На этой неделе «Еврейские дни в Ратуше» будут посвящены театру и литературе
В Львове продолжается просветительский проект «Еврейские дни в Ратуше», в рамках которого львовян и гостей города приглашают на открытые лекции и дискуссии, объединенные общей темой – «Сообщества, среды и государства в спорных городах ХХ века». На этой неделе спикеры проекта будут говорить о театре и литературе межвоенного периода.
Например, профессор Мейгил Фавлер из Стетсонского университета (США) прочтет лекцию «Визит за кулисы», во время которого детально рассмотрит украинский, еврейский и русский театр в 1920-х – начале 30-х г. г. Этот период искусствоведы считают временем радикальных изменений в театральном пространстве Советской Украины. А еще называют годами великого искусства, особенно если говорить об искусстве, которое было НЕ русскоязычным. Ведь идиш- и украиноязычные театры тогда процветали. Собственно, такое интересное сосуществования и наталкивает нас на вопрос о национальных культурах в полиэтническом пространстве. Объединяет ли культура в таких обстоятельствах этнические группы, или наоборот – разделяет их? Существовала ли единая советская культура? И чем был национальный театр: сокровищницей языка, практикой или аудиторией? Ответы на эти и другие вопросы и попытается дать известный театровед Мейгил Фавлер.
Не менее интересной будет и лекция литературоведов Даниила Ильницкого и Виктора Мартынюка «После неизбежного: Мнимая карта литературного Львова (± 1939)». Одноименный проект эти исследователи уже два года воплощают в львовском Центре городской истории. Ведь 1939-й стал поворотным в истории Львова и в жизни его коренных обитателей. Присматриваясь к этим изменениям, можно говорить, как об уникальности опытов, так и об общности судеб – в масштабе индивидуальном или локальных сообществ. Одной из таких групп были писатели, чья роль, учитывая профессию или призвание, состоит собственно в переносе индивидуального опыта на уровень социальной памяти. Различные писатели, оказались в ту пору в Львове, и впоследствии возвращались сюда мыслью, уже работая в разных литературах, иногда разделенных казалось бы непреодолимым «железным занавесом».
Игорь Галущак
Львов