КАК ПРЕКРАСНЫ ШАТРЫ ЯАКОВА…
Авигдор ЕСКИН
Присуждение нобелевской премии по химии израильтянке Аде Йонат всколыхнуло тему об особо высоком проценте евреев среди лучших ученых мира. Кто-то посчитал, что и сегодня наши соплеменники составляют около тридцати процентов среди корифеев точных наук.
Подобные обсуждения носят характер националистической кичливости, если в них отсутствует попытка оценить данное явление с надстоящих позиций по отношению к чувству племенной гордыни. Должен быть поставлен вопрос: действительно ли в наши дни Израилю и миру так важен прогресс в сфере естественных наук? Хотим ли мы сказать, что научный прогресс умножил добродетель, смиренномудрие и богобоязненность? Какими теологическими или нравственными критериями мы пользуемся, когда «гордимся» достижениями современной науки и собственным вкладом в нее?
В этой связи уместно обсуждение роли современной науки в умножении расточительства и потребительства. Кажется, что читающая прослойка общества уже начинает задумываться о необходимости сокращать потребление, а не увеличивать его. Мир стремительно движется к категорическому императиву самоограничения в то время как светская профанная наука толкает к увеличению товарооборота и спроса на материальную продукцию. Она обсуживает идол золотого тельца вместе с современной банковской системой, прикрываясь сакральным для безмыслых словом «прогресс».
Виновница торжеств, профессор Ада Йонат, поспешила остудить пыл местечковых радетелей мелких побед и заявила менторским тоном, что Израиль должен немедленно выпустить из заключения всех арабских террористов. Такое заявление поможет ей быть принятой и обласканной коллегами в США и в странах Западной Европы, но у нас уже никак не ходить ей в героях.
В этом году нобелевские дела совпали с нашим праздником Суккот, когда каждый человек обязан при помощи установленных обрядов вырваться из тисков материального и примитивного и поставить во главу бытия вечное и духовное. В эти дни надлежит посмотреть на себя, на свой народ и на свою страну и задаться вопросом: чем мы можем гордиться на самом деле?
Пророк Иеремия уже ответил нам: «Так говорит Г-сподь: Да не хвалится мудрый мудростью своей, да не хвалится могут могуществом своим, да не хвалится богатый богатством своим. Ибо сиим хвалиться будет хвалящийся — уразумением и знанием Меня…» (9:22-23) Уразумение и знание Всевышнего всегда требуют отторжения гордыни, и упомянутая пророком «хвальба» направлена на постижение духовного и высшего, но никак не на утверждение «чувства национального достоинства».
Тем не менее, мы вправе радоваться за Израиль и за свой народ, когда наше праздничное чувство привязано к высшим целям. Сам факт существования независимого еврейского государства после двух тысяч лет скитания Израиля — величайшее чудо и грандиознейшее знамение воли Творца на арене истории. Мы можем радоваться и даже гордиться Израилем, если видим в нем начало претворения в жизнь мессианской вести, претворение в жизнь слов пророков и полное торжество учения Торы в реальных измерениях. Такого рода радость за страну никак не сродни срамным формам национализма, сущностно чуждым традиции иудаизма.
В этом контексте уместна радость за силу нашей армии, за успехи наших спецслужб. По множеству показателей, Израиль делит второе, третье и четвертое место с Россией, Великобританией и Китаем, обгоняя их по уровню научных разработок. Но разве можно сказать, что наше предназначение и наша гордость — в чемпионстве по продаже оружия? Или в эффективности работы наших соглядатаев? Все наши успехи в военной сфере, а также в науке, в сельском хозяйстве и медицине важны и впечатляют. Только не это главное. Они важны постольку, поскольку помогают служить высшим целям. Если же чувство радости за страну даст перехлест вплоть до превращения могущества в самоцель, то наши успехи обернутся против нас самих. Будет сила, но знать не будем, как верно применить ее. И видели мы уже это на примере безумства «ословских» соглашений и прочих актов землепродавства. Если мало этого примера, то посмотрите на мир в целом. Сегодня задача настоящего лидера не в поощрении «прогресса», но в самоограничении, в отмене банковского процента, в перенаправлении задач науки.
Современный человек начинает уже относиться критически к тоталитаризму потребительского общества, но многим моим читателям тяжело даже обсуждать поднимаемые здесь вопросы, ибо он был воспитан как советский материалист, измеряющий все валовым национальным продуктом. А затем нахлынул либеральный материализм, возводящий золотого тельца на пьедестал религии «нового мирового порядка». Тем не менее, пришло время объявить об истинной иерархии ценностей.
Можно было бы ограничиться приведенными словами из пророчества Иеремии, но ментальная отдаленность от традиции тех, кто родился в эпоху материализма, затрудняет усвоение вечных истин. Поэтому приведем в кратком изложении учение Аристотеля об иерархии общественного устройства. Он начал с железа, которое существует ради соделания из него копыта для лошади, которая несет всадника-воина, который защищает свой город от врагов, который существует ради того, чтобы в нем сидели теологи и занимались богознанием. Иными словами, цель всего и высшая ступень развития — освобожденные от других обязанностей интеллектуалы, занимающиеся чисто духовным. Из близких нам по времени нееврейских мыслителей отчетливее других преимущество сакральной науки по сравнению с профанной доказательно описал великий Рене Генон в книгах «Кризис современного мира» (La crise du monde moderne), «Царство количества и знамения времени» (Le regne de la quantite et les signes des temps) и «Восток и запад» (Orient et Occident).
Так мы подходим к тому, что можно, несомненно, назвать истинной гордостью современного Израиля. Сегодня около трехсот тысяч мужчин в нашей стране не вовлечены ни в какую профанную работу, а всецело посвящают себя духовным занятиям. Для страны с еврейским населением около шести миллионов — это высокий процент занятых тем, что следует определить как самое важное и самое главное. Мы говорим об учащихся ешиботов и колелей.
Если мерилом добра и зла для кого из моих читателей является «прогресс», то пусть он оставит наше обсуждение и углубится в спор между тремя символами модерна и прогресса: СССР, США и Германией. Мы же пришли уже к пониманию, что будущее принадлежит тем, кто сможет повести людей в мессианскую пору в свету и духу, располагая реальным мыслительным и практическим инструментарием. Неспроста ведь материализм и атеизм вовсе зачахли на идейном уровне. Не случайно, что отовсюду вылезают псевдомессианские секты, подменяющие мессианскую идею профанизированной каббалой, человекопоклонством и прочими лжеучениями из New Age.
Прав ведь Фукуяма, когда определил нашу эру как «конец идеологии». Но никак не конец теологии. Сейчас даже с позиции рационального разбора нашей действительности, важность усиления профессионализма в богословии должна быть определена как главная задача.
И тут выясняется, что в этой сфере Израиль уже вышел в мировые лидеры. Дело не только в количественном показателе. У нас, действительно, теологией занимаются больше, чем в других религиях. Не умаляя того, что в христианстве и исламе есть тысячи людей, вовлеченных в духовный труд, мы признаем, что есть и качественная сторона в богословии. Это и глубина экзегетики, это и охват источников, это и умение сопоставить древние тексты с реалиями наших дней. В христианстве и исламе теологи по большей части занимаются подготовкой к практическим священническим обязанностям. Небольшая прослойка посвящает себя молитве и аскетизму. Но по количеству отдающих жизнь Высшей Мудрости — и не ради дальнейшего обслуживания общины, а ради Самой цели, а также и по качественным показателям, — Израиль выходит навстречу мессианским временам несомненным мировым лидером. Это не вопрос веры и аксиомы, которых мы не касаемся здесь вовсе, но оценка степени погруженности и углубления согласно критериям, которые понятны любому профессионалу от любой религии. (Кто-нибудь из читателей упрекнет меня в том, что говорю об отдаленном и непонятном. Для понимания надо учиться. Без серьезных навыков человек не отличит Лунную сонату в исполнении Кемпфа от ее же в исполнении студента второго курса музыкального училища. Без навыков нет понимания и в профанных науках. Так что рекомендуемо учиться.)
Чтобы не быть голословным, упомянем некоторых светочей мысли нашего времени, труды которых опубликованы и могут быть оценены каждым. Начнем с библейской экзегетики Амоса Хахама или рава Кашера. Талмудические дискурсы рава Шаха («Ави Эзри») не сойдут с наших книжных полок и через сотни лет. Выдающиеся труды по трактованию Писания, Талмуда и выведению законов принадлежат перу рава Вальденберга («Циц Элиэзер») и являются захватывающим примером полноты охвата источников и умения дать оптимальное актуальное решение. В этом же контексте нельзя не упомянуть и рава Овадию Йосефа. Особенно много трудов выпущено за последнее время в области тайного учения Торы. Так рав Фриш выпустил блистательные толкования к Зоару целиком. На полках магазинов стоят двадцать томов книг рава Моше Лурьи, в которых есть и толкования Писания, и эссе к праздникам, и раскрытие учения великого Ари и других каббалистов. Любой причастный к знанию признает значимость трудов отшельника и аскета рава Адеса, проливающего свет на творения Арии, Виленского Гаона и других мудрецов. Особо отметим пятьдесят томов на английском языке, написанных равом Арье Капланом. Добавим, что рав Хайим Цимерман выпустил несколько выдающихся трудов на английском языке. Есть замечательные книги на французском языке рава Мордехая Шрики, хотя большая часть его произведений написана на иврите. К этому прибавим существование тайных групп отшельников и молящихся по системе РаШаШа.
Большая часть приведенных работ недоступна человеку, пришедшему извне. Поэтому мы особо выделили важные творения на английском и на французском. Работы на русском языке обычно сильно уступают по уровню. Это по большей части переводы на русский язык или популяризация творений других авторов. Исключением являются книги по Галахе Моше Пантелята и моя собственная попытка толкования псалмов. Но все эти книги на иностранных языках в наше время являются периферийными при наличии мощнейшего потока произведений на иврите.
Мы начали с присуждения нобелевской премии по химии израильтянке. Интересно, но молодое поколение израильтян нисколь не демонстрирует успехов в области математики и других точных наук. Пока дело не касается их применения в высоких технологиях, в производстве оружия. А вот в сфере теологии оказались лучшие умы, которые сохраняют традиционно материально стесненный образ жизни. Зато они окончательно укрепились в обществе как духовная элита. Именно поэтому все «быдловатые» нападают и клевещут именно на них. Прямо как антисемиты на евреев. Про это в Талмуде говорится, что ненавидит быдло мудрецов еще пуще, чем язычники ненавидят Израиль, а жены их — еще хлеще…
Прошу вас, когда вас в следующий раз потянет на пессимистическую нотку в отношении Израиля, не спешите. Эта страна велика своим духовным потенциалом. Она раскроет и умножит то, что уже построено через ешиботы и колели. Она станет «светом для народов», как ей заповедовано.