопрос. В России существует «Центр независимых социологических исследований», в котором работает Стефания Кулаева. В феврале 2010 года она представила на обсуждение доклад «Цыгане в России — романтические мифы на фоне тотальной дискриминации». Она говорит об откровенном расизме в отношении цыган у большинства жителей России и об отсутствии государственной защиты цыган.
Этим летом вопрос о положении цыган в Европе встал особенно остро. В июне на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге была принята резолюция о положении цыган. Её подготовил депутат Польского Сейма Борис Цилевич. В ней говорится: «Необходимо разрушать стереотипы, уменьшать предвзятость и поощрять взаимное доверие между цыганским меньшинством и остальным населением Европы». «Лицом» этой кампании стала знаменитая французская актриса Фанни Ардан. Однако в августе Франция, как и в прошлом году, начала массовую высылку цыган, что привело к громким скандалам и массовым акциям протеста.
Знают ли читатели, что король рок-н-ролла Элвис Пресли происходил из семьи немецких цыган? Знают ли читатели, что предки Чарли Чаплина и знаменитой актрисы Риты Хейворт были цыганами? Известный российский певец Вадим Козин тоже был цыганом. Удивительная музыкальность цыган, их проникновение в душу песни, романса заставляют всех любить их пение, несмотря на неприязнь к ним, как к народу. Когда вам грустно, читатель, слушайте цыганские записи: музыку, хоры, солистов. И тогда постепенно неприязнь к этому народу будет уходить из вашего сердца.
Инесса АКИМОВА
Терра Линда