ВНИМАНИЮ АВТОРОВ И ЧИТАТЕЛЕЙ САЙТА KONTINENT.ORG!

Литературно-художественный альманах "Новый Континент" после усовершенствования переехал на новый адрес - www.nkontinent.com

Начиная с 18 июля 2018 г., новые публикации будут публиковаться на новой современной платформе.

Дорогие авторы, Вы сможете найти любые публикации прошлых лет как на старом сайте (kontinent.org), который не прекращает своей работы, но меняет направленность и тематику, так и на новом.

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ И В ДОБРЫЙ СОВМЕСТНЫЙ ПУТЬ!

Игорь Хентов | Проза

Игорь Хентов
Автор Игорь Хентов

Не всё потеряно

Липкин опаздывал. Лёшка уже включил аппаратуру, настроил, но играть не начинал. Вагана не было и можно было минут десять пофилонить, хотя то, что новый администратор Елена Николаевна сдаст с потрохами, даже не обсуждалось.

— Опять пробка?

— Ехидно спросил Лёшка.

Липкин не ответил. Ему, в который раз, было неловко.

Шли, в основном, на него. Поэтому, эти вечные опоздания прощал и Лёшка, и Марик, который пел прежде.

Липкин, настраивая видавшую виды скрипку, на которой играл ещё его дед, посмотрел в зал. За сдвинутыми столиками в конце зала сидела компания. По цветам, стоявшим в вазе в центре стола, было ясно, что у кого-то день рождения. Из-за ближнего стола уже слал воздушные поцелуи симпатичный коллектив салона красоты, куда раз в месяц Липкин ходил наводить марафет. Ходил только к Ирке.

Во-первых, она отлично стригла, а во-вторых…

«Во-вторых» рано или поздно должно было случиться. И Липкин, и Ирка прекрасно понимали это, но оттягивали момент. Так бывает. И, конечно же, как всегда, за предпоследним столом, у окна, расположился Иваныч, о котором было известно…

Впрочем, то, что было известно об Иваныче, никто не говорил вслух. Наколки на руках, Мерседес, с шофёром, охранником по-совместительству, — всё это многое объясняло. Тому, кто понимает, конечно.

Иваныч всегда приезжал один. Ему немедленно подавали запотевшую бутылку «Абсолюта», которую, на радость обслуживающему персоналу, он никогда не допивал, и три тарелочки: с красной икрой, душистым Бородинским хлебом и сливочным маслом. Всё это великолепие, естественно, сопровождала пара «Нарзана». Обычно Иваныч ужинал не более двух часов, затем подходил к Липкину, незаметно вкладывал в боковой карман его жилетки стодолларовую купюру и выходил из кафе.

Липкин заиграл «Опавшие листья», с длинным проигрышем, чтобы можно было успеть поздороваться с залом. Потом Лёшка спел «Добрый вечер, господа».

Затем «Одиноким пастухом» продолжил Липкин. В начале надо именно так. Никаких быстрых танцев.

Их пусть заказывают. Когда созреют.

Созрели к середине второго отделения.

Конечно, начали со «Дня рождения». Потом ещё, ещё.

Заказали «Старого портного». Лёшка пел с удовольствием: у него был красивый баритон, с хрипотцой, под Шуфутинского, а Липкин обыгрывал у столов.

А потом открылась дверь, и вошли они: четверо с бритыми черепами, в шнурованных высоких ботинках и чёрных пиджаках, на которых не хватало только, пожалуй, свастик.

Они сели за свободный столик и нарочито отстранёнными холодными глазами стали смотреть на веселящихся танцующих людей. Официант подошёл к их столу и, приняв заказ, удалился на кухню.

Минут через 20 он принес шашлык, водку, салат.

Нормально. Всё как у всех.

Предчувствие беды возникло у Липкина сразу, в тот самый момент, когда они появились в дверях.

В родном южном городе о скинхедах слышали, но видеть не приходилось. Разве что пресса постоянно муссировала слухи о наци, об их факельцугах, каких-то тренировочных лагерях. Но всё это было как бы на иной планете, а может быть, об этом просто не хотелось думать.

Ресторан гулял уже по полной программе. Лёшка пел, Ирка смотрела на Липкина влюблёнными глазами, а Липкин со скрипкой ходил между столиков и, как умел, делал вещи. Приняв очередной заказ, он подошёл к эстраде и передал Лёшке деньги, но объяснить, что нужно исполнить и для кого не успел.

Один из бритых, видимо, главный, встал, подошёл к эстраде и начал говорить.

Слова он произносил утрированно чётко. Видимо так, как говаривал какой-нибудь штурмбанфюрер из документального фильма перед пленными красноармейцами или в Варшавском гетто.

— Вы можете работать, но пока мы здесь отдыхаем, чтоб я не слышал песен этих Розенбаумов и Высоцких с Шуфутинскими. Ясно?

Говоря это, он смотрел в глаза именно Липкину.

Ресторан притих. Смолк даже гомон за столом с цветами, где сидели несколько мужчин.

Лёшка зарядил что-то из Круга.

Кровь прилила Липкину к голове. Он не был бойцом, хотя два раза дрался из-за девчонок. Но это было давно.

Многие его друзья в прошлом занимались боксом, борьбой или карате: теми видами спорта, которыми обязан заниматься каждый уважающий себя пацан.

Липкин завидовал им, но его, согласно семейной традиции отдали в музыкалку, чтоб он стал…

Это другая история.

И понял Липкин, душой понял, понял каждой клеточкой своего тела, что если будет так, как пожелал бритый, по-фашистски, то жизни той, которая была прежде, уже не будет.

Липкин поднял скрипку и начал играть «Хава Нагила».

Лёшка умолк. Остальные трое подошли к главному, и теперь уже восемь глаз требовательно и нагло смотрели на Липкина.

— Липа! Ну зачем тебе это? Чего ты быкуешь? – Шептал за спиной Лёшка.

А Липкин играл, хотя немного подрагивали руки.

Но они-то, бритые, этого не могли знать. Значит, всё было правильно.

На последних тактах «Хава Нагилы» к бритым подошёл Иваныч и что-то тихо сказал, едва шевеля узкими губами.

Трое бритых, как по команде, повернулись, и вышли из заведения. Главный оплатил счёт и убрался вслед за дружками. Цепкий взгляд водителя Мерседеса сопровождал бритых до тех пор, пока они не повернули за угол.

— Не всё потеряно, — подумал Липкин.

Потом Иваныч пригласил его за свой столик. Липкин спрятал скрипку в фигурный чёрный футляр и присоединился к Иванычу, хотя прежде никогда не подсаживался к гостям: в кафе это не приветствовалось.

Через час Иваныч уехал, а Липкин напился, как никогда в жизни. Ирка отвезла его домой. Лёшка на следующий день не вышел на работу.

Тётя Вера

Верочка влюбилась, когда ей было 16 лет. В таких случаях обычно пишут: влюбилась в первый раз. О Верочке так не напишешь. Она просто влюбилась. НАВСЕГДА.

Её избранник Витольд работал (ни за что не угадаете) в цирке ассистентом дрессировщика. А Верочка пришла на цирковое представление: единственное развлечение, которое она могла себе позволить. Отец выпивал. Не так, конечно, как брат матери Егор, но, тем не менее, от его и так небольшой зарплаты монтёра оставались крохи. Выручали шабашки. Но что шабашки? Сегодня есть, а завтра нет.

Мать была медсестрой, и те редкие свободные часы, которые у неё были, посвящала трёхлетнему Тимке. В общем, жили, как и большинство соседей, в двушке трамвайчиком, в облупленной пятиэтажке, на окраине небольшого провинциального среднерусского городка.

Верочка с детства любила зверей: бесхвостых драных котов, шелудивых голодных собачонок. Она даже любила мышей, которые частенько захаживали на кухню, и, не найдя ничего съедобного, уходили в поисках лучшей доли.

Поэтому, цирк-шапито, который раз в два года заезжал в городок, для Верочки был чем-то вроде Диснейленда (хотя, возможно, что об этой сказочной стране Верочка и не слышала).

Витольда, если честно, звали Витька. Но где Вы встречали циркового Витю? А Витольда – в самый раз. Отвечаю.

Витольду было что-то около двадцати. В армии он не служил. По здоровью, конечно. Администратор забухал с одним из военкомата, и Витольду быстренько белый билет сварганили: с почками чего-то нашли.

А вообще Витольд был черноволосый синеглазый парень, с наколками на груди: раньше блатовал по-малолетке, но дальше, слава Богу, не пошло. Да и здоровый был. А в цирке иначе нельзя. А ну-ка: зверей корми, за ними убери, в магазин сходи. И так с утра до ночи.

Верочка увидела Витольда, когда в номере с медведем и козой он страховал Петера Гржимали, известного в цирковом мире как Петя Шамота, потому что утром, при прибытии поезда в Волгодонск, Пётр прочитал с бодуна гордое название «Атоммаш» наоборот. Настоящую же фамилию знаменитого дрессировщика знали только в отделе кадров «Цирка на сцене» — организации, расположенной на набережной южной столицы России – весёлого города Ростова-на-Дону.

Витольд был хорош. Длинные чёрные кудри. Могучие бицепсы. И главное, что во время работы Витольд успевал обсмотреть всех представителей прекрасного пола от 18 до…Это «до» чётко не регулировалось, как впрочем и от восемнадцати. …Гастроли, однако. Не до жиру.

В этот день на представлении людей было немного.

Июль. Жара. Да и на тех, кто присутствовал, глаз Витольда не останавливался: старушенции, детвора…

Всё же, к концу номера, Витольд высмотрел девушку. С первого взгляда так себе, середнячок, но если присмотреться внимательно, то какие вопросы. Да и на безрыбье…

Во время прощального парада всех артистов Витольд уже прямо смотрел в Верочкины глаза и растопырил пальцы двух рук. Это значило, что через десять минут он ждёт её у выхода из шапито.

Домой Верочка не пришла. Выпивший отец этого не заметил. У матери была ночная смена.

Цирк стоял ещё три дня. Утром Верочка устроилась туда уборщицей. Дело-то не в деньгах.

Родители восприняли новость без эмоций. Они, эмоции, для богатых, кто хоть раз в Сочи был, для…

Сами знаете.

Да и лучше так было. Тимке ещё вон сколько надо.

И началась у Верочки новая, весёлая, цирковая жизнь.

Пусть и уборщицей. Но Витольд ведь рядом. Обнимет, и нет этих неподъёмных вёдер, этой грязи с утра до вечера.

Так было с полгода – самого счастливого времени в жизни Верочки. А потом заболел дрессировщик Шамота: цирроз. Номер взял Витольд. К тому времени его медведь слушался. А как не слушаться бурому? Против лома приёма и люди не придумали. Верочка поначалу плакала, когда была на репетициях: больно мишку жалко было. Потом Витольд запретил смотреть.

Явилась, не запылилась ассистентка Маринка, которую после циркового училища в их цирк направили на стажировку. Красивая: рост, фигура. Как на арену выйдет – все мужики в зале хлопать начинали.

Витольд женился на Маринке через месяц после того, как она нарисовалась.

Верочка осталась одна. Правда, когда Маринка забеременела, Витольд украдкой к Верочке захаживать начал. Вот и опять счастья кусочек привалило.

Лет через 10 Витольд с Маринкой известными стали. Фамилию звучную, цирковую придумали: Маджини. Звучит. Правда, в городке каком-то скрипач один дочку привёл. После представления за кулисы пришёл и спросил, не потомки ли они великого скрипичного мастера Маджини. Посмеялись. Что со скрипача взять?

Скрипки одни в голове.

А Верочка уборщицей так и служила. Привыкла. Постарела только очень: работа тяжёлая. А с другой стороны, кому надо, чтоб выглядеть хорошо? — Когда года через два Маринка влетела опять и в декрет ушла, Витольд и поползновений не делал. По-пьяни даже. Говорили, что к Ольге – воздушной гимнасточке ходил. Понять можно.

Верочку уже называли Верпална или по-простому тётя Вера. Особенно молодые. Да иначе и неудобно. Сколько лет – не понять: то ли сорок, то ли пятьдесят с хвостиком. Похудела Верочка: кожа да кости. Глаза одни из под чёлки седой смотрят. Добрые очень. А безотказная! Ковёрный новый пришёл. Куда там! Элита.

— Поди, тёть Вера, принеси то, подай сё. И она идёт. И спасибо не просит. Колян, что ножи метает, раз вступился.

— Слышь, говорит. Оставь тёть Веру в покое. Сам сходи.

А то я тебе быстро зубы пересчитаю.

Отстал клоун. А как не отстанешь, когда Колян в спецназе служил, а в цирк пришёл после госпиталя: вторая чеченская только кончилась.

Умерла тетя Вера внезапно. Сердце, наверное. В Белоруссии это было. Под Гомелем, кажется. Во время переезда. На маршруте. Каждый вагон цирковой, где артисты и обслуга живут, к тягачу принайтован. Люди в кабине сидят. Так положено. Все вроде спали.

— Тёть Вера, зажигалку дай, курить буду,

— Вовка-шофёр сказал. А она молчит. Он за руку.

Холодная уже.

Остановились машины. Все собрались. Маринка заплакала. За скорой Витольд поехал в село ближайшее. Он к тому времени двухлетку «Альмеру» заимел.

Хоронили на следующий день. За селом, на кладбище. Могилку сами выкопали. Администратор речь сказал. Оградку Витольд лично поставил. На табличке художник написал В. П. Любимцева. И даты, естественно: в отдел кадров звонили, чтоб прояснить.

Прояснили. Тёте Вере через неделю сорок пять стукнуло бы.

Поминали потом. Саня – эквилибрист видел, как Витольд плакал у клетки с медведем. Многие ему не поверили: известно – эквилибрист.

Альтисты

Конкурс в том году на струнное отделение был огромный: четыре человека на место. Из каждой аудитории третьего этажа консерватории раздавались звуки скрипок и виолончелей. Миша же и Марина играли на альтах. В альтисты из скрипачей их перевели ещё в музучилищах: Мишу в связи с богатырским ростом, а Марину – с недостаточной скрипичной беглостью. В южный развесёлый город Миша приехал с Урала, где отец дослуживал майором артиллерии. У Марины, жившей с матерью-медсестрой неподалёку от консерватории, отца не было. Мише, как ни странно, она понравилась с первого взгляда: тонкая, белокурая, со светлыми серыми глазами (раньше он обращал внимание исключительно на кареглазых румяных пышечек). Видимо, всё дело было во взгляде: таком беззащитном, что Мише сразу захотелось взять её за руку и спасти всё равно от чего. Играла она так себе: на четвёрочку. Миша, как инструменталист, был покрепче, зато, в отличие от Марины, мало разбирался в сольфеджио, гармонии, истории и русском языке: предметам, которые сдавать перед специальностью было необходимо. Тем не менее, по мере отсева конкурентов, и Марина, и Миша добрались до финишной прямой: на альт брали пять человек (естественно, об этом узнали из кулуаров), а претендентов было шесть.

А любовь они закрутили буквально на второй день. Помимо бешеной юношеской страсти, этому способствовали ночные дежурства Валентины Петровны – матери Марины, делавшей вид, что не догадывается о происходящем. Миша у Марины был первым, что, конечно же, было даже по тогдашним временам архаикой, но придавало их отношениям особое чувство. И был ещё один нюанс, поразительный и сыгравший важную роль в грядущих событиях. На одинаковую букву начинались не только их имена, но и фамилии: Мишина была Якоби (что, безусловно, сыграло роль в неудавшейся военной карьере отца, чьи сокурсники по военному училищу уже давно были полковниками и генералами), а Марины – Яковенко. Поэтому и играли они друг за другом в самом конце списка конкурсантов.

Программа Сашки из Белгорода подходила и концу, и было ясно, что он проходит, так же, как и трое ребят до него. Миша готовился к выходу. Сашка доиграл, и члены комиссии одобрительно закивали головами, о чём тут же поведала пианистка Юлька, переворачивающая ноты аккомпаниатору. План в Мишиной голове созрел моментально: он вышел на эстраду и стал откровенно лажать. Лицо доцента, решившего ещё на прослушивании взять его в свой класс, перекосила презрительная гримаса. Мишу остановили в середине крупной формы и пригласили Марину, которая ровненько, как могла, исполнила и Баха, и концерт, и пару пьес, и, естественно, была включена в список поступивших.

Когда Мишу забрали в армию, они ещё переписывались, а потом… потом у всех бывает по- разному. Марина выскочила за Сашку, и уехала с ним куда-то (то ли в Курск, то ли в Орёл), а Миша, отслужив, поступил в мединститут, а когда закончил с отличием и его, и ординатуру, пару лет поработав в глубинке, подал с отставником-отцом документы на репатриацию в Израиль (матери уже не было).

…Доктор Менахем Якоби, пятидесятилетний преуспевающий онколог, приехал давать консультации в российский провинциальный городок не по своей воле. Отношения России и Израиля были налажены, и врачи частенько ездили в служебные командировки. Что-что, а встречать гостей в России умели. Со времён короткой практики в Брянской области, Миша Якоби не принимал на грудь такое количество горячительного, но, собрав волю в кулак, вошёл в женскую палату онкологической клиники с улыбкой и, поздоровавшись с до и послеоперационными больными, начал осмотр.

На второй от окна кровати лежала женщина, лица которой он не видел, так как она спала, с головой укрывшись простынёй. Миша решил осмотреть её последней, но женщина проснулась и открыла лицо.

За последние тридцать лет Миша видел всякое и на войне, и в непростой мирной жизни, но, увидев вновь, молящие о помощи, глаза Марины, он остолбенел. Перед ним лежала измождённая, измученная болезнью женщина, но для него это не имело никакого значения. Он поцеловал её в губы, а потом в лоб, к безграничному удивлению медсестёр и коллег. Впрочем, это значения не имело тоже. Миша посмотрел историю болезни: Марина была не операбельна и, в лучшем случае, ей оставалось жить полгода.

А потом они говорили. Каждый рассказывал о себе, о тех тридцати годах, которые они прожили друг без друга. Марина о том, что, родив Катьку для себя, почти в 40, осталась одна, так как Сашка запил, не вписавшись в перестроечную безумную жизнь, и они давно разошлись. Миша о бесконечных войнах, кассамах, смертниках, взрывавших автобусы с детьми и стариками. О своей блестящей карьере, красавице Соне и чудесных детях ему говорить было почему-то неловко.

Через неделю, решив вопрос со своим руководством и полностью профинансировав лечение, доктор Якоби спецрейсом вылетел с Мариной в Израиль. Далее Миша, практически, не жил дома, а потом, через четыре месяца, Марина ушла. Умница Соня вопросов не задавала. Почти год Миша Якоби потратил на то, чтобы удочерить Катьку, живущую у каких-то дальних родственников, и ему, (спасибо Г-споду) это удалось.

Катька выросла, и пошла по Мишиному пути: стала доктором. А когда Мишин сын Йоська разошёлся со своей Жанной (чего не бывает?) вышла за него замуж (призналась потом, что влюбилась без памяти, лишь увидела). То, что доктор Менахем обожает своих внуков и внучек знают все. Не знают только, что среди них у него есть любимица: тонкая, белокурая Ноэми, со светлыми серыми глазами и, молящим о помощи, взглядом.

Игорь Хентов

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.