КАКОЙ ЕВРОПЕ МЫ РОДНЯ?
Прочитал на вашем сайте (www.kontinentusa.com) Открытое письмо в Европейский Союз и Совет Европы от белорусских и украинских деятелей науки и литературы. В письме абсолютно правильно затронуты болезненные вопросы сохранении европейской цивилизации, хотя и по своему — мягко, интеллигентно, тактично. В этом ключе, я как беларус не могу не коснуться сугубо нашего беларуского контекста этой темы.
На протяжении последних десятилетий многие общественные и политические деятели заявляют, что Беларусь — часть Европы, центр Европы и т.д. (что, в общем-то, очевидно и не вызывает вопросов в народе).
На основании этого «демократическая оппозиция» делает, казалось бы, логичный вывод о необходимости «возвращения в лоно родной цивилизации» и интеграции в Евросоюз, скандируя — «Беларусь ў Еўропу!».
Однако перед тем, как заявлять подобное, необходимо отделить так сказать «мух от котлет». В сознании беларуса, как правило, понятия Европа, Современная Европа и Европейский Союз слиты в единое целое и представляют смесь обрывочных знаний и образов.
Европа по существу — это:
во-первых — цивилизация — совокупность истории, культуры и менталитета. «Европа — не место, а идея» (Бернар-Анри Леви). Причём цивилизация со своими периодами развития, весьма отличными друг от друга.
во-вторых – географическая территория, которая в разное время очерчивалась по-разному.
Для беларусов важно, что до российского императора Петра I географическая и цивилизационная граница Европы на востоке проходила по восточной границе Великого княжества Литовского — прогосударства беларусов, потом — Речи Посполитой — федеративного государства ВКЛ и Королевства Польского. Здесь царит шляхетская демократия, монарх выбирается на сейме депутатами от всех земель государства, власть монарха ограничена законами. Это многонациональное государство включало земли поляков, литвинов (предков беларусов), русинов (предков украинцев) и жамойтов (предков современных литовцев). То есть земли Беларуси (по тем временам — Л и т в ы) относились к Европе, в то время как Московия-Россия уже определялась Азией. Пётр-1 в 18 веке предложил миру считать восточной границей Европы Уральские горы. Географически Европа увеличилась вдвое, однако цивилизационно осталась на том же месте. Ни Россия, ни западный Казахстан с Калмыкией, ни Чечня с Дагестаном — не являются цивилизационно частью Европы, хотя по предложенной Россией границе географически находятся в Европе.
Беларусь развивалась в лоне Европейской цивилизации около 800 лет, включая эпохи Средневековья, Возрождения, Реформации и Просвещения. Предки беларусов дали Европейской цивилизации первую в мире демократическую Конституцию — Статут Великого княжества Литовского, которая закрепила разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Наш военный инженер Казимир Семенович 350 лет назад разработал прототип многоступенчатой космической ракеты, а по его книге “Великое искусство артиллерии” вышедшей в Амстердаме в 1650 году училось не одно поколение европейских артиллеристов и ракетчиков.
Европейский путь развития для нас прервался в конце 18 века российской оккупацией (вхождением в состав России в результате разделов Речи Посполитой Обоих народов). С этого момента около 200 лет мы развивались вне Европейского цивилизационного контекста: в составе азиатской Российской Империи (около 130 лет) и коммунистического СССР (около 70 лет). Потеряли многое, но не потеряли своих корней.
Что подразумевает среднестатистический беларус, когда говорит, что Беларусь — часть Европы? Как правило — общую историю и культуру (замки, дворцы, балы, рыцарей, книгопечатанье, университеты, магдебургское право) и ментальность (склонность к чистоте, законности, порядку, эстетике и справедливости), т.е то, что мы наработали за те 800 лет «с Европой». В этом плане мы и есть историческая часть Европы.
Однако за 200 лет “без Беларуси”, Европа прошла немалый путь, “набила множество шишек” и, в конце концов, стала той Европой, которой является сегодня — Современной Европой. Так вот теперь частью этой Современной Европы Беларусь как раз-то не является.
Современная Европа — это с одной стороны — высокие стандарты качества жизни, передовые технологии в промышленности, медицине. С другой стороны — вымирание коренного европейского населения, пропаганда гомосексуализма, толпы африкано-арабских и иных эмигрантов, диктатура «мультикультурализма» и «толерантности» (что, по сути, является насилием над коренным европейским населением, уничтожением его национальной идентичности и этнического облика).
Европейский Союз — политическое образование, созданное для защиты и пропаганды ценностей Современной Европы. Главную роль в нём (как было и в СССР) играют наднациональные «общесоюзные» органы и законы, второстепенную роль — местные национальные. По уставу в Евросоюз может вступить любое государство, географически расположенное в Европе. Таким образом, Беларусь может заявить о желании войти в Евросоюз при условии принятия ВСЕХ правил и ценностей Современной Европы, включая те, которые наш народ считает неприемлемыми в принципе. На смену диктатуры Кремля, придёт диктатура Брюсселя.
Кроме того, сам Евросоюз не очертил место Беларуси в современном европейском пространстве, не представил конкретного плана действий и реформ, объёмов инвестиций, социальных и гуманитарных программ. Для беларусов наглядной перспективой “евроинтеграции” являются постсоветские страны-соседки — Латвия с Литвой, где уничтожили промышленность и сельское хозяйство, выкачали молодёжь и собираются сделать лагерь для арабо-африканских эмигрантов.
Так вот, когда некий политик заявляет «Беларусь — в Европу!» — он либо непродвинутый и глупый, либо провокатор. Глупый он потому, что Беларусь и так и этак часть Европы. Провокатор — потому, что призывает не в Европу, а в Евросоюз со всеми вытекающими последствиями, включая утрату суверенитета, демонтаж экономики, наплыв эмигрантов и гей-парады.
Однако мы вынуждены считаться с геополитическими соседями. Для нашей страны образцом добрососедства с Евросоюзом может стать Швейцария, которая не входит в Евросоюз, а строит с ним отношения на основе межправительственных договоров и принятия отдельных стандартов и правил, соответствующих собственным национальным интересам и перспективам. Так что Беларусь — Европа, Европа — Беларусь! Мы слишком долго шли к независимости, чтоб отдать её новому соседу. Мы готовы к дружбе и миру, готовы перенимать бесспорные достижения, оставляя за собой права не принимать то, что нам не подходит. Только так и никак иначе.
Примерно так мы, беларусы, могли бы сказать, если бы были хозяевами на своей земле, если бы ключевые вопросы развития страны решались на всенародных референдумах. Но нас не спрашивают, а ставят перед фактом и безответственно начинают строить на нашей земле атомные электростанции, китайские заводы и города, интегрируют с Россией и Казахстаном в рамках некоего евразийского экономического проекта… Но только вот в случае с Евросоюзом взгляды основной массы беларусов совпали с взглядом официальных властей на этот счёт.
Альгерд КРАВЕЦ, политолог
г. Минск,
контактный телефон: +375 29 996 72 85