ЕСТЬ ЛИ В ИЗРАИЛЕ ДЕМОКРАТИЯ?
Размышления не у парадного подъезда
Дорогие журналисты, публицисты, политологи, юристы, обществоведы, историки, материалисты, я прошу ответить мне на простой вопрос: является ли Израиль демократическим государством? В СМИ часто утверждается, что Израиль является единственным демократическим государством на всём Ближнем Востоке.
Извините за цитирование известных документов
Словарь Даля: \»Демократия — народное правление, народодержавие, народовластие, мироуправство…\».
Большой толковый словарь Российской академии наук, 2000 г.: \»Демократия — форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел…\».
Так какая политическая организация общества создана в нашей стране, где это декларируется и имеются ли аналоги в мировой практике демократических государств?
Я живу в Израиле 11 лет, но до сих пор не могу найти удовлетворительную формулировку государственного и общественного устройства нашей страны: парламентская республика с правительством, собранным из непрофессиональной группы законодателей, из депутатов Кнессета (бывший генерал может стать министром сельского хозяйства, а профсоюзный функционер — министром обороны). Где же разделение власти? Президент выбирается парламентом с правами… чуть более возможности выступления в средствах массовой информации.
Сколько министров должны составлять кабинет правительства, чтобы оно эффективно функционировало с экономией средств? Есть ли закон о его составе?
Если Израиль демократическое государство, то почему отсутствует конституция — свод основных законов страны, и почему Кнессет обязан учитывать решения БАГАЦа — Высшего суда справедливости? Если закон, разработанный комиссией и принятый во всех чтениях парламентом, может быть отменён несколькими судьями, то это называется высшей справедливостью? И ещё, по каким правилам и принципам принимает решения БАГАЦ: по совести, по понятиям, по взглядам, по настроению, по своему усмотрению или подсказкам? Выбирает ли народ своих судей?
Кстати, где, кем, в каком законе записано, что мы являемся еврейским демократическим государством или это только устная декларация власти?
Выборность аппарата власти является наиважнейшим требованием демократии. А мы отдаём свои голоса партиям, то есть, выбираем только лидера, слушая его декларативные заявления, которые он может потом изменить. Остальных кандидатов в Кнессет и правительство мы, как правило, мало знаем, или не знаем вообще.
Является ли демократическим приём, когда премьер-министр при отрицательном отношении своей партии к какому-либо вопросу, создаёт новую партию (за которую никто не голосовал), выгоняет из правительства недовольных и, таким образом, принимается решение, которое впоследствии оказывается весьма вредным, но необратимым?
А народ? Он не безмолвствовал: оранжевые ленточки в окнах домов, на автомобилях, на сумках и даже на колясках для покупок. И ничего… Народовластие?
В Израиле есть весьма своеобразная свобода слова. Поэтому каждый министр может выступать, делать заявления от своей партии или свои умозаключения независимо от мнения премьер-министра либо общих решений правительства. Почему один-единственный министр вправе решать ликвидировать какой-либо форпост или поселение?
Почему десятилетиями протекают судебные разбирательства против неугодных кому-то депутатов Кнессета?
Почему у нас можно бросать камни в солдат своей армии? Камень — это оружие. Стыдно напоминать, что Давид камнем убил Голиафа.
Почему нельзя разобраться, кто оплачивает (какая \»дружественная\» нам страна) активное протестное явление известной еврейской партии?
Почему человек, не имеющий ранее отношения к образованию и ставший министром, начинает перекраивать учебные программы по своему разумению?
В школу, где учится моя внучка, приходили активисты и агитировали старшеклассников отказываться от службы в \»оккупационной армии\». Свободой чего это называется?
В какой ещё стране депутат парламента может посетить, мягко говоря, недружественную страну, с которой нет дипломатических отношений, и там ругать свое государство всеми известными ему словами и получать при этом зарплату за законодательную государственную службу?
Почему профсоюз может остановить все организации жизнедеятельности страны, защищая небольшой круг работников отдельной отрасли?
Почему часть населения страны, имея израильское удостоверение личности, то есть израильское гражданство, может не выполнять непонравившиеся им законы, не служить в армии, не платить налоги?
Скажите, если это демократия, то что такое вседозволенность, анархия, вредительство и предательство?
В каких ещё демократических странах мира всё это возможно?
Можно ещё спросить, где проходят чёткие границы нашего государства: по зелёным насаждениям, по бетонной стенке, по колючей проволоке, по траекториям \»кассамов\»?
Если Иерусалим — единая, неделимая столица страны, то за кого голосуют жители восточной части города? Существует ли закон, как следует поступать с нарушителями наших границ?
Почему за годы существования государства не была законодательно выработана концепция строительства, сноса и переноса поселений? Почему нашим парламентом не разработаны приоритеты взаимоотношений с Палестинской автономией? Почему всё это зависит от личности лидеров партий, находящихся у власти?
Является ли Газа частью государства Израиль? Если нет, то что оно такое? И почему мы в таком случае обеспечиваем сие образование водой, электричеством и прочим, чего нам самим не хватает?
Если мы независимое демократическое государство, то почему весь мир должен решать, где и как нам жить, как защищать свою страну?
Итак, неужели весь этот балаган называется демократией?
И не нужно рассказывать мне об ущемлении прав главного национального меньшинства. Права у них есть. У них нет обязанностей. Но это уже совсем другая история.
Галина ФЕЛИКСОН, Бат-Ям
Еженедельник \»Секрет\» (velelens.livejournal.com)