ГУШ-КАТИФ: ТРИ ГОДА СПУСТЯ
Петр ЛЮКИМСОН
15 августа исполнится ровно три года со дня начала ликвидации еврейских поселений Гуш-Катифа. В этот день нам всем предстоит стать свидетелями многих мероприятий, призванных напомнить израильтянам о том, как в течение буквально нескольких дней были уничтожены дома, сады, поля и теплицы, которые в течение 35 лет создавались еврейскими руками.
Насколько законным было одностороннее отступление Израиля из Газы? Оправдало ли оно ожидания тех, кто его поддерживал? Что оно принесло израильскому обществу и извлекло ли это общество какие-либо уроки из случившегося? Вот те вопросы, на которые автор этих строк пытался и все еще пытается найти ответы…
МУЗЕЙ ПАМЯТИ СИОНИЗМА
За две с половиной недели до третьей годовщины ликвидации еврейских поселений Гуш-Катифа Кнессет утвердил в третьем чтении закон депутата Ури Ариэля («Ихуд ха-Леуми-МАФДАЛ») о создании музея и мемориального центра, посвященного истории еврейских поселений в секторе Газа. Стоит заметить, что работа над созданием такого Центра началась еще несколько месяцев назад, и уже сегодня в мошаве Ницан создана база для будущего музея.
— Мне пришлось пережить две так называемые эвакуации — сначала из Синая, а затем из Газы, из поселения Неве-Дкалим, — рассказал мне основатель «Центра по увековечиванию памяти поселений Гуш-Катифа» Мохи Битер. — И не так давно меня вдруг посетила мысль: может быть, израильское общество так легко согласилось на одностороннее отступление из Газы в числе прочего и потому, что оно забыло те горькие уроки и ту боль, которую испытало после ликвидации Ямита и других поселений в Синае?! Ведь никакой памяти об этих цветущих поселениях не осталось, никакой! И неужели также в небытие должна уйти память о том, что нам удалось сделать в Гуш-Катифе?! Тридцать пять лет любви и ежедневного, подчас каторжного труда было вложено в эту землю, в каждый ее дунам, но она возвращала этот труд сторицей.
В Гуш-Катифе были созданы поистине уникальные, получившие мировое признание сельскохозяйственные технологии; здесь действовали образцовые фермерские хозяйства, работали научно-исследовательские учреждения и различные предприятия. Таким образом, Гуш-Катиф играл огромную роль и в обеспечении безопасности, и в экономике Израиля. Кроме того, он включал в себя поселения самого различного типа — религиозные, светские, смешанные, где бок о бок жили представители всех слоев населения. И таким образом для меня в определенном смысле Гуш-Катиф был символом сионизма, воплощением на практике его основных идей. И рассказ об образе жизни каждого из 23 еврейских поселений Газы, их достижениях, их вкладе в безопасность и национальную экономику, пережитых ими потерях и станет предметом экспозиции будущего музея и мемориального центра.
Понятно, что поначалу правительство встретило законопроект Ури Ариэля в штыки. Однако неожиданно у него нашлись сторонники не только в НДИ и в «Ликуде», но и в ШАС и даже в «Кадиме» — партии, которая возникла именно вследствие одностороннего выхода из Газы и объединила вокруг себя значительную часть сторонников этой идеи Ариэля Шарона. В гонце концов министр по делам религий Ицхак Коэн (ШАС) настоял на том, чтобы вопрос о поддержке законопроекта был рассмотрен на заседании правительства еще раз, а затем он был одобрен большинством голосов депутатов Кнессета.
Таким образом, в самое ближайшее время государство должно будет выделить землю и средства для создания официального «Центра по увековечиванию памяти Гуш-Катифа». Согласно планам, сюда будут приходить на экскурсии школьники и солдаты, здесь будут проводиться различные семинары по истории сионизма и еврейского народа. И, как надеется Мохи Битер, само существование этого Центра-музея поможет израильскому обществу усвоить уроки прошлого, и в следующий раз оно не будет столь легкомысленно поддерживать чьи бы то ни было политические химеры.
— Как вы думаете, а достаточно ли вы сами сделали для того, чтобы предотвратить одностороннее отступление Израиля из Газы? Может быть, стоило усилить работу по убеждению израильского общества в том, что в итоге этот шаг не принесет Израилю ничего хорошего? – спрашиваю я Битера.
— А что мы еще могли?! — с горечью отвечает он. — Нас в Гуш-Катифе жило 2 000 семей. Мы пытались ходить от дома к дому, мы подняли на борьбу наших единомышленников, но их сил, увы, оказалось недостаточно. Большинство израильских граждан предпочло поверить Шарону, а не нам. Нас же осуждали, обвиняли, арестовывали. Что мы еще могли?!
Я вспоминаю те дни, и в памяти невольно встают картины трехлетней давности.
…Многотысячная живая цепь, протянувшаяся от Газы до Иерусалима…
…16-17-летние подростки, сковавшие себя наручниками на дороге и корчащиеся от боли под полицейскими дубинками…
…Десятки, по сути дела, мальчишек и девчонок в оранжевых майках, со скованными пластиковыми наручниками руками, ожидающих своей очереди на допрос…
…Полицейские, вышвыривающие других мальчишек и девчонок в таких же майках из автобусов, следующих в Сдерот…
…Превратившаяся на глазах у солдат в живой факел Лена Босина, с которой я всего днем ранее беседовал по телефону…
…Встреча на ходу с Натаном Щаранским. «Моя жена пыталась помешать дочке поехать в Сдерот, но она все равно поехала! Жена в панике — там опасно!» — жалуюсь я Натану. «Что ж вы такие плохие родители, что хотите помешать девочке стать сопричастной к судьбе своего народа?! — отвечает он. — Мои дети уже там…»
Все это, впрочем, широко освещалось в прессе и известно всем.
Однако у войны за спасение еврейских поселений Гуш-Катифа был еще один фронт. Его бои шли не на площадях и дорогах, а в стенах Верховного Суда, где адвокаты Юридического Форума за Эрец-Исраэль пытались объяснить почтенным судьям, что выселение евреев из Гуш-Катифа не только аморально, опасно для будущего страны, но еще и противозаконно. И так как об этом фронте борьбы за еврейские поселения Газы до сих пор почти не писалось, то он заслуживает того, чтобы рассказать о нем боле подробно.
МЫ ОБВИНЯЕМ…
Двенадцать исков суммарно было подано в БАГАЦ, не побоюсь этих слов, рядом лучших адвокатов страны, объединившихся в Юридический Форум в защиту Эрец-Исраэль.
И практически все они были отвергнуты БАГАЦем под тем предлогом, что данная судебная инстанция не может вмешиваться в чисто политические решения правительства.
Странное дело: когда речь идет о защите прав палестинцев, БАГАЦ может вмешиваться, а когда о защите прав евреев — нет.
Сегодня крайне любопытно вчитаться в каждый из этих исков — хотя бы для того, чтобы понять, насколько проблемным с точки зрения и израильского, и международного права был односторонний уход из Газы, и насколько предсказуемы были все связанные с этим уходом проблемы.
Итак, первый иск против выселения евреев из Газы был подан 15 февраля 2005 года адвокатами Йоси Фуксом и Йорамом Шефтелем. В нем утверждалось, что выселение жителей Гуш-Катифа из их домов является нарушением базисных прав человека — ведь они приобретали свои дома и земли у государства на совершенно законных основаниях! И БАГАЦ… признает справедливость этого иска! То есть он признает, что в ходе выселения были нарушены базисные права человека. Но дальше следует пресловутое «но»: но если такое нарушение оправдано некими высшими соображениями, стратегическими государственными интересами то оно позволено, хотя, конечно, государство должно сделать все, чтобы свети это попрание прав к минимуму – выплатить им компенсацию, позаботиться об их будущем и т.д.
К вопросу том, как государство позаботилось о будущем этих людей, мы еще вернемся. А пока перейдем ко второму иску, поданному в БАГАЦ 17 февраля все теми же адвокатами Йоси Фуксом и Йорамом Шефтелем. В этом иске задается вопрос о том, действительно ли существуют некие высшие соображения и государственные интересы, которые могут оправдать выкидывание людей из их домов? Податели иска выражают большие сомнения в том, что односторонний уход Израиля из Газы будет способствовать укреплению безопасности Государства Израиль и улучшению его позиций в регионе. Наоборот: этот шаг может привести к усилению террористических организаций в Газе; к тому, что в зоне ракетных обстрелов окажутся новые населенные пункты и число жертв среди мирного израильского населения возрастет.
Ответ государства на этот иск заключался в том, что… нет никакой связи между обстрелами из Газы и односторонним размежеванием, которое в целом, вне сомнения (?!), положительно скажется на укреплении безопасности Израиля. Думается, сегодня уже вряд ли нужно говорить о том, что после выхода ЦАХАЛа из Газы в зону обстрелов попали десятки новых населенных пунктов страны, включая Ашкелон. И спрашивать о том, как выход из Газы сказался на безопасности Израиля лучше всего у жителей прилегающих к ней мошавов и тех же ашкелонцев…
Тогда же, 17 февраля 2005 года, Йоси Фукс и Йорам Шефтель подали еще один иск, связанный с вопросами безопасности — на сей раз от имени бывшего начальника АМАНа (военной разведки) отставного генерала Яакова Амидрора. В этом иске на основе своего профессионального опыта генерал Амидрор утверждал, что одностороннее отступление Израиля из Газы чревато самыми негативными последствиями. Так, с его точки зрения, этот шаг может значительно увеличить число населенных пунктов, которые окажутся в зоне ракетных обстрелов; повысит риск захвата в плен израильских военнослужащих, будет способствовать накоплению в Газе арсенала для серьезного военного противостояния с Израилем и т.д. Сегодня остается только удивляться тому, с какой математической точностью Яаков Амидрор предсказал развитие ситуации. Но, увы, большинство общество вслед за судьями БАГАЦа не захотело к нему прислушиваться — как в 1994 году не захотело внять предостережениям Рехаваама Зеэви, Рафуля и других отставных генералов.
Далее последовал четвертый иск — он был подан 6 марта 2005 года адвокатом Ицхаком Мироном и касался самой даты выселения — 15 августа. В этом иске отмечается, что жителям поселений Гуш-Катифа было дано неоправданно мало времени для того, чтобы нормально подготовиться к выселению. Полгода — слишком короткий срок для того, чтобы большие семьи, много лет копившие имущество, могли и морально, и физически подготовиться к переезду на новое место жительства. А если учесть, что в эти полгода входят субботы, неделя Песаха, праздник Шавуот и другие дни, в которые еврейская традиция запрещает вести какие-либо работы, то получается, что на все сборы у жителей Гуш-Катифа остается менее 150 дней! Да и государство может не успеть к этому времени подготовить все, что необходимо для обустройства выселенцев. В связи с этим адвокат Мирон предлагал не считать дату 15 августа 2005 года «священной коровой», а назначить некий ориентировочный срок в течение которого обе стороны смогут подготовиться к выселению. Не удержался Ицхак Мирон в своем иске и от горькой иронии: он напомнил в нем, что в 1492 году испанские монархи тоже дали евреям полгода на то, чтобы те убрались из страны, и этот указ был воспринят еврейской общиной Испании как крайне жестокий…
Однако БАГАЦ счел и этот иск необоснованным и предпочел поверить государству, что к назначенной дате у него все будет готово. Последствия известны: на момент выселения государство успело подготовить места временного проживания для 1000 из 1700 семей выселенцев. В результате 700 семей остались без крыши над головой, и вынуждены были переехать в общежития при ешивах; некоторые поселились в палатках под открытым небом — в своеобразном лагере для еврейских беженцев. Из 1000 размещенных семей несколько десятков были вскоре выкинуты на улицу, а несколько сотен оказались под угрозой выселения, так как государство не внесло за них плату владельцам гостиниц. В сущности, проблема обустройства выселенцев не решена до сих пор, но об этом опять-таки будет сказано чуть позже.
Потом следуют иски Йоси Фукса, Йорама Шефтеля и Ицхака Мирона, в которых они от имени жителей поселений Гуш-Катифа требуют обустроить последних так, чтобы они оказались в одном населенном пункте со своими бывшими соседями. И это их желание понятно: ведь каждое поселение представляло собой сложившуюся общину, члены которой были связаны друг с другом множеством дружеских, деловых и родственных связей… Но государство отвечает, что создание новых поселений, копирующих те, что намечены к ликвидации, невозможно – и эта позиция принимается судом.
6 марта 2005 года адвокат Ицхак Мирон подает еще один иск — о том, что, идя на выселение жителей Гуш-Катифа из их домов, государство обуславливает нанесение им психологической и психиатрической травмы, и должно соответственно подготовиться к этому. Иск был отвергнут. Точной статистики о нуждающихся в помощи психолога или психиатра бывших жителях Гуш-Катифа нет. Однако то, что сотни из них прибегают к такой помощи; что многие молодые люди, пережившие выселение, стали наркоманами; что десятки некогда вполне благополучных семей либо распались, либо находятся в стадии распада — это неоспоримый факт.
22 мая 2005 года, когда до начала выселения остается меньше трех месяцев, адвокат Мордехай Минцер подает в БАГАЦ еще один иск — о недопустимости эксгумации трупов с гуш-катифского кладбища и перенесении их останков на новее место без согласия родственников. Это был, пожалуй, единственный случай, когда судьи БАГАЦа признали справедливость адвокатов Форума за Эрец-Исраэль и обязали правительство согласовать процесс переноса кладбища с родственниками усопших.
21 апреля 2005 года адвокат Ити Акоэн подает один из самых интересных из этой серии исков — иск об особом статусе поселений Алей-Синай и Ницаним, расположенных на севере сектора Газы. Адвокат Акоэн напоминает в своем иске о том, что оба эти поселения были в свое время созданы для выселенных из своих домов жителей поселений Синая. И тогда им было твердо обещано государством, что ни при каких обстоятельствах они не будет выселены из этих поселений — о чем у них имелся соответствующий документ. Кроме того, ликвидацию Алей-Синай и Ницаним нельзя было объяснить соображениями безопасности: между этими двумя поселениями и Ашкелоном нет никаких арабских населенных пунктов! Помнится, тогда о том, что требования жителей Ницаним и Алей-Синай логичны и справедливы, заявил даже экс-премьер-министр Эхуд Барак.
Однако БАГАЦ в своем решении указывает, что, так как территория, на которой расположены Алей-Синай и Ницаним, была захвачена в результате боевых действий, то она является оккупированной, и по своему статусу ничем не отличается от остальной территории сектора Газы.
Разумеется, в рамках газетной статьи невозможно рассказать подробно обо всех исках, поданных адвокатами Юридического Форума за Эрец-Исраэль, и потому я ограничусь просто их перечислением.
26 марта 2005 года адвокат Йоси Фукс подает протест против состава комиссии о назначении компенсации выселенцам. Большую часть членов этой комиссии составляют госслужащие, то есть представители заинтересованной стороны: ведь компенсацию выдает государство. Иск отклоняется.
26 апреля 2005 года адвокат Ави Хар-Захав подал иск в БАГАЦ о том, что снос государством теплиц и других предприятий Гуш-Катифа является грубым нарушением закона о свободе предпринимательства. Иск отклоняется.
26 июля 2005 года адвокат Йоси Фукс подает иск против решения правительства лишить компенсации тех поселенцев, которые добровольно покинут свои дома.
3 августа 2005 года адвокат Мордехай Минцер подает иск о противозаконности использования армии для выполнения полицейских функций. Иск отклоняется.
14 августа 2005 года адвокат Ицхак Мирон подает иск о неготовности государства к обустройству жителей ликвидируемых поселений. Иск отклоняется.
15 августа 2005 года адвокат Ицхак Мирон подает иск о нарушении правительством своего решения о порядке ликвидации поселений, что явилось полной неожиданностью для жителей некоторых из них. Иск отклоняется.
Как видно из всего вышесказанного, в ходе одностороннего размежевания было создано немало опасных судебных прецедентов во взаимоотношениях государства и его граждан. И глубоко ошибается тот, кто считает, что все эти прецеденты могут обернуться исключительно против «жителей оккупированных территорий». На самом деле решения БАГАЦа свидетельствуют о том, что с момента ликвидации поселений Гуш-Катифа сфера полномочий государства расширилась — в соответствии за счет сужения сферы прав рядового обывателя. Право человека на собственность, на выбор местожительства, свобода предпринимательства и многое другое отныне в Государстве Израиль поставлены под сомнение — ведь в любой момент могут найтись некие «государственные интересы», которые могут оказаться выше этих прав. А если государство ошиблось в том, что является, а что не является его высшим государственным интересом, то ответственности за это нести некому.
И это — одно из самых страшных последствий реализации плана Ариэля Шарона, которое до сих пор не осознается израильским обществом.
ОБЫКНОВЕННЫЕ ЕВРЕЙСКИЕ БЕЖЕНЦЫ
— 80 процентов бывших жителей Гуш-Катифа до сих пор не имеют постоянной крыши над головой, и обретут они ее не раньше, чем через три года. Да и то при условии, что государство выполнит все взятые на себя обязательства. Но оно не сможет их выполнить по той простой причине, что против решений правительства, касающихся бывших жителей Гуш-Катифа сегодня выступает, кто угодно — «зеленые», окружные советы, жители различных мошавов. Не уверен, что мы будем жить в своих домах и через 10 лет! — говорит в беседе со мной пресс-секретарь Комитета бывших жителей Гуш-Катифа Эйтан Зелигер. — 20 процентов из нас до сих пор не имеют работу. Многие бизнесмены не в состоянии были заново открыть свой бизнес, так как им не предоставили земли и не выплатили компенсации. Согласно статистике, наше нынешнее социоэкономическое положение совершенно соответствует социоэкономическому положению «русской» алии в 1992 году. Думаю, тебе вряд ли стоит напоминать, как вам тогда было тяжело. Но у вас эти трудности были в хоть какой-то степени оправданы: вы находились в новой стране, вы еще толком не выучили язык, не были знакомы с ментальностью и реалиями Израиля. Но у нас-то всех этих обстоятельств нет! Большинство из нас прожило в Израиле значительную часть жизни, нам не нужно изучать язык и осваиваться в незнакомой стране. И, тем не менее, мы бедствуем и чувствуем себя людьми второго сорта…
На вопрос о том, покинул ли кто-либо из бывших жителей Гуш-Катифа Израиль, Зелигер отвечает, что точной статистики у него по этому поводу нет, но то что некоторые семьи уехали на ПМЖ за рубеж — это точно. Разумеется, говорит далее Зелигер, разные люди перенесли происшедшее по-разному. Есть те, кто сломался, впал в депрессию, разуверился во всем и вся, но немало и тех, кто лишь укрепился в своей вере и, сжав зубы, противостоит трудностям. Но и у тех, и у других проблем хватает. И не только психологических, но и финансовых, бюрократических, юридических и всех прочих.
Напоследок я задаю Эйтану Зелигеру вопрос о том, извлекло ли израильское общество, какие-либо уроки из происшедшего?
— Мы провели специальный порос по этому поводу, и его данные, увы, не радуют, — отвечает он. — Да, сегодня подавляющее большинство израильтян согласно с тем, что так называемое односторонне размежевание было ошибкой, и не только не улучшило положение Израиля в области безопасности, но и нанесло этой безопасности серьезный ущерб. Но это как раз настолько очевидно, что результат ответа на данный вопрос предсказать было несложно. Однако при этом выяснилось, что и никакого сочувствия, никакой солидарности с бывшими жителями Гуш-Катифа подавляющее большинство граждан страны не испытывает. И если нечто подобное повторится, выходить на демонстрации, участвовать в массовых акциях общественного протеста это большинство тоже не собирается. По данным нашего опроса выходит, что в современном Израиле каждый сам за себя. Еще 10-15 лет назад такого не было. Сегодня такое есть. И это, пожалуй, самое грустное и страшное, что может быть.
— Да, — соглашаюсь я. — Это — самое грустное и страшное…
«Новости недели»