Если бы Алиса рисовала
Мне кажется, что даже не стоит особенно доказывать, зная то, что не одно десятилетие рисует российская художница Кира Эмеретли, что ее работы могли бы напоминать то, что получалось бы у Алисы из известного произведения, если бы героиня историй, рассказанных английским писателем Льюисом Кэрроллом была бы художником.
Знакомясь с графическими и живописными циклами российской художницы Киры Эмеретли, понимаешь, что в них есть волшебство и свобода, та фантастическая раскованность, которая бывает только в детстве, при том, что выполнены они профессиональным художником, существуют на бумаге, дереве, холсте уверенно и выразительно.
Их нельзя ни с чем спутать, хотя они напоминают неуловимой легкостью и метафоричностью то картины Шагала всех периодов его творчества, то иллюстрации к детским книгам лучших художников разных стран и времен.
Ее авторская манера узнаваема: всегда в композиции ее картин главенствует крупный план, которым выделяется персонаж – животное, портрет или мифическое существо. Если речь идет о портрете, то, как правило, лица героев даны с хитрецой в выражении глаз, которые обычно громадные и нередко прищуренные.
При всем том, что перед нами не стиль, как бы копирующий наивное творчество, а образ существования в живописи, искусство оставаться самой собой в неброских, по своему трогательных и близких образах, в которых нет слащавости, нет упрощения, а есть добрый и явный талант живоописания, создания образов красками, тушью, тем, что наиболее точно раскрывает то, что хочет в данный момент выразить автор картины – законченной работы или эскиза, наброска. Удивительное своеобразие ее картин состоит в том, что, даже будучи завершенными, они как бы текучи, выхваченное из жизни или из мечтания и запечатленное на них вроде бы основательно, подвижно, поскольку здесь нет статики, того, что традиционно отличает обычную картину от произведения искусства.
Творчество Киры Эмеретли – приветливо. Не случайно, она в своей маленькой студии учит детей рисовать. И на собственной странице в фейсбуке выставляет (!) работы учеников наравне со своими. Эта сторона ее деятельности получила и общественное признание, а студия – имеет дипломы и известна в Севастополе, городе, в который в 2009 году переехала Кира Эмеретли, вернувшись географически на родину родственников.
Ее картину заметили на групповой выставке «Земля Обетованная», которую в 1997 году организовало Генеральное консульство Израиля на Украине. С тех пор еврейская тема прочно и узнаваемо вошла в живопись Киры Эмеретли. Продолжилось циклом «Местечко», портретами друзей. Для нее принципиально и то, что ее сводный брат, галахический еврей, служит в Армии Обороны Израиля, как и воспоминания из детства. Дома на улице Артема в Днепропетровске, где соседями ее родителей были еврейские семьи. Оттуда – и увлечение Шолом-Алейхемом, Фейхтвангером, Ремарком. Как и Грином, как мечта о Крыме, о возвращении туда, где ее духовные, подлинные и дальние корни.
Она родилась в Днепропетровске, училась и жила в Москве, а теперь – в Севастополе, считая, что 6 лет назад начался новый этап ее жизни, в первую очередь, творческой, когда ее самобытная манера письма, ее воодушевление историей народов и культур нашла себе самое адекватное для нее выражение.
Она вспоминает с любовью бабушку – Ольгу Васильевну Кассер, немку по происхождению, вышедшую замуж за грека. Про то, как та спасла еврейскую девушку милу, буквально выхватив ее из толпы тех, кого в Днепропетровске гнали на расстрел, про то, как она растила ее вместе с собственной дочерью, матерью Киры.
Несомненно, что и личности бабушки и дедушки, как и микрокосм днепропетровской дружелюбной жизни, как и многое другое – сформировали мировосприятие Киры Эмеретли, выразились наглядно в ее работах, где юмор с легкой грустинкой, где радость и праздник есть ностальгия по чему-то настолько совершенному и идеальному, что оно почти недостижимо, хотя и снова и снова возникает на ее чУдных картинах с поразительной последовательностью, разнообразием при наличии сразу распознаваемого лейтмотива – они написаны не просто талантливым и искренним человеком, они созданы честно и воодушевленно, являясь больше, чем живописью – признанием в наличии гармонии и воображаемых сюжетах, того редкого совершенства, вбирающего мастерство, стиль, индивидуальность, что есть настоящее в искусстве и в жизни. В нашем случае – Киры Эмеретли.
Илья Абель