ЕЁ НАЗЫВАЛИ ВТОРОЙ ЭЛИЗАБЕТ ТЕЙЛОР

75 лет назад родилась кинозвезда — Натали Вуд

«За что бы она не бралась, она всё делала превосходно»
Мария Зудилова

«Натали была рождена, чтобы стать актрисой»
Роберт Вагнер

Имя этой яркой, красивой женщины, талантливой американской киноактрисы, навсегда останется в истории культуры и искусства мира. Начав свою головокружительную карьеру в четырёхлетнем возрасте, она успешно продолжала её чуть менее четырёх десятилетий. Натали Вуд прожила бурную личную жизнь, полную легенд и реалий. Она была дважды замужем. Склонная к выпивке и романтическим связям, заслужив репутацию « бесспорно скандальной женщины Голливуда», Натали, тем не менее, была прекрасной матерью для своих дочерей, испытавшей истинную любовь лишь к одному человеку — Роберту Вагнеру. Трагическая смерть оборвала жизнь кинозвезды в возрасте 43 лет.

Натали Вуд родилась 20 июля 1938 года в Сан-Франциско в семье русских иммигрантов. Генеалогия семьи подробно изложена в биографии актрисы «Natasha (The biography of Natalie Wood) », автором которой является Сюзанна Финстэд. Мы же начнём с того, что через несколько лет после прибытия в Америку, Мария Зудилова разошлась со своим первым мужем. Официально оформив свой второй брак с Николаем Захаренко 18 февраля 1938 года, она через пять месяцев родила дочь, Наташу, занявшей особое место в сердце матери. На это повлияло не только чудесное совпадение рождения дочери с выигрышем её отцом крупной суммы денег в лотерее, в связи с чем мать считала, что Наташа принесла им счастье. Мария прониклась к ней особым чувством ещё и потому, что верила в то, что её дочь станет кинозвездой. Ведь цыганка предсказала это. Мать предпринимала всё для того, чтобы Наташа стала знаменитостью. С самого раннего детства она растила дочь в атмосфере кино. Это ей принадлежала инициатива отдать ребёнка в балетную школу, начать учить её в трёхлетнем возрасте игре на фортепиано. Был использован и психологический фактор: девочке постоянно внушалось, что у неё есть все данные, чтобы стать одной из лучших киноактрис. Мать настолько была одержима осуществлением этой идеи, что по сути лишила Наташу нормального детства. Ей суждено было сыграть определяющую роль в становлении творческой карьеры дочери. Много лет спустя, после трагической смерти дочери, Мария сказала: «Бог сотворил её, но я её создала». И это высказывание, в отличие от того многого о чём она говорила, оказалось чистейшей правдой. К слову сказать, такого отношения не удостоились ни дочь от первого брака, Ольга, ни младшая дочь, Лана. Мать предпринимала беспрецедентные действия для достижения поставленной цели. Помимо того, что она воспитывала дочку в нужном в её понимании направлении, она пыталась отыскать любую благоприятную ситуацию, которая могла бы способствовать началу кинокарьеры дочери. И, если она её находила, то прилагала все усилия для позитивного исхода переговоров с заинтересованными лицами.

Вместе с тем, Наташа испытала и другого рода влияние матери. Ещё до приезда в Америку, рассказывала Мария, цыганка предсказала ей, что она утонет в тёмной воде. Было ли это предсказание цыганки на самом деле или оно было одним из многих фантазий Марии? Об этом можно лишь только гадать. Любопытно другое. Мать сумела внушить дочке, что это предсказание относилось непосредственно к ней. Внушение было настолько мощным, что она поверила в это. У девочки возникла боязнь плавать, появился страх перед купанием (аблютофобия). Панически боясь воды, она так и не научилась плавать. Всю жизнь она старалась держаться вдали от водного пространства. Но избежать полностью этого ей не удалось: во время съёмок одного из фильмов Наташа чуть не утонула. С тех пор, если требовалась съёмка на открытом водном пространстве, она категорически отказывалась от такого рода эпизодов. А если по ходу сценария, без этого обойтись было нельзя, для этой цели использовали бассейн. Однако, несмотря на все предпринятые предосторожности, не умевшая плавать, знаменитая актриса утонула в ночь с 29 на 30 ноября 1981 года во время стоянки яхты «Великолепный» у острова Санта-Каталина.

Отец и мать страшились многого. У отца, например, остался страх перед большевиками, мать страдала иными фобиями. Эта атмосфера, естественно, отражалась на детях. Кстати, когда японцы напали на Пирл-Харбор, Николай Захаренко из-за боязни, что они будут бомбить город, принял решение уехать из центра Сан-Франциско. Они обосновались в пригороде Саннивейл. Но вскоре спонтанное решение Марии купить приглянувшийся ей дом в Санта Роза, городе, находящимся в 55 милях к северу от Сан-Франциско, закончилось его приобретением осенью 1942 года. Сразу же после завершения формальностей, связанных с куплей-продажей недвижимости, семья из Саннивейл переехала в этот небольшой калифорнийский городок. О том, что здесь, за месяц до их приезда, начала работать киногруппа, снимавшая фильм Альфреда Хичкока «Тень сомнения», они узнали едва успев устроиться на новом месте. А в сентябре начались съёмки другого фильма — «The Sullivans». Мария, естественно, не упустила шанс посетить вместе с Наташей все места в городе, где работала эта команда. То, что десятилетняя Една Мэй Вонакотт, была отобрана известным режиссёром в качестве героини фильма «Тень сомнения», а также, что девочка была представительницей населения Санта Розы, — произвело на Марию сильное впечатление. Успех Эдны и её роль она примеряла на свою дочь. После демонстрации «Тени сомнения», в январе 1943 года, в городском кинотеатре, мать Наташи пришла к выводу, что её ребёнок непременно станет «второй Синдереллой». Правда, она ещё не представляла себе, как осуществить первые шаги для достижения цели. Ей в голову не приходило, что шанс для этого у неё появится в ближайшее время. Она ощутила прилив надежды, когда узнала из сообщения местной газеты, что Санта Роза выбрана режиссёром Ирвингом Пичелом для съёмок своего фильма «Счастливая земля». Ирвинг пришёл к этому решению после того как посмотрел фильм А.Хичкока «Тени сомнения». Киногруппа, во главе с режиссёром, прибыла в город в середине лета 1943 года К моменту их прибытия у Марии созрел план действий. Мать решила подготовить дочь для встречи с режиссёром. Она сделала всё для того, чтобы девочка выглядела привлекательно. Как пишет Сюзанна Финстэд: «Мария… превратила её в маленькую русскую копию Эдны Мэй Вонакотт». Кроме того, мать тщательно и всесторонне подготавливала дочку к предстоящей встрече, наставляя её как вести себя с режиссёром, что и как говорить ему. Она репетировала с ней мимику, жесты, настраивая ребёнка на то, что ей необходимо сделать всё возможное, чтобы ему понравиться. Не останавливаясь на деталях состоявшейся встречи, заметим, что Наташа сумела очаровать Ирвинга и он взял четырёхлетнюю девочку в свой фильм на роль статиста. В январе 1944 года, в одном из кинотеатров города Санта Роза, состоялась демонстрация фильма. Мария, затратившая столько усилий для обеспечения первого успеха своей дочери, после просмотра кинокартины была обескуражена. «Всё, что мы увидели были её ноги — они срезали её сцену», — говорила она. Тем не менее, это было событие, ознаменовавшее начало кинокарьеры Наташи Гурдиной (к этому времени отец заменил фамилию Захаренко на Гурдин).

Могла ли Мария остановиться на достигнутом? Конечно нет. Она с удвоенной энергией продолжала гнуть свою линию, наполняя голову ребёнка фантастическими видениями голливудской студии, в которой её дочь, рано или поздно, должна была занять положение кинозвезды. На это Наташа отреагировала изобретением игры, которую она назвала «хождением в студию»: она использовала гараж в качестве воображаемой киностудии и притворялась то одной, то другой известной киноактрисой. Фанатичке-матери к тому же пришла в голову идея переехать в Голливуд. На эту мысль её натолкнул прецедент с Эдной Мэй, семья которой двинулась в столицу американской киноиндустрии вслед за своей дочерью, с которой был заключён семилетний контракт. От слова к делу. Прежде всего, она поместила в местной газете пространное сообщение, смысл которого состоял в том, что её дочь, Наташа Гурдина, 6-ти лет, собирается в Голливуд для того, чтобы получить шанс начать свою кинокарьеру. Содержание статьи, включая то, что Пичел обещал занять дочь Марии в своей новой картине, было плодом неудержимой фантазии матери. Тем не менее, в июне 1944 года, продав дом и принадлежащую им аптеку, они прибыли в Голливуд без средств к существованию, надеясь лишь на успешную карьеру Наташи. Однако переговоры с Пичелом закончились неудачей. Он, как и раньше, предостерегал Марию об опасности вовлечения ребёнка в актёрскую профессию. Вопреки его наставлениям, Мария выслеживала фильмы, намечающиеся к съёмке. Лишь через полгода она узнала о том, что Пичел намерен приступить к съемкам своего нового фильма «Вечное завтра». Пройдя неудачно первый кастинг, Наташа успешно прошла второй. И вопреки прежним своим предостережениям, Ирвинг взял шестилетнюю девочку в свой новый фильм. И не ошибся: талантливая от природы, но ещё не обременённая артистическим опытом, она прекрасно справилась с ролью. Игра Наташи была высоко оценена не только режиссёром и руководством киностудии, но и партнерами по фильму. О большом успехе говорил и тот факт, что ещё до окончания съёмок фильма с нею был заключен престижный семилетний контракт. Для неё была придумана и сценическая фамилия. Начиная с этой кинокартины, она стала известна как Natalie Wood. Однако вне профессии, она на всю жизнь осталась Наташей Гурдин. Для закончившей своё детство и начинающей в 6 лет новую жизнь девочки, фильм «Вечное завтра» имел огромное значение, поскольку сделал её известной в кинематографических кругах. Ещё до того как кинофильм вышел на экраны о ней написали в «Motion Picture» и в журнале «Life». Эти сообщения, сопровождаемые фотографиями, привлекли внимание к артистке, которой в аккурат исполнилось 7 лет.

Ирвинг Пичел был боле чем удовлетворён игрой Наташи и предложил ей роль в своём новом фильме «Невеста была в ботинках»(1946). Так совпало, что первые съёмки с участием Наташи начались 20 июля 1945 года, в день её рождения. Мать запрещала дочери общаться с детьми, она панически боялась, что её украдут, поэтому даже в школу Наташу сопровождала Оля. Но в этот раз было сделано исключение. На её день рождения были приглашены все соседские дети. Она была одарена подарками. Прежде, предоставленная одиночеству девочка, разговаривающая лишь со своими куклами, была по настоящему счастлива. Этот день рождения остался в её памяти навсегда. После того, как в апреле 1946 года, фильм «Вечное завтра» вышел на экраны, он получил не однозначную оценку. В то же время, игра Наташи вызвала массу положительных отзывов в печати и получила официальное признание Голливудом.

Не удивительно, что фильмы с участием Натали Вуд стали выходить один за другим. Пик её кинокарьеры пришёлся на 60-е годы. В 70-е она была задействована реже, главным образом из-за того, что стала уделять больше внимания семье.

Последний фильм, в котором Натали Вуд снялась, назывался «Мозговой штурм». Он вышел на экраны в 1983 году после её смерти. Фильмография актрисы насчитывает, если статистические данные верны, 65 кинокартин (судя по всему, в эту цифру включены и телевизионные фильмы).

В течение своей звёздной карьеры Н.Вуд трижды номинировалась на «Оскар». Соответственно: в 1955 году — «Бунтарь без идеала», в 1961 — «Великолепие в траве», в 1963 — «Любовь с подходящим незнакомцем». В 1979 году она была награждена премией «Золотой глобус» за роль Катрин Холмс в фильме «Отныне и навсегда». Однако, она бесспорно была более всего известна россиянам по фильмам «Вестсайдская история» (1961) и «Большие гонки» (1965). Любопытно, что после выхода на экран фильма «Бунтарь без идеала» Натали Вуд стали называть второй Элизабет Тейлор. «Звезда» Натали Вуд сияет на голливудской аллее славы.

Анализируя фильмографию Натали Вуд, нельзя не обратить внимания на то, что её артистический талант нашёл отражение в нескольких жанрах: драмы, мелодрамы, мюзикла и комедии. На протяжении карьеры «Королеве Голливуда» довелось партнёрствовать со многими известными киноактёрами, среди которых были: Джеймс Дин, Джин Кели, Джин Уэйн, Тони Куртис, Фрэнк Синатра, Рэкс Харрисон…

Жизнь актрисы оборвалась 32 года назад, Её трагическая гибель до сих пор расценивается как случайная. Допросы мужа, Роберта Вагнера, актёра Кристофера Уокена и капитана яхты «Великолепный» Денниса Дэверна не дали оснований инкриминировать кому-либо вину в смерти Натали Вуд. Об этом написано много. Марти Рулли, в соавторстве с Деннисом Дэверном, посвятили этому событию книгу «Goodbye Natalie, Goodbye Splendor». Пишут также об этом Сюзанна Финстэд, Гэвин Лемберт в биографиях, посвящённых Натали Вуд, её сестра Лана (в двух книгах о своей сестре); любопытна книга, написанная Робертом Вагнером «Осколки моего сердца». В 2005 году экранизирован фильм «Загадка Натали Вуд». Однако, шлейф сомнений в том, что на самом деле произошло, тянется ещё с тех времён. И поэтому загадочная смерть Натали Вуд до сих пор привлекает внимание общественности, родственников и представителей криминальных структур. В январе 2013 года коронер округа Лос-Анджелеса изменил официальную причину смерти Натали Вуд со «случайного утопления» на «утопление и другие не установленные факторы». Так что дело не закрыто и может быть возобновлено в случае выявления новых обстоятельств. Таковы сведения, опубликованные недавно в средствах массовой информации.

Естественно, имя Натали Вуд сейчас звучит намного реже, чем раньше. Однако о ней, время от времени, напоминают лучшие фильмы с её участием, появляющиеся на экранах телевизоров или демонстрирующиеся в кинотеатрах повторного фильма. В первую очередь, конечно, идёт речь о «Вестсайдской истории». И как не упомянуть о фильме «Джеймс Дин: Вечно молодой» (2005), который влечёт нас к воспоминаниям об этой прекрасной, незабываемой киноактрисе мирового масштаба.

Виталий РОНИН

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.