ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ СЫГРАЛ ЛИДИРУЮЩУЮ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОПЕРНОГО ИСКУССТВА
Виталий РОНИН
Не будет преувеличением утверждать, что оперы «Манон Леско», «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Турандот» — широко известны любому, мало-мальски причастному к миру искусства человеку. Мало того, многочисленные поклонники оперной музыки знают, что эти произведения принадлежат перу Джакомо Пуччини, вошедшего в плеяду наиболее талантливых и знаменитых композиторов мира, своим творчеством внесшим неоценимый вклад в развитие особого вида искусства, каким является жанр оперы. Им создано десять опер, из которых ранее упомянутые являются наиболее популярными и исполняемыми до сих пор на подмостках сцен во всём мире. Бернард Шоу, в своё время, провозгласил его преемником Верди. Его первые оперные произведения были проникнуты духом «веризма», направления в искусстве, правдиво отражающего повседневный быт, его реалии. Однако, как указывают профессионалы, в творчестве Пуччини выявляется настолько богатая палитра выразительных средств, они настолько разнообразны и тоньше, что благодаря этому композитору удалось вырваться за рамки «веризма», ограничивающего его творчество. Используя напевную мелодию, Пуччини создал особый речитативно-ариозный стиль, отведя оркестру роль непосредственного участника лирической драмы. Вникая в содержание всех опер композитора, приходишь к выводу, что главным стержнем в них является образ женщины, способной на жертву во имя любви, а также благородная идея спасения человека во имя начала новой жизни.
Прослеживая жизненный и творческий путь Пуччини, невольно обращаешь внимание на неотвратимость выбранной им стези. В самом деле, из поколения в поколение в семье появлялись одарённые музыканты включая и его отца. Такая преемственность профессии в музыкальной сфере, как подчёркивают биографы Пуччини, наблюдалась лишь в семействе Баха.
Будущий прославленный композитор родился в Лукке в конце 1858 года (по одним данным 22-го, по другим — 23 декабря). Он был наречён Джакомо (полное же его имя звучит так: Giacomo Antonio Domenico Michele Secondo Maria Puccini). Его музыкальные способности проявились уже в раннем детском возрасте и, к счастью, не остались незамеченными родителями. В том, что Джакомо станет музыкантом, не сомневался никто. С этой целью, музыкальной грамоте, короткое время, сына учил отец. А после его смерти мать, Альбина Пуччини, выполняя волю мужа о непременном музыкальном образовании сына, отдала Джакомо на учебу своему брату, Фортунато Маджи, ученику Микеле Пуччини, преподавателю Луккской музыкальной школы. Мальчик, не раз выводил учителя из равновесия, проявляя лень и невнимание. Дело дошло до того, что Маджи сообщил своей сестре, что дальнейшее обучение Джакомо в музыкальной школе бесперспективно. Но Альбина имела противоположное мнение на этот счёт, и настояла, чтобы её сына оставили в школе. У него появился новый учитель, Карло Анжелони, оказавшийся более терпеливым, чем Маджи. Любовь учителя к опере оказала на молодого Пуччини сильнейшее влияние ещё в период предшествовавший его поступлению в Миланскую консерваторию. Именно Анжелони посоветовал Джакомо послушать оперу Верди «Аида», которая, по признанию мальчика, произвела на него неизгладимое впечатление. Сочинённая им вслед за этим симфоническая прелюдия для оркестра, навеяна мощным воздействием как увертюры, так и оперы в целом. Много лет спустя, маститый композитор признался: «Когда я услышал оперу «Аида» в Пизе, я почувствовал, что окно в музыку оказалось для меня открытым». Многие биографы приводят этот эпизод как один из факторов, повлиявших на выбор им оперы в качестве основного вида творчества. Самоотверженная и любящая мать не преминула обратиться с просьбой к руководству церкви Сан Мартино в Лукке, чтобы её сыну, по достижении определённого возраста, разрешили занять пост органиста, который ранее принадлежал его отцу. Таким образом, она не только обеспечила сыну школьное образование (учился он в семинарии церкви Сан Микеле), но и изыскала возможность, чтобы с восьмилетнего возраста он продолжил музыкальную подготовку для занятия места органиста в церкви Сан Мартино, а в дальнейшем, отыскала спонсоров, одними из которых стали доктор Николау Серу и королева Маргарита, благодаря финансовой поддержке которых её сын смог переехать в Милан, поступить и учиться в Миланской консерватории. Но учился он из рук вон плохо. Его не интересовал учебный процесс, мягко говоря, математика была у него не в фаворе, он не читал книг. По свидетельству ряда учителей, он был невнимательным, ленивым учеником, оказывающим на своих товарищей по классу отрицательное влияние. В результате, перед окончанием школы, ввиду неуспеваемости, его оставили на второй год. В конечном итоге, ему через год удалось сдать экзамены. Но на обучение ему пришлось затратить, вместо положенных четырех, пять лет.
Вместе с тем, было очевидно, что Джакомо был привержен музыке. К этому периоду относится первое его сочинение для голоса и фортепиано. Он пел в церковном хоре, играл на органе в небольших церквях вокруг Лукки, исполняя и собственное произведение для органа. Вслед за этим им была создана патриотическая кантата. Уровень его исполнительского мастерства позволял ему также подрабатывать игрой на пианино в казино. Эти выступления привлекли внимание аптекаря Аддельсона Бетти, страстного любителя музыки. Благодаря ему Пуччини получил первый в своей жизни заказ на сочинение произведения для местной приходской церкви. Так появилась Vexilla regis. 1878 год ознаменовался также появлением ещё двух работ Пуччини: для голоса, хора и оркестра и для четырёх голосов. Он получал скромную зарплату как органист нескольких приходских церквей. В 1880 году его месса для четырёх голосов исполнялась в одной из церквей Лукки. Текущий год оказался переломным в творческой судьбе Джакомо: он поступил в Миланскую консерваторию, сдав экзамены настолько успешно, что был оценен, по его словам, как «наилучший из всех».Здесь, в Милане, он получал моральную и материальную поддержку не только от своей матери и сестры, но и от нескольких новых друзей, тоже в своё время приехавших из Лукки. Неоценимую роль сыграла и королевская стипендия. Наиболее существенную помощь ему оказывал Альфред Каталани, бывший ученик его дяди, ставший композитором, профессором Миланской консерватории, авторитетным и популярным в музыкальных кругах Милана. Баззини, другой консерваторский профессор, давал уроки музыки своему ученику. Но наиболее близким ему сделался Понкьелли, ставший по сути его руководителем.
Учась в консерватории, Пуччини по-прежнему не уделял должного внимания общеобразовательным предметам. В то же время, он углубленно занимался композицией. В результате появились сочинения для голоса и отдельных инструментов, голоса и оркестра, образцы симфонической и инструментальной музыки, концерт для скрипки и фортепиано.
Так и не использовав дополнительного года обучения, настоятельно рекомендуемого ему Понкьелли для углублённого изучения сочинений композиторов-предшественников и совершенствования собственного композиторского мастерства, Пуччини успешно закончил консерваторию в 1883 году, предварив её окончание созданием симфонии «Каприччио». После окончания консерватории Пуччини мог занять пост органиста церкви Сан Мартино или стать преподавателем музыкальной школы. Ни того, ни другого он не сделал. Это решение он принял не без совета матери, Понкьелли и Каталани, веривших, что будущее многообещающего Джакомо определит Милан. Роль учителей, а в дальнейшем издателя Джулио Рикорди, в судьбе Пуччини действительно огромна. Они не только ввели его в артистические и музыкальные круги Италии, но и рекомендовали ему поэта-либреттиста Фердинанда Фонтано, ставшим автором либретто для его первых двух опер. Одна из них, Le Ville, выдержавшая всего несколько представлений в Милане в 1884 году, тем не менее произвела большое впечатление на публику и критиков. Пуччини стал одним из самых молодых перспективных композиторов своего времени, несмотря на то, что эта опера, позже поставленная в других городах Италии и даже за рубежом, вызывала неоднозначную реакцию со стороны театральной публики и, в ряде случаев, удостаивалась негативной критике. Ко второй опере «Эдгар» Пуччини обратился в 1885 году. Она имела успех, претерпела ряд постановок, но не удостоилась таких восторженных откликов, как предыдущая.
Драматично складывалась ситуация по созданию либретто для следующей оперы Пуччини «Манон Леско». Трудности прежде всего возникали в связи с тем, что уже существовали оперы на эту тему Обера и Массне. Кроме того, композитор всегда относился придирчиво к работе своих либреттистов. У всех он требовал изменений текста, его улучшения. Часто неудовлетворенный их работой, он исправлял либретто или вносил в них изменения сам. Во многих случаях, после появления своих произведений, он вносил те или иные изменения в структуру оперы, текст и музыку. В случае с «Манон» его не устраивал уровень работы автора либретто первых двух опер. Поэтому над либретто «Манон Леско» трудились одновременно несколько авторов. Их вклад оказался настолько несопоставимым, что было очень сложно отдать кому-либо предпочтение в его создании. Полуторалетний труд Пуччини над «Манон Леско» завершился премьерой оперы в Турине в 1893 году. Особенный успех ей сопутствовал в Милане, Филадельфии, Париже… в последующие годы. Она оставалась одним из любимых детищ композитора, создавшего своё произведение в наиболее счастливый период своей жизни, когда он был полон жизненных сил, творческих устремлений, переполнявшим его чувством любви к Эльвире Бонтури, являвшейся для него источником вдохновения. В период создания «Манон Леско» и поисков новых сюжетов для последующих опер, Пуччини сопровождал общественный скандал, вызванный его связью с Эльвирой Бонтури, замужней женщиной, матерью двоих детей. Лишь после смерти её мужа, в январе 1904 года, она смогла стать его женой. Их совместная жизнь, мягко говоря, была не безоблачной. Но несмотря на всё негативные обстоятельства, они остались вместе до конца жизни Пуччини. Работа над подсказанным прежним либреттистом сюжетом «Тоски» была отложена на несколько лет, поскольку он увлёкся вновь возникшим проектом — «Богемой». Опера была закончена в 1896 году, а её премьера состоялась в начале следующего года. Отдельные сцены, и в особенности 3-й акт, понравились публике. Однако, ряд отзывов свидетельствовали о неудаче композитора. Несмотря на это, «Богема» имела успех в Манчестере, Глазго, Эдинбурге, Вене… Она выдержала испытание временем. Её принято считать шедевром композитора. Более сотни лет спустя, в числе многих других, Пласидо Доминго высоко оценил это произведение мастера. Джакомо в зрелом возрасте представлял собою привлекательного мужчину, скромного, отзывающегося на нужды людей человека, постоянного в дружбе (у него было много друзей, с которыми он поддерживал отношения до конца своей жизни и многие из них отвечали ему взаимностью; одним из них был публицист и издатель Рикорди одним из первых распознавший талант Пуччини и оказывавший своему протеже неоценимую постоянную поддержку…). Он был индифферентен к религии. Политика была вне сферы его интересов. Его сокровенным желанием было, чтобы его оставили в покое и дали возможность заниматься любимым делом.
Начало 20-го столетия ознаменовалось для Пуччини премьерой «Тоски» в Риме. И хотя отзывы о премьере были поначалу неоднозначными, дальнейшие представления оперы на сценах театров в Милане, Лондоне, Вене… имели несомненный успех. С тех пор «Тоска» совершает триумфальное шествие по многим странам и континентам, а заключительная ария Каварадосси, одной из любимых Марио Ланца, вызывает особые эмоции слушателей.
Так не раз случалось в творческой жизни Пуччини, что окончание работы над одним крупным произведением сопровождалось появлением новой темы для последующего. При этом почти в каждом случае, при выборе темы, Пуччини выигрывал счастливый билет. Так произошло и с «Мадам Баттерфляй». Однако в силу возникших обстоятельств в его личной жизни, работу над этой оперой пришлось на время отложить. Три автокатастрофы, в одной из которых он чуть не погиб, развившийся диабет, переставшая быть тайной его длительная связь с молодой женщиной Кариной, учительницей из Турина, — всё это не могло не сказаться на темпе его творчества. Тем не менее, после кропотливой работы, опера была закончена, и её премьера, претерпевшая фиаско, состоялась 4 января 1904 года в Милане. Однако, начиная с последующей успешной постановки оперы, она завоевала признание публики и критиков, её бесчисленное количество раз ставили самые прославленные театры мира. Она до сих пор находится в основном репертуаре оперных театров США, Англии, Японии, Италии, России…
В 1910 году Пуччини закончил оперу «Девушка с Золотого Запада» с успехом прошедшей, в начале в Нью-Йорке, а затем на подмостках театров других стран.
Первая мировая война, моральные и материальные трудности,— повлияли на творческие планы композитора. Поэтому лишь в 1916 году он закончил оперу «Ласточка». Премьера новой оперы состоялась в 1917 году в Монте-Карло. А вслед за ней, через девять месяцев, в Метрополитен-опере, состоялась премьера «Триптих», произведения состоящего из трёх частей: «Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки». Над этой оперой он работал в течение почти трёх лет.
«Турандот» — последнее, но, к сожалению, незаконченное произведение Пуччини, по заключению биографов, оказалось «последним взлётом творческого гения мастера». Пик работы над «Турандот» пришёлся на конец 1923 года, когда у него появились первые симптомы заболевания горла. В дальнейшем, когда состояние усугубилось и диагноз рака был установлен, ни радиотерапия, ни последующее хирургическое вмешательство не принесли обнадёживающих результатов. Лишенный возможности говорить, но при полном сознании великий композитор скончался в Брюсселе 29 ноября 1924 года. Газеты пестрели сообщениями о смерти композитора, своим творчеством доказавшим, что он достоин находиться в ряду корифеев мирового искусства. Ему были отданы торжественные почести в Брюсселе. Затем в Милане состоялась траурная церемония в присутствии всех членов семьи композитора, ряда официальных лиц и огромного количества людей, пришедших проститься с великим мастером, личностью, сыгравшей лидирующую роль в развитии оперного искусства.
Премьера «Турандот» (её закончил композитор Франко Альфано) состоялась через полтора года после смерти композитора (25 апреля 1926 ) в «Ла Скала». Дирижировал Артуро Тосканини. Дойдя до последней ноты, написанной композитором, Артуро остановил оркестр, повернулся к публике и произнёс: «на этом месте работа над оперой была закончена в связи с безвременной смертью композитора». Но, как показывает опыт прошедшего столетия и начала нынешнего, творчество Джакомо Пуччини бессмертно.