ЦЫГАНСКИЙ ПОГРОМ В БОЛГАРИИ
Виктория МАРТЫНОВА
Беспорядки начались с того что в небольшом поселке Катуница под Пловдивом автобус сбил девятнадцатилетнего болгарина. Молодой человек погиб. Его друг, страдавший от тяжелого заболевания, услышав печальную новость, скончался в результате сердечного приступа. За рулем автобуса сидел один из приближенных местного цыганского барона Кирилла Рашкова. Местные жители пришли в ярость и двинулись к дому барона. На помощь им прибыли 3 тысячи футбольных фанатов из Пловдива. Они жгли машины, били стекла в домах цыган. Возмущенная толпа требовала, чтобы все цыгане немедленно покинули местечко. Постепенно беспорядки перекинулись на Пловдив. Толпа сочувствующих трагедии в Катунице направилась в цыганский квартал. В местной мечети были выбиты все стекла. В срочном порядке пришлось вызывать спецподразделение из Софии.
В результате беспорядков три человека погибли, еще несколько получили травмы. По данным полиции непосредственно в погромах участвовали до 800 человек, не менее 120 задержаны.
Это строчки с новостных лент.
Что стоит за обострением цыганского вопроса в Европе? Я позвонила в Софию руководителю неправительственной организации «Civil Society in Action» Охрану Тахиру.
— Как выглядят события в Катунице и Пловдиве с вашей точки зрения?
— Это в чистом виде цыганские погромы. Мне кажется, они происходят в стиле еврейских погромов, имевших место в начале двадцатого века в России и Украине. Иногда хочется протереть глаза: а действительно ли на дворе 21 век? А действительно ли это моя Болгария, в которой я вырос и которую люблю? Болгарию все больше и больше охватывают антицыганские настроения.
— Что вы собираетесь предпринять, чтобы защитить свою общину?
— Мы уже предприняли попытку достучаться до высшего руководства страны. Несколько известных лидеров, представителей интеллигенции направили письмо президенту Болгарии Георги Парванову. Мы обратили его внимание на то, что разгром трех домов цыганской семьи происходил в присутствии отряда болгарской жандармерии, который не вмешался и не попытался остановить погромщиков. Как объяснил генеральный секретарь министерства внутренних дел, вмешательство означало бы «переход на определенную сторону». СМИ не обеспечили адекватное освещение событий. А премьер-министр Бойко Борисов признал: «Полиция утратила контроль над ситуацией». Поэтому нам пришлось дать произошедшему собственное объяснение. Самый главный вывод — мирное выступление жителей после трагедии в Катунице было немедленно использовано радикальными организациями VMRO и ATAKA, которые превратили событие в межэтнический конфликт.
— Вы говорите, что произошедшее напомнило вам о еврейских погромах. Это серьезное обвинение…
— Я юрист по образованию, окончил факультет права в Софийском университете, поэтому знаю, о чем говорю и какие термины могу применить. Если погромщики выдвигают лозунги «Превратим цыган в мыло!», «Смерть цыганам, смерть туркам!», трудно удержаться от подобного сравнения. Тем более что это была настоящая волна жестоких разборок, прокатившаяся по городам Бургас, Варна, Плевен, Пловдив, София, Благоевград… Многие цыгане были атакованы прямо на улицах больших городов. В Бургасе хулиганы набросились на беременную женщину. Когда в деревне Скутаре под Пловдивом обнаружили тело погибшего цыгана, полиция попыталась сделать вид, что он жертва ДТП, а не убийства. Все это вместе с совершенно неадекватными действиями министра внутренних дел и премьер-министра заставляет задуматься о том, что нас ждет в будущем.
— Доводилось слышать, что цыганам придется со временем заняться проблемой политического самоопределения или — приходилось слышать и такое — создать свое государство. Насколько реально появление единой цыганской партии в Европе?
— Я думаю, что до этого еще очень далеко. Хотя цыганское население в Европе довольно значительно. По некоторым источникам, до 10 миллионов человек. Это больше, чем, скажем, население Финляндии, но пока нет оснований предполагать, что произойдет политическое объединение. Слишком много различий между общинами. Тем не менее, есть несколько случаев, когда цыгане становились депутатами Европарламента. Иными словами, цыгане задумываются над национальным самоопределением, но они все еще ждут своего Теодора Герцля. Что касается попыток создать организации через различные европейские структуры, они так же бесполезны, как Антисионистский комитет в советские годы. Все разговоры, обещания, а проблема становится все острее.
***
Валерий Новосельский — ведущий международной цыганской сети в Интернете. Потомок цыган, он стал известным экспертом по цыганской проблеме в Европе. Его я тоже попросила прокомментировать произошедшие в Болгарии события.
— Насколько сильна власть цыганских баронов в современных условиях?
— Барон Рашков, который оказался в центре скандала в Катунице, — из румынских цыган. Как утверждают местные источники, он принадлежит к числу тех, кто может быть замешан в торговле людьми (то есть поставке женщин в публичные дома в разных странах) и наркотиками. Но он отнюдь не единственный в своем роде. Люди, подобные ему, которые подозреваются в том, что наживают капитал, занимаясь криминальной деятельностью, сегодня есть в любом этносе. В странах бывшего восточного блока их хватает. Мафиози могут быть любой национальности. Тем более что здесь речь идет не о настоящем олигархе, масштаб очень средний. Думаю, будь Рашков настоящим крупным бароном, он жил бы в Софии, но средства пока не позволяют. Поэтому дикая вспышка ненависти среди болгар вызвана тем, что требуется найти возможность для излияния чувств.
— Но Болгария всегда считалась очень терпимой к разным народам страной. Это единственная страна в Восточной Европе, народ которой сумел предотвратить еврейскую Катастрофу на своей территории. Чем объясняется такой крайний настрой по отношению к цыганам?
— В Болгарии всегда, исторически было очень хорошее отношение к евреям и армянам. Их не только не обижали, но, как раз наоборот, защищали. Что касается цыган, их ассоциировали с турками. В стране проживает община турецких цыган, и разборки с ними обычно подогреваются политическими мотивами. Тем более что они мусульмане. При попытке анализа ситуации с цыганами в Европе стоит прежде всего понять, что цыганский мир, как и еврейский, очень разнообразен. Еще со времен турецкого владычества в цыганах видели проводников влияния Турции, к которой у болгар давний счет. В быту турецкие цыгане почти неотличимы от турков, хотя имеют свой язык. И живут они в основном в районах расселения турков (на северо-востоке Болгарии). Что касается цыган-христиан, то они испытали сильное давление при коммунистическом режиме, при Живкове их даже заставляли менять имена. Они тоже объект постоянного раздражения и ненависти, но турецкие цыгане чаще вызывают ярость. Желание бить турков и цыган очень остро ощущается в современном мире. Но все чаще приходится говорить о феномене поиска национального «козла отпущения». Я думаю (серьезных исследований на эту тему пока нет), что в тех странах, где теперь нет евреев, их заменяют цыгане, они превращаются в, так сказать, крайнего.
— Валерий, цыганская тема сейчас особенно остро стоит в странах бывшего коммунистического блока — в Венгрии, Румынии, Болгарии, Хорватии… На ваш взгляд, во времена социализма цыганский вопрос решался лучше?
— В какой-то степени да. Жесткий режим с его обязательным образованием для всех требовал, чтобы всех детей отправляли в школы. Власти тщательно отслеживали, как выполняется закон, и цыгане предпочитали не связываться с властями. То же самое касалось обязательного трудоустройства. Вводились жесткие меры по борьбе с тунеядством. Именно при социализме в разных странах Европы появился слой цыганской интеллигенции. Всем известен цыганский театр «Ромэн», люди любят выступления цыганских ансамблей… После демократических революций в странах Восточной Европы ситуация изменилась, поскольку свобода не всегда трактовалась адекватно, особенно в условиях экономических кризисов, переходных периодов, коррумпированности властей и так далее.
— Но очень часто люди гневаются на цыган, и порой на это есть причины… Цыганское население Восточной Европы по большей части не желает работать, предпочитает получать социальные пособия, занимается попрошайничеством, а то и грабежами. И это несмотря на все усилия правительств…
— На самом деле слухи о том, что правительства европейских стран, в том числе и Болгарии, вкладывают в цыган большие деньги, сильно преувеличены. До сих пор так и не подготовлены учителя для обучения детей-цыган. Работа, чего уж там, нервная, и к ней надо специально готовить специально отобранных людей. Но если в Австралии разработали особые методики обучения детей-аборигенов, в США давным-давно действуют программы для обучения латинос и афроамериканцев, то в отношении цыган не были предприняты подобные совершенно необходимые действия.
— Мы говорим о том, что столкновения с цыганами происходят в Восточной Европе. Но и в Западной, куда они пытаются перекочевать в немалых количествах, тоже проблем хватает. Взять хотя знаменитое изгнание цыган в Болгарию и Румынию президентом Франции Николя Саркози, что, как и следовало ожидать, значительно повысило его рейтинг…
— На самом деле он изгнал не только цыган, но и турков, но об этом почему-то практически никто не говорил. Что касается цыган, изгнаны были не только те, кто попрошайничал или нарушал общественный порядок, но и те, кто жил во Франции давно, успел неплохо приспособиться к той жизни и даже открыть бизнесы.
— Каковы настроения цыганской молодежи?
Я думаю, сейчас наблюдается очень опасная тенденция. Цыганская молодежь европейских стран, выросшая в обстановке ненависти, да еще и в нищете, постепенно радикализуется. Никто не отслеживает, к кому она примкнет, — к преступным группировкам или к джихадистам. И вот это новое явление действительно может таить серьезную угрозу для Европы.
«Новости недели» — «Континент»