Илья Абель | Заметки о московских театрах
Возможно там, где больше официальности и старомодности, по-прежнему стоят очереди к окошку администратора, как это было несколько лет назад, например, в театре Оперетты. Такие группы людей явно мешают проходу зрителей, тем более что фойе в известных театрах Москвы небольшие, так что пространства их явно не хватает для того, чтобы одновременно в нем оказывались, не мешая друг другу, тем, кто имеет билеты, и те, кто стоит за пропусками к администратору.
Все заметнее последние стали выходить из своих маленьких кабинетов в народ. Их столики ставят рядом с дверями со входом в тот или иной театр.
Вот несколько маленьких сценок:
Театр «Современник». Администратор не только протянул мне пропуск, но и, отойдя в сторону, принес мне еще и программку спектакля, что, несомненно, было приятным жестом, уважительным и профессиональным в то же самое время.
Электротеатр Станиславский. Девушка-администратор стояла за круглым столиком, как в советское время бытовало в кафе на скорую руку. Сверялась со списком, а потом выдавала пропуск. Получив его, я спокойно ожидал начала спектакля. Но потом ко мне подошла девушка и вручила второй пропуск на более удобное место, что также было достаточно трогательно. При том, что зал Малой сцены небольшой и мест там всего несколько десятков.
Театр Наций: перед нами прошла женщина, лицо знакомое, явно актриса. Она сообщила, что может показать удостоверение, дающее ей право на проход. Но молодая девушка-администратор поверила ей, выдала пропуск. То есть, приходится решать на ходу и такие вопросы, связанные с посещением спектаклей.
Театр «Практика». Здесь зрителей с маленькими листочками-пропусками запускают в зал последними. И, в зависимости от того, какой спектакль, рассаживают на места двух рядов кресел, которые стоят перпендикулярно основным зрительским местам, или рассаживают поочередно на первый ряд, а также, если это студенты, которые заранее заявили о желании посмотреть спектакль, выкладывают на полу сцены плоские подушки с логотипом театра. И уже на них рассаживают молодых людей. А при необходимости, добавляют сбоку рядов кресел складные металлические стулья, но такое бывает редко.
Театр «Новая Опера». И снова администратор девушка (наверное, это тоже своеобразный нынешний тренд организации работы в театрах.) Она расположилась сбоку от входа: проходишь рамки металлоискателя, отходишь на пару шагов в сторону, и тут ее стойка. Перед нами к столику ее подошла пара, по внешнему виду – китайцы. Она бойко и доброжелательно объяснила им что-то на английском языке. Видно, базовое знание английского теперь приветствуется в качестве профессионального навыка в этой деятельности, поскольку иностранцы активно ходят в московские театры. И не только и исключительно в Большой или в другие, именитые и известные в мире.
Краткая подборка описанных здесь ситуаций показывает, что театры проявляют в лице администраторов уважение к зрителям. Того флера небожителя, который связан с названной профессией, уже нет. И потому, что исполняют ее люди молодые и открытые общению, и потому, что все заметнее, зритель становится востребованным объектом внимание руководства театральных коллективов, поскольку есть и конкуренция, и экономические показатели, и авторитет каждой институции такого рода. Во всяком случае, в Москве, где театров около сотни или немного больше, хотя тех, кто на слуху у публики – десятка три.
И есть спрос на иное отношение к тем, кто покупает билет, поскольку стоят они дорого, так что уже и цена их, не столь демократичная, как прежде, буквально вынуждает относиться к зрителям с вниманием, быть предупредительным, вежливым и доброжелательным по определению.
Илья Абель