КАК ХОРОШО БЫТЬ ПИРАТОМ

Тимур БОЯРСКИЙ

История — наука своеобразная. В ней нет математических, физических иди химических закономерностей. Она возвеличивает одних и осуждает других по непостижимым критериям. Она возвеличила Бонапарта и осудила Гитлера, хотя оба они вели себя в Европе примерно одинаково, и по отношению к России повели себя тоже примерно одинаково. Но мы сегодня должны поговорить о пиратах. Кем являлся Степан Разин? Он был пиратом. Однако история считает его национальным героем. Впрочем, дореволюционные историки справедливо называли его вором и разбойником, зато послереволюционные произвели коренную переоценку этой бандитской личности. Это те самые историки, которые Фанни Каплан, якобы стрелявшую в Ленина, объявили преступницей. По их мнению, она не заслуживала даже пятиминутного судебного заседания, а всех, кто с похмелья покушался на императора, объявили лучшими людьми России и примером для подражания. Хотя императоры были людьми легитимными, а Ленин — самозванец. Ладно, у советских историков классовый подход, кого велено, того и возвеличивали. Но вот пример из истории Великобритании.
Кто такой Френсис Дрейк? Это пират, специалист по морским грабежам. Но в Англии его считают национальным героем, потому что королева Елизавета 1-я в промежутках между войнами, когда ему поручалось командовать эскадрой, приветствовала его разбойничью деятельность, и на запросы испанского короля по его выдаче и преданию суду отвечала: «Ваше величество не может просить об этом моё величество». За такую надёжную крышу Френсис Дрейк делился добычей с королевской казной.
Может быть, с тех пор и повелось, что пират — профессия вполне легитимная и уважаемая.
Художественная литература с размахом восхваляла пиратов, изображая их романтиками и рыцарями. Льюис Стивенсон написал роман «Остров сокровищ». С тех пор капитан Флинт — капитан пиратского корабля «Морж» — это недостижимый идеал мальчишек всего мира.
Рафаэль Сабатини написал целую трилогию: «Одиссея капитана Блада», «Хроника капитана Блада» и «Удачи капитана Блада». Может быть, романов было и больше, но других я не читал. Это своего рода учебники по овладению профессией пирата. Книги наполнены весьма сомнительными философскими изречениями предводителя пиратов, которые плохо соотносятся с общепринятыми моральными нормами: «Живой трус лучше мёртвого дурака», «Мы можем творить чудеса — я и провидение, когда действуем заодно» и.т.д. Под чудесами подразумевались удачные грабежи.
А сколько пиратских песен поют известные и неизвестные исполнители!
Назову только некоторые из тех, авторы которых считаются классиками.
Александр Городницкий «Пиратская песня»:
На шумный праздник песен и клинка
Мы явимся незваными гостями,
И никогда мы не умрём, пока
Качаются светила над снастями.
Михаил Светлов:
Я в жизни ни разу не был в таверне,
Не пил я с матросами крепкого виски
Булат Окуджава:
Что ж, если в Портленд нет возврата,
Пускай купцы дрожат от страха,
Ни бог, ни дьявол не помогут
Им сохранить свои суда,
Когда воротимся мы в Портленд,
Нас примет родина в объятья,
Но только в Портленд воротиться
Нам не придётся никогда.

А вот менее известный автор — С. Лившин — «Флибустьерская лирическая»:
Да, кстати дети… их можно за борт,
Малюткам рано глядеть на бой,
А если плохо умеют плавать,
Пусть гувернантку возьмут с собой.

Если бы мне было 17 лет, я, наслушавшись таких песен, начал бы искать учебное заведение, где обучают на пиратов.
Ещё был кинофильм «Пираты Карибского моря» и, кроме него, 100 или 200 на такую же тему, в которых то с большей, то с меньшей художественной достоверностью было показано, как хорошо быть пиратом.
Я не думаю, что все сегодняшние сомалийские пираты читали романы о своих предшественниках, смотрели фильмы и разучивали песни на героические темы о пиратских подвигах, о их бесстрашии, ловкости, решительности и неутомимости. Конечно, среди их лидеров наверняка есть начитанные люди, которые знают историю своей профессии и определяют её сегодняшнее содержание и своеобразие. Вполне возможно, что с помощью доступного им художественного арсенала они вербуют в свои ряды африканскую молодёжь, мечтающую о деньгах и приключениях.
Так или иначе, в 2008 году в сомалийских водах пираты совершили 96 нападений на торговые корабли разных стран, захватили 36 судов, 14 из которых по состоянию на конец ноября не освобождены. В плену у пиратов находятся 268 граждан разных стран. Алгоритм этого промысла всегда примерно одинаков. Скажем. 1 февраля захватили датское судно «Свитцер Корсаков» с частично русским экипажем. После переговоров с владельцами судна, пираты получили 700 тыс. долларов и разрешили кораблю следовать в порт назначения.
25 сентября захвачен украинский корабль «Фаина». За него хотят получить выкуп уже не шестизначный, а семизначный, потому что находящиеся на борту танки и зенитные комплексы дорого стоят.
17 ноября захвачен танкер «Сириус стар» принадлежащий Саудовской Аравии. Кто никогда не видел танкера, даже не сможет себе представить, что это такое. Его длина 330 метров, ширина 58 метров и высота 33 метра. Из-за своих габаритов он не в состоянии пройти через Суэцкий канал, и поэтому следовал в США вокруг мыса Доброй Надежды. На этот раз пираты хотят получить выкуп — 200 миллионов долларов. Именно столько стоит нефть, которая находится на борту танкера, вернее столько она стоила, сейчас, конечно, подешевела.
Можно ли терпеть этот произвол? Все согласны, что нельзя. В США с вершины власти прозвучали следующие слова: «Пиратство на морских нефтепутях является угрозой, сопоставимой с Аль-Каидой».
Никаких дел пока за словами не последовало.
Наглость и безнаказанность пиратов свидетельствует о том, что примерно так же, как и в случае с английской королевой Елизаветой 1-й за их спиной находится государство. Все средства массовой информации называют пиратов сомалийскими. Но государство Сомали, точно также, как Югославия и Советский Союз, распалось на несколько частей. В восточной части бывшего Сомали появилось самопровозглашённое, никем не признанное государство, которое называет себя Пунтленд. Как и всякое государство, оно имеет флаг, герб и правительство. Флаг голубой с белой пятиконечной звездой. Если бы звезда была красной, можно было бы обозначить какие-нибудь аналогии. Но звезда белая, поэтому не знаю, что и подумать. На территории этого государства как раз и находятся базы пиратов, где они отдыхают после набегов и сдают добычу своим хозяевам.
У пиратов катера, моторные лодки, рыболовецкие суда, автоматы и гранатомёты. Подводных лодок и авианосцев пока нет. Им противостоят 5-й американский флот, эскадра кораблей НАТО, военные корабли Малайзии и Индии. Недавно к ним на помощь прибыл российский сторожевой корабль «Неустрашимый». Месяц или два он сторожил сам себя, на днях помощник командующего российским флотом сообщил, что уже назначен другой корабль, который придёт на смену переутомившемуся «Неустрашимому».
Никакой координации между военными кораблями разных стран нет, возможно, они ждут, что пираты нападут на них, вот тогда-то они и покажут свои огневые и штурмовые возможности. Но, если у пиратов есть мозговой центр, который разрабатывает их разбойничью деятельность, то можно с уверенностью сказать, что нападений на 5-й американский флот он не запланирует никогда. Что там можно взять, кроме макаронов по-флотски? Организация объединённых наций, которая внимательно следит за передвижениями каждой роты Армии обороны Израиля, и которой становится известно всё, что происходит на российско-грузинской границе, сомалийских пиратов в упор не видит. На её штаб квартиру, несмотря на то, что она находится на берегу океана, пираты нападений не совершали.
Невольно вспоминается генерал Павел Грачёв, который собирался усмирить враждебную Чечню силами десантного полка. Может быть, его пригласить вместе с полком, а то он, наверное, очень плохо себя чувствует без боевого применения. Или у пиратов есть крыша за пределами бывшего Сомали?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.