ЭВИАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ И СУДЬБА ЕВРЕЙСКИХ БЕЖЕНЦЕВ
Иосиф ТЕЛЬМАН, кандидат исторических наук, Нешер
КРОВАВЫЙ ВКЛАД ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СТРАН В ВЕЛИЧАЙШУЮ ТРАГЕДИЮ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
Жестокие преследования, которым подвергались евреи в Германии, а после аншлюса и в Австрии вынудили десятки тысяч семей покинуть страны, где они родились и жили. Однако беженцев никто не хотел принимать, и положение их было просто плачевным. В лучшем случае им выражали сочувствие, и то не всегда. Демократические страны Запада считали, что Германия решает свои внутренние проблемы и это ее право. Никакой помощи евреям, которых жестоко преследовали нацисты в Германии, они не оказали и не собирались это делать впредь. Однако беженцев становилось все больше и больше, игнорировать их стало уже просто невозможно. Да и росло возмущение общественности преступлениями нацистов. В связи с этим была созвана международная конференция в Эвиане, в которой участвовали представители 32 стран. Ее задачей было оказание помощи еврейским беженцам из Германии и Австрии. Инициатором ее созыва был президент Соединенных Штатов Франклин Рузвельт.
Начиная с 1938 года производился непрестанный нажим со стороны гестапо и служб СС на евреев во всем Третьем рейхе, чтобы принудить их эмигрировать. Эта акция возглавлялась Адольфом Эйхманом и продолжалась до начала Второй мировой войны. В общей сложности Германию покинуло 170 тысяч человек. Из Австрии после ее аннексии нацистами и до начала Второй мировой войны, т.е. в течение 18 месяцев бежало 110 тысяч евреев, из «протектората» — чехословацких областей Богемия и Моравия — 35 тысяч.
Международная конференция, посвященная вопросам еврейских беженцев, проходила во французском курортном городе Эвиан-ле-Бен 5-16 июля 1938 года. Рузвельт обратился с призывом к руководителям демократических стран всего мира обсудить вопросы о предоставлении убежища политическим беженцам. В Эвианской конференции участвовали представители США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Австралии, Новой Зеландии, ряда стран Латинской Америки. Международные организации по делам беженцев не были представлены на конференции, за исключением генерального комиссара Лиги Наций по делам беженцев. Не были допущены и представители от самих беженцев.
В выступлениях участников прозвучало ярко выраженное нежелание подавляющего большинства стран открыть свои границы перед преследуемыми евреями. Открывая конференцию, представитель США заявил, что его страна уже сделала все возможное, впустив в 1938 г. 27370 человек, то есть, полностью использовав въездную квоту для беженцев из Германии и Австрии. Представитель британского правительства отметил, что непосредственно на своей территории Великобритания не может разместить беженцев из-за перенаселенности и большого числа безработных. Он полностью исключил Эрец-Исраэль как возможное убежище для еврейских беженцев. Правда, потом Англия заявила, что готова принять небольшое число беженцев в своих колониях в Восточной Африке. В тоже время она категорически отказалась пересмотреть квоту на въезд евреев в Палестину, которая была установлена в 75 тысяч человек в течение пятилетнего периода. Кстати, Англия согласилась прислать своего представителя в Эвиан только при условии, что вопрос об иммиграции в Палестину не будет вообще стоять на повестке дня. Британское правительство настояло также на том, чтобы обсуждался только вопрос о тех, кто уже оставил свою родину, и чтобы даже не упоминалась опасность, грозящая в некоторых странах евреям, не имеющим возможности выехать. Франция заявила, что она уже приняла максимальное число беженцев. Такую же позицию заняла Бельгия. Нидерланды были готовы стать транзитным пунктом для беженцев, направляющихся в другие страны. Австралия объяснила свой отказ впустить беженцев из Европы тем, что в стране нет конфликтов на национальной почве, и она не хочет их возникновения. Канада и ряд стран Латинской Америки заявили, что вследствие экономического кризиса и большой безработицы они не могут принять беженцев. Только одна страна — Доминиканская Республика — изъявила готовность принять большое число беженцев, предоставив под их размещение земельные участки.
Таким образом, конференция по сути превратилась в пустую говорильню. Голда Меир присутствовала на конференции в качестве наблюдателя. В своей книге «Моя жизнь» она писала:
«Страшное это было дело — сидеть в роскошном зале и слушать, как делегаты 32-х стран поочередно объясняют, что они хотели бы принять значительное число беженцев, но что, к несчастью, не в состоянии это сделать. Человек, не переживший это, не в состоянии понять, что я испытывала в Эвиане. Всю эту смесь горя, разочарования, ярости и ужаса. Мне хотелось встать и крикнуть всем им: «Вы что, не понимаете, что эти «цифры» — живые люди, люди, которые, если вы не впустите их, обречены сидеть до смерти в концлагерях или скитаться по миру как прокаженные?». Конечно, я не знала тогда, что этих беженцев, которых никто не хотел, ожидает смерть. Если бы я это знала, то не смогла бы молча сидеть, соблюдая дисциплину и вежливость».
Итоги работы Эвианской конференции были весьма скромными, даже удручающими. Был создан межправительственный Комитет по делам беженцев. Он обращался к различным странам мира с призывом открыть границы перед еврейскими беженцами. Однако на эти призывы мало кто откликнулся. Комитет также вел переговоры с правительством нацистской Германии о том, чтобы эмиграция из Германии была организована в определенных рамках, и чтобы беженцам было позволено брать с собой хотя бы часть своей собственности. Комитету удалось добиться согласия правительства США в течение ближайших пяти лет максимально заполнить квоту для беженцев из Германии, Австрии и Чехословакии. Австралия согласилась принять пятнадцати тысяч беженцев в течение трех лет, страны Латинской Америки также были готовы впустить некоторое число беженцев. Переговоры с Германией об организованной эмиграции и о разрешении беглецам взять с собой часть принадлежавшего им имущества в конечном счете не дали результатов. Нацисты не шли ни на какие уступки.
Благодаря деятельности Комитета было заключено международное соглашение о разрешении транзитным беженцам пересекать границы без паспортов. Во время Второй мировой войны это помогло части беженцев добраться до Доминиканской Республики и некоторых стран Южной Америки, согласившихся предоставить им убежище.
Подведем итоги. Конференция в Эвиане показала, что и великие, и малые страны равнодушно отвернулись от страданий преследуемых евреев. После этой конференции у Гитлера были развязаны руки. Он понял, что евреям неоткуда ждать помощи. Прежде у Германии были некоторые опасения, что ее политика преследований и жестокости в отношении к евреям может вызвать отрицательную реакцию в мире и заставит демократические страны принять некоторые меры. Но теперь стало ясно, что ни одна страна не выступит против Третьего рейха и поэтому нацисты могут и дальше продолжать и даже усилить антиеврейскую кампанию. Гитлер не без оснований смог сказать: «Евреев не хочет никто». Судьба евреев рейха теперь полностью зависела от нацистов, которые использовали провал конференции в Эвиане в пропагандистских целях.
Ворота «свободного мира» были закрыты. Миллионы евреев были оставлены нацистскому дракону на съедение.
Через несколько месяцев после конференции в Эвиане нацисты устроили по всей стране еврейские погромы — «Хрустальную ночь». Под впечатлением от этой страшной трагедии сенатор Роберт Вагнер предложил принять специальный закон, который позволит въезд в США 20 тысячам детей из Германии сверх ежегодной квоты. Не только евреи, но и многие христиане поддержали его предложение, выразили готовность усыновить их, чтобы государству не пришлось тратить средства на содержание детей. Однако предложение Вагнера было отвергнуто. В результате в самый канун войны тысячи еврейских детей не получили права на въезд и стали жертвами нацистских палачей.
Следует отметить благородную акцию английской общественности. После «Хрустальной ночи» 10 тысяч еврейских детей были вывезены специальным транспортом из Германии и тем самым спасены от смерти. Интересно, что бывшая премьер-министр Великобритании Маргарэт Тэтчер вспоминала, что именно от еврейской девочки, принятой ее семьей, она впервые узнала, что такое нацизм. Это был запоминающийся урок — и не только для будущей «железной леди», но и для многих ее соотечественников.
Часто даже полученная виза не всегда была гарантией, что еврейского беженца примут в той или иной стране. Так, например, произошло с пароходом «Сент-Луис», который 13 мая 1939 года с 937 евреями на борту вышел из Гамбурга и 27 мая прибыл в Гавану. Пронацистски настроенный президент Кубы Федерико Лоредо Бру приказал капитану Густаву Шредеру отправляться назад. Кубинские власти приняли только 27 беженцев, объявив визы остальных недействительными. Пароход взял курс на Флориду, но и там было отказано в приеме. Пароход вернулся в Европу. Капитан Шредер понимал, что привезти пассажиров обратно в Гамбург равносильно их убийству. Он уже принял решение посадить судно где-нибудь на мель. Но тут пришло радостное известие: эпопея «Сент-Луиса» вызвала во всем мире большой резонанс, и в результате Бельгия, Голландия, Франция и Англия договорились принять пассажиров, разделив их на группы. 17 июня корабль прибыл в Амстердам. Однако, в конце концов, только 287 человек, которые попали в Англию уцелели, остальные погибли от рук нацистов.
Между тем, положение евреев продолжало ухудшаться, а поток беженцев расти. Как это ни удивительно, принимали беженцев-евреев только в Шанхае. Тогдашние китайские власти не возражали против их приезда. Но в августе 1939 года Япония оккупировала Китай и запретила въезд беженцев. Японцы имели очень смутное представление о евреях, но решили сделать приятное своему стратегическому союзнику — нацистской Германии.
После ноябрьского погрома 1938 года («Хрустальной ночи») въезд евреев в США был несколько облегчен, но во многих случаях это было запоздалое решение. Однако, несмотря на все препоны, США были самой важной для евреев Германии и Австрии страной эмиграции — 130 тысяч беженцев нашли там спасение от неминуемой смерти.
Когда нацистская Германия напала на Польшу, поток еврейских беженцев из этой страны устремился на Восток. Вначале власти СССР не препятствовали польским евреям, однако затем закрыли границы и бегущих евреев высылали обратно на территорию, занятую немцами.
В связи с вторжением вермахта в Польшу, информация о нацистских зверствах по отношению к евреям стала известна в Лондоне и Вашингтоне. Вскоре после нападения нацистской Германии на СССР сведения о массовом уничтожении евреев дошли до Кремля и до стран-союзников. В конце 1942 года Лондон и Вашингтон, наконец, выступили с осуждением массовых убийств евреев. Однако, вместе с тем, Англия нисколько не смягчила своей политики в отношении евреев, стремившихся спастись в подмандатной ей Палестине. В это время тысячи евреев Европы гибли в газовых камерах.
Иногда возникает вопрос: а где были сионистские организации, почему они бездействовали? Разного рода провокаторы даже распространяли слухи о том, что якобы сионисты тайно договаривались с нацистами, рассчитывали, что разжигание антисемитизма заставит евреев побежать в Палестину. Поэтому поводу известный британский историк Уолтер Лакер пишет:
«Заявления о сотрудничестве сионистов с нацистами — это абсолютная чепуха. Ни один еврейский Молотов ни разу не сидел с нацистами за одним столом. Можно было, наверное, пойти на сделку с дьяволом ради спасения людей. Но реальность состояла в том, что евреев никуда не пускали, сионисты ничего не могли сделать — их просто игнорировали даже руководители демократических стран Запада. Ни беженцы, ни сионисты их не интересовали».
В октябре 1943 года под давлением мировой общественности Великобритания и США созвали Бермудскую конференцию по проблемам беженцев. Она открылась в дни восстания в Варшавском гетто. Пока евреи сражались с вооруженными до зубов гитлеровцами, представители свободных стран решили, что вопрос о еврейских беженцах нельзя рассматривать в отрыве от проблемы всех беженцев и перемещенных лиц. Кроме того, не представляется возможным вывезти евреев с оккупированных территорий. Было решено возобновить работу созданного в Эвиане Международного комитета по делам беженцев.
Еврейский народ перенес в период Второй мировой войны исключительные бедствия и страдания. Катастрофа унесла 6 миллионов жизней. Нацистские палачи не щадили ни детей, ни женщин, ни стариков. И даже после этой страшной трагедии положение уцелевших еврейских беженцев было ужасным. Десятки тысяч евреев бродили по разным странам Европы в поисках средств к существованию и в поисках убежищ. И только создание государства Израиль дало этим людям и надежду, и решение проблемы. У евреев на обетованной Земле появился, наконец, родной Дом. Он позволил решить и проблему тысяч беженцев из арабских стран. С созданием государства Израиль проблема еврейских беженцев решена раз и навсегда. Сотни лет скитаний, инквизиция, погромы, изгнания, беззащитность перед произволом чужой власти — все это позади. На не очень большой территории, но на своей, создано свое еврейское государство. Но безопасность нашего государства, его защита еще долго будут важнейшей задачей всего еврейского народа. К сожалению, и в наши дни имеются наследники бесноватого фюрера, которым не терпится уничтожить наш народ. И, к сожалению, страны демократии не желают понимать, насколько зловещи планы лидеров исламистов по ликвидации не только Израиля и еврейского народа в целом, но и по завоеванию мирового господства…
«Секрет» — «Континент»
НА ФОТО
Делегаты Эвианской конференции выразили полный «неодобрямс» политике Гитлера, но пальцем о палец не ударили, дабы помешать ему в осуществлении геноцида еврейского народа