Лев Григорян | Чёрный ворон
Была на белом свете одна сказочная страна, где люди жили на редкость счастливо. Все они от рождения были красивыми, вырастали добрыми и жили припеваючи. Не случалось между ними ни ссор, ни вражды, потому что каждый человек в той стране был честен и с детства приучался любой вопрос решать по справедливости. У каждого было множество друзей и приятелей, всегда готовых прийти на помощь, если понадобится.
Ни зависть, ни ревность не терзали сердца этих людей. А любовь в этой сказочной стране всегда оказывалась взаимной – видимо тут действовало какое-то особое волшебство, потому что в других странах так не бывает. Здесь же никто и никогда не страдал из-за неразделённых чувств, и никому не доводилось быть отвергнутым или брошенным.
Ну и, разумеется, нет надобности говорить, что все люди жили в достатке, у каждого была крыша над головой, вдоволь еды и питья, и никто из них ни в чём не нуждался.
Казалось бы, чего ещё желать?
Однако существовала одна проблема, которая отравляла людям всю радость жизни.
Дело в том, что на окраине их счастливой страны, в тёмном-тёмном лесу, обитал злобный и могущественный Чёрный Ворон. И не просто жил себе спокойно, летая с ветки на ветку, как подобает лесной птице, а устраивал частенько кровавую охоту на людей. Был тот Ворон гигантских размеров и поэтому мог без труда поднять в воздух человека. Схватив добычу своими страшными когтями, Ворон взмывал в небо и, со зловещим карканьем, уносил беднягу в лес, в своё логово, где и съедал несчастную жертву целиком.
Так продолжалось из года в год. От всей своей чёрной души ненавидел Ворон людей и радовался лишь тогда, когда ему удавалось кого-нибудь сгубить.
Долго терпел народ бесчинства Чёрного Ворона. Люди были настолько добры, что не решались лишить жизни эту жуткую птицу. Да и кто бы мог справиться с таким исполином, даже если бы захотел? Но однажды людскому терпению пришёл конец.
Так случилось, что в тот день играли свадьбу молодого Короля с прекрасной иноземной Принцессой. На главной столичной площади были устроены празднества, гремела музыка, люди смеялись и танцевали. Как вдруг раздался резкий клёкот, небо потемнело, и с необъятной вышины на площадь камнем бросился огромный Ворон. Одним взмахом исполинского крыла сбил он с ног молодого Короля, а когтями подхватил юную невесту-Принцессу. Ещё мгновение – и вот уже страшная птица взлетела в небеса, быстрая тень скользнула по растерянным лицам людей, и торжествующее хриплое карканье пронеслось над городом, перекрывая отзвуки замолкающего оркестра.
Дикая суматоха поднялась на площади. Вскочив на ноги, бледный как смерть молодой Король выхватил шпагу, но что могла сделать шпага? Чёрный Ворон скрылся за горизонтом, унося с собой Принцессу, а лишь в ней одной заключалось счастье и смысл жизни Короля.
— Коня мне! – срывающимся от волнения голосом крикнул Король. Он готов был броситься в погоню за Вороном, чтобы вырвать свою невесту из цепких когтей хищной птицы.
— Поздно, Ваше Величество, – в один голос ответили министры, скорбно качая головами. – Пока вы доскачете до Тёмного леса, пройдут сутки или двое. За это время Ворон успеет погубить нашу драгоценную Принцессу.
— Коня!! – приказал Король, и глаза его бешено сверкнули. Он не желал верить в неизбежное.
Тут же слуги подвели ему превосходного белого коня, Король вскочил на него и, не медля ни секунды, поскакал вслед за Вороном в Тёмный лес.
А министры, посовещавшись между собой, отрядили целую дружину отважных рыцарей вдогонку Королю.
Но как ни быстро скакала дружина, догнать Короля ей удалось лишь на второй день. Понурив голову, он ехал назад, не спеша, на загнанном до полусмерти белом коне. В руках Короля был обрывок платья Принцессы, залитый слезами и кровью. Это было всё, что осталось от прекрасной юной невесты Короля, которой так и не довелось стать Королевой.
Рыцари спешились и бросились к своему властелину, но он не обратил на них внимания, поглощённый своей бедой. Не отвечал он и на расспросы. Лишь одно поняли опечаленные рыцари – Ворона Королю убить не удалось. А значит, за гибелью Принцессы последуют новые жертвы.
— Как же может быть такое в нашей счастливой стране?! – восклицал Король, вне себя от горя. – Почему, когда все вокруг счастливы, я один обречён на вечные страдания?
Но страдания Короля оказались не вечны. Возвратившись в столицу, он заперся в своём замке, никого к себе не подпуская, и спустя несколько дней безвременно угас от неизбывной тоски.
Страна осталась без Короля. Никто не знал, что делать в такой ситуации. Министры посовещались и хотели было выбрать нового короля из своего числа, но тут взбунтовался народ.
Сотни людей вышли на ту самую площадь, откуда была похищена Принцесса, и самый смелый из них, пожилой Кузнец, стал держать речь.
— Доколе мы будем терпеть эти злодейства? До каких пор Чёрный Ворон будет похищать наших жён, детей и отцов, сея страх и ужас в нашей счастливой стране? – так вопрошал Кузнец, потрясая внушительным молотом. – Да и можно ли нашу страну называть теперь счастливой, когда всего за несколько дней мы лишились разом и Королевы и Короля?
Глухой ропот поднялся среди толпы. Люди чувствовали правоту Кузнеца.
— Пора положить конец кровавому убийце! – провозгласил Кузнец, и толпа разразилась одобрительными возгласами.
— Да, мы привыкли никого не убивать, – продолжал Кузнец. – Мы были слишком добры для этого. Но всему на свете есть предел. Час пробил! Чёрный Ворон должен умереть!
Спешно организовали целый отряд из желающих расправиться с Вороном. Это были люди, чьих родных и близких похитила в своё время жестокая птица. И друзья этих людей. И знакомые. И даже некоторые министры – те, которым был дорог несчастный Король.
Во главе всех пошёл Кузнец. По его команде люди вооружились кто чем мог. Преданная покойному Королю дружина в полном составе сопровождала это войско.
Много времени прошло, прежде чем люди добрались от столицы до окраин Тёмного леса. Но ни один из них не повернул назад.
А на опушке леса люди заметили маленькую хижину.
— Кто бы здесь мог жить? – вслух спросил удивлённый Кузнец. – Так близко к владениям Чёрного Ворона… Это же очень опасно…
— Это хижина Трёх Мудрецов, – ответил один из участвующих в походе министров – министр путешествий, хорошо знавший карту родной страны.
— Трёх Мудрецов? – обрадовались люди. – Как здорово! Вот мы у них и спросим, как лучше всего нам извести Чёрного Ворона. Наверняка Мудрецы дадут нам дельный совет.
Кузнец постучался в хижину, и навстречу людям вышли Три Мудреца – мальчишка, взрослый мужчина и старик.
— Что нам делать? – спросил за всех Кузнец, объяснив Мудрецам, в чём состоит затруднение. – Ворон огромен, да и поймать его непросто, ведь он умеет летать, а мы – нет. Как нам истребить негодяя?
Мудрецы переглянулись и покачали головами:
— Между нами нет согласия, – сказали они хором. – Поэтому каждый из нас даст вам свой совет.
— Что ж, пусть будет так, – отозвался Кузнец, хоть его и озадачил немного такой поворот событий. – Небось, три совета лучше, чем один.
— Как знать, как знать, – покачал головой самый старший из Мудрецов.
— Итак, – выступил вперёд Мудрец-мальчишка. Ростом он был невелик, годами юн, и многие люди, глядя на него, заулыбались. Мало кто ждал всерьёз помощи от ребёнка.
— Итак, – звонко повторил Мальчик, – Чёрный Ворон – наш враг, и он должен быть убит! У меня есть заговорённое копьё, которое поможет вам победить Ворона, и верный пёс, что выследит злодея. Копьё бьёт без промаха, а пёс чует негодяя за много вёрст. Я дам вам и копьё, и пса. Но прежде выслушайте моего отца и деда – быть может, они подскажут вам лучший путь.
— Куда ещё лучше, – заворчали некоторые рыцари. – Копьё в руки, пса на поводок, и вперёд!
Но Кузнец сделал рыцарям знак, и те притихли. Тогда вперёд выступил второй Мудрец – крепкий мужчина средних лет.
— Друзья, – сказал он ровным голосом. – Чёрный Ворон злобен. Но он лишь Ворон, а мы люди. Он неразумен, и потому убивает нас. Убивает даже не от голода, а просто из удовольствия. Я дам вам чудесное зеркало – это зеркало просветления. Ворон сам прилетит к вам, ибо зеркало призовёт его. Но вы не убивайте Ворона, просто дайте ему посмотреться в зеркало. И тогда он поумнеет. Он многое поймёт, станет почти таким, как мы. С ним можно будет договориться миром. Да, порой он будет продолжать убивать, но редко, лишь когда это необходимо для пропитания. Такова натура Ворона. Вы же – не должны губить его, ваша натура иная. Вы – люди. Так не совершайте же греха, не губите жизнь, не вами данную.
Гробовым молчанием встретила толпа этот странный совет. Многие задумались. Но недовольство читалось почти на всех лицах.
А тем временем заговорил самый старый Мудрец.
— Счастливые, – сказал он тихо. – Возвращайтесь домой. Ворон злобен и одинок – благодарите его за это, а судьбу за него. Я ничего вам не дам – у вас и так есть слишком многое. Так сохраните хотя бы то, что имеете…
— Да ты выжил из ума, старик, – взревела толпа, не давая Мудрецу закончить свою речь. И лишь уважение к его годам и седине помешало самым рьяным закидать старика камнями.
С большим трудом Кузнец унял толпу, и начался общий совет. Люди разделились. Большинство хотело покончить с Вороном раз и навсегда, для этого затребовали они волшебное копьё и пса. И мальчик вынес им из хижины копьё, а из конуры приковылял поджарый пёс. Другие, а было их совсем немного, попросили зеркало – они надеялись договориться с Чёрным Вороном. И средний Мудрец принёс им зеркало – старинное овальное стекло, в котором тонуло Зло и отражалась Доброта.
А старый Мудрец лишь грустно махнул рукой и молча ушёл в хижину.
«Видать и впрямь я выжил из ума, – думал он. – Что проку объяснять толпе законы бытия? Ведь знание – как гиря из алмазов. Чем больше – тем труднее передать другим…»
Кузнец, меж тем, привязал пса на поводок и самому сильному из рыцарей вручил заговорённое копьё.
Но тут раздался шум крыльев, и над опушкой закружился Чёрный Ворон. Люди в страхе закрыли головы руками. Кто-то бросился наземь, кто-то пожалел о недавней своей ретивости…
Однако Ворон не смотрел на людей. Его призвало волшебное зеркало просветления. И хищная птица снижалась медленными кругами, желая заглянуть в манящее стекло. Люди в ужасе оцепенели, и даже самых храбрых покинула решимость.
Вот Ворон сел посреди опушки, сложил крылья и отразился в зеркале целиком. Быстрая рябь прошла по его телу, и чёрный цвет перьев померк, сгладился – теперь это был не Чёрный, а Серый Ворон. Кровожадный блеск глаз его стал словно бы тише, а во взоре проступила невиданная доселе осмысленность.
И в этот миг опомнился Кузнец. Он выхватил из рук рыцаря копьё и с криком ненависти, больше походившим на рёв раненного зверя, обрушил волшебное оружие на голову Серого Ворона.
— За нашего Короля! – воскликнул Кузнец. – За Принцессу! Получай!
Брызнула кровь, Ворон захрипел и повалился набок. Минуту спустя, жизнь покинула его. А в следующее мгновение над огромным телом Ворона всплыло тёмное облачко и, становясь всё чернее и больше, оно постепенно обволокло всю толпу, и опушку леса, и хижину Трёх Мудрецов.
И каждый человек, попавший в это облако, почувствовал, что теряет что-то важное, теряет какую-то частицу своей души, быть может, самую главную. А вместе с этой частицей уходило из людских сердец чувство победы, уходила способность радоваться, уходили бескорыстие, доброта и любовь.
Вскоре облако рассеялось, словно бы впитавшись в сердца людей. И угрюмая толпа потянулась назад, в столицу. Всем было не по себе, но поправить уже ничего было нельзя.
С того дня страна эта перестала быть сказочной страной. Счастье, милосердие и любовь покинули эти края – не совсем, конечно, немножко осталось, но не больше, чем в любой другой, самой обыкновенной стране.
Всё зло, которое гнездилось в Чёрном Вороне, позволяя всей остальной стране оставаться счастливой, расползлось теперь по королевству, заглядывая в каждый уголок.
Новым королём люди избрали Кузнеца, и он поклялся править мудро и справедливо. Но вскоре был разоблачён заговор министров, которые сами метили на место властелина. Министров повесили. Часть рыцарей пришлось арестовать за участие в заговоре, другая часть ударилась в беспробудное пьянство.
Люди перестали помогать друг другу. Исчезло доверие. Друзья предавали друзей, жёны бросали мужей, а мужья изменяли жёнам. Никто не хотел трудиться, разве только для самого себя, и доходы казны упали. Король-Кузнец ввёл новые налоги, и народ потихоньку стал его ненавидеть. Сам же Кузнец слишком быстро привык к роскоши королевского дворца, и слишком быстро забыл о своих обещаниях перед народом.
Может быть, он стал тираном, может быть – не успел и погиб при очередном заговоре, преданный самым близким другом. Это уже не важно. Главное, что сказка закончилась…
Лев Григорян
Об авторе. Григорян Лев Арменович, 1980 г.р. Рассказы, сказки и стихи публиковались в журналах «Дарьял», «Огни Кузбасса», «Наша улица», альманахах «Атланты», «Подсолнушек», «Восхождение», сборниках издательства «Бёркхаус» и др. Сказка «Белая лошадь» вошла в лонг-лист конкурса «Короткое детское произведение – 2016 (осень)» издательства «Настя и Никита».