Лампасы на кальсонах (новые российские генералы)
К маршалу Георгию Жукову, в бытность его министром обороны, обратилась группа полковников с просьбой – разрешить и им носить лампасы. Маршал ответил: «Разрешаю, но – на кальсонах».
(офицерская байка )
Сейчас в России другие времена и лампасы появились хоть и не на кальсонах, но уж на самых неожиданных штанах. И несусветно большое количество персон с лампасами и большими звездами на погонах прямо-таки поражает. Считается, что первое место на планете по числу генералиссимусов занимает Парагвай. В России сегодня таких высоченных чинов пока нет. Но не военных. Но по числу генералов эта страна сегодня, безусловно, впереди планеты всей. По данным Главного управления кадров МО Российской Федерации, их числится около 1300 на 1 млн. кадровых военнослужащих.
Но, к примеру, в Соединенных Штатах на 2 млн. военнослужащих и полтора миллиона резервистов приходится 879 генералов и адмиралов. Их численность по рангам установлена абсолютно точно: 34 полных генералов (адмиралов), 115 генерал-лейтенантов (вице-адмиралов), 290 генерал-майоров (контр-адмиралов старших) и 440 бригадных генералов (контр-адмиралов младших). Больше может быть только в случае развертывания новых соединений.
РОССИЙСКИЕ ЛАМПАСОНОСЦЫ
Как видим, российские армейские лампасоносцы превосходят американских не только количеством, но и относительно численности вооруженных сил, почти втрое. Но и это число бледнеет перед количеством генералов штатских. А ведь, в Америке не сыщете ни одного генерала, относящегося не к чисто военному ведомству. Таких нет и в остальных цивилизованных странах планеты. Во всем мире форму и погоны традиционно носят считанные категории государственных людей: военнослужащие, полицейские, дипломаты (иногда) и пограничники (не везде). Все остальные категории чиновников исполняют свои функции в гражданской одежде. Но не в России, где их число во много раз превышает армейские списки. И что поражает в генеральских полчищах России – они существуют на вполне законном основании, не придерешься.
Учреждены, без соотношения генеральского ранга с занимаемой должностью. Если же исходить из армейских категорий, то и самый младший чин, генерал-майор, должен командовать соединением численностью не менее 10 тысяч солдат и офицеров, в котором на оснащении 2,5 тыс. единиц боевой и транспортной техники. Ничего подобного ни реально, ни с точки зрения ответственности, заведомо не существует у российских штатских генералов.
Даже наиболее приближенное к военным аспектам своей службы Министерство по чрезвычайным ситуациям является гражданской структурой. Оно насчитывает более 460 тысяч спасателей и пожарных – вполне солидная организация. Но все же почти втрое меньше численности вооруженных сил. А генералов всех рангов в МЧС на треть больше, чем в российской армии. Вот, к примеру, бывший руководитель МЧС Сергей Шойгу, нынешний Министр обороны, Герой России – все правильно и на своем месте. Но кто бы внятно объяснил, почему он еще в должности руководителя МЧС стал генералом армии?! Ныне это практически высшее воинское звание в России (согласно действующему Уставу, в армии может быть только один маршал). Сергей Кужугетович никогда, ни с кем и нигде не воевал – он что, без этих золотых погон спасателями и пожарными руководить не мог? А между тем, у него, еще в бытность министром МЧС было аж 5 заместителей в звании генерал-полковника. Но МЧС все-таки состоит из военизированных формирований, а значительная часть штатских генералов в России командует, разве что, несколькими десятками вполне мирных клерков.
Из кого же состоят эти генеральские когорты? На этот вопрос агентству «Новости» ответил начальник Центра военного прогнозирования полковник Анатолий Цыганок: «…Сегодня количество в России генералов-инспекторов по надзору, генералов-спасателей, генералов-прокуроров, генералов-горноспасателей, генералов-таможенников, генералов-пожарников, генералов-судебных приставов и регистраторов, генералов юстиции, генералов-строителей и генералов-эксплуатационников, генералов-фельдъегерей и генералов-контролеров, не говоря о генералах Минобороны, МВД, ФСБ, ФСО, СВР, превышает весь генеральский корпус Европы, вместе с Америкой и Азией.
А если, приплюсовать к ним генералов «на общественных началах» (форма и погоны которых не отличаются от государевых) – Донского, Кубанского, Терского, Уральского, Сибирского, Забайкальского, Дальневосточного, Московского казачьих войск и прочих войск всех краев и областей Российской Федерации, Казачьих войск Зарубежья, Верховных и Походных атаманов, можно смело утверждать, что Россия – первый претендент в Книгу рекордов Гиннеса по числу генералов на один квадратный километр территории или на тысячу жителей…»
ВЕДОМСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ «АРМИИ»
Но он не затронул в своем ответе генералитет так – называемых «Ведомственных армий». Из этих «армий» Лондонским международным институтом стратегических исследований учитываются только войска МО, миротворческий контингент, Внутренние войска, военизированные формирования ФПС, ФСБ, ФСО, и железнодорожные войска. Но в Российской Федерации на сегодня, кроме них насчитывается тридцать шесть таких «армий»: это военизированные подразделения крупных коммерческих структур, типа Газпрома, Роснефти, отдельные силовые подразделения охраны и безопасности почти всех министерств.
Не приходится думать, что такие «армии» малочисленны. Наоборот, с этой стороны они вполне заслуживают армейского статуса. К примеру, общее число сотрудников служб безопасности «Газпрома» и дочерних предприятий на вполне законных основаниях приближается к 310 тысяч человек. А в строю бойцов служб безопасности «Транснефти» не меньше 132 тысяч человек. Если же суммировать общую численность личного состава всех 36 «ведомственных армий», то эти цифры будут вполне сопоставимы с общим числом военнослужащих Минобороны (1 млн. чел.) или МВД (821 тыс. 268 чел.) и оставляют далеко позади штат ФСБ (по некоторым оценкам, 80 тыс. чел.), а также штат охраны президента, военных разведчиков ГРУ и Службы внешней разведки (в совокупности – свыше 50 тыс. чел.).
Но и кроме того, существуют ведь и чисто чиновнические вооруженные формирования и эта «армия» в России давно перекрыла все разумные параметры. Кроме специального ФГУП «Охрана», в которое преобразовано бывшее управление вневедомственной охраны МВД, не меньше 16 федеральных ведомств сейчас имеют у себя специальные охранные структуры. А есть еще и больше 20 тысяч частных охранных предприятий и почти 4 тысяч так называемых «служб безопасности». Общая численность этой армады – до миллиона бойцов!
Бойцы таких «армий» должны быть вооружены, иначе какие из них воины! Так вот – соответствующее постановление Владимир Путин подписал еще в конце 2008 года. Согласно документу, корпоративным службам безопасности разрешено использовать пистолеты и револьверы, бесствольное огнестрельное оружие, газовые пистолеты, распылители и аэрозоли, электрошоки. В числе разрешенных спецсредств – защитные шлемы и жилеты, наручники, резиновые дубинки, средства принудительной остановки транспорта и служебные собаки.
НОВЫЕ ТАБЕЛИ О РАНГАХ
4 февраля 1722 г. 292 года назад Петр I своим указом утвердил «Табель о рангах». Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Узаконено было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы – дворянства потомственного и личного.
Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. В последующие годы российской империи, в «Табель» неоднократно вносились изменения. Смысл и сущность ее, однако, неизменными оставались. И еще – «Табель» была единственной, безвариантной.
Не то в России современной. Ныне созданы и действуют более дюжины «Табелей». Кроме военной имеются «Табели» для полиции и служб: противопожарной, фельдъегерской, миграционной, таможенной, налоговой, следственной, дипломатической и так далее. Практически все, кто на службе федеральной, поделены этими «Табелями» на ранги, кстати, именуемые чинами. Да-да! Не званиями, как во времена СССР, а чинами.
И чинов по классам в нынешней «Табели» 15, на один больше царской. Самый высокий при царе был Действительный тайный советник 1-го класса, персона, к которой обращались «Ваше высокопревосходительство». А сегодня это – Действительный государственный советник 1-го класса. Далее – такие же советники 2-го и 3-го классов. Затем – Государственные советники, просто советники, референты и секретари. Каждого вида по три ранга. И сегодня в чиновничьих кабинетах России идет борьба не только за должности, но и за звания. Каждый мечтает дослужиться до действительного государственного советника РФ 1-го класса или из простого юриста переквалифицироваться в действительного государственного советника юстиции РФ.
Ошибается тот, кто думает, что ранги эти – чистая символика. Как бы не так! Они представляют их обладателям широкие возможности. Кроме зарплаты, льгот и мигалок на лимузины, множество неизреченных прерогатив. К их числу отнести надо и то, что наглядно демонстрирует класс по табели о рангах. А это – всяческие погоны, шевроны, нашивки и звезды. Ну, а у самых высококлассных, как понимаете, лампасы на штанах.
Автор Марк Штейнберг